Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 114. Самостоятельные и служебные части речи






Знать: самостоятельные и служебные части речи.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи.

 

I. Словарный диктант.

 

Предложить решение, правильный ответ, уложить вещи, громоздкий велосипед, беззаботный шофер, шоссейная дорога, арена цирка, трезвый расчет, акация на улице, вокзал налево, расчистить дорогу.

 

II. Запись под диктовку предложения Над космодромом раздался гул, и гигантская ракета за дрожала и медленно оторвалась от земли.

— Составьте схему предложения. Укажите слова, которые соответствуют данным схемам: существительное — , прилагательное, глагол — . Назовите слово без окончания. Что это за часть речи?

— Сделайте синтаксический разбор второй части предложения. Что связывает союз и?

 

III. Материал для наблюдений — с. 177 учебника.

— Что вы узнали нового из параграфа?

Упр. 460.

 

IV. Учащимся предлагается доказать, что знание того, к какой части речи относится слово, необходимо для: 1) выбора ряда орфограмм; 2) постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым 3) правильного разбора слова по составу.

Запись в тетрадях:

гл. гл. гл., 2 л. не 3 скл. 3 скл.

1) Не бы л, не у влекался, гляди шь, товарищ , доч ь.

2) Цикорийрастение, которое добавляют в кофе. Желудьплод дуба. Бечевка — тонкая веревка.

3) Стих (сущ., глаг.), смел (кр. прилаг., глаг.), дали (сущ., глаг.), знать (сущ., глаг.), стекло (сущ., глаг.).

 

V. Запись под диктовку.

Учащиеся должны выделить в глаголах приставку, в существительных корни и графически объяснить в них орфограммы; в прилагательных окончания, определить, на что они указывают.

 

Здесь было много интересных растений. Все они уже отцвели, но еще не утратили своего летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие осенние тона.

Лесной тополь-великан стоял на берегу реки. двести лет он охранял по рядок в лесу.

(По В. Арсеньеву.)

 

— Назовите слова без окончаний. Что это за часть речи? Слова каких еще частей речи встретились в тексте? Что связывают союзы в этих предложениях? Для чего служат предлоги? Укажите слово, которое придает глаголу отрицательный смысл.

 

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Части речи в русском языке», используя таблицы упр. 462; повторить материал таблицы 9 «Роль существительного в предложении».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.