Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 86. Развитие речи. Сочинение






по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

(упр. 358)

 

Урок 87. Антонимы

Знать: о роли антонимов в речи.

Уметь: подбирать антонимы; находить их в тексте; употреблять в речи.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка. Составьте схему предложения.

 

Улетают птицы за море.

Миновало время жатв,

На холодном сером мраморе

Листья желтые лежат.

(Д. Кедрин.)

 

Учащиеся выписывают в столбик сказуемые двух первых предложений и определение холодный; рядом записывают слова с противоположным значением: прилетать, проходить (время), горячий; приводят еще примеры слов с противоположным значением.

 

II. Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера.


И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

высоко,

А ты ответишь:

низко.

Скажу я слово

далеко,

А ты ответишь:

…………

Скажу я слово

потерял,

И скажешь ты:

………...

Скажу тебе я слово

трус,

Ответишь ты:

храбрец.

Теперь

начало

Я скажу, —

Ну, отвечай:

…………


 

Запись в тетрадях: анти — против, онима — имя.

 

Домашнее задание: § 68, упр. 364 (письменно), 367 (устно).

 

III. Упр. 360 (устно).

Делается вывод об особенностях строения многих русских пословиц — на противопоставлении.

 

IV. Запись в столбик слов и подбор к ним антонимов.

 

Тяжелый (легкий), ранний (поздний), жестко (мягко), правда (ложь).

 

— Укажите вид орфограмм в словах второго столбика.

Внимание пятиклассников обращается на то, что антонимами всегда являются слова одной и той же части речи.

 

V. Игра «Кто больше?».

Учащиеся записывают по вариантам антонимичные пары, обозначающие:

 

в р е м я п р о с т р а н с т в о ч у в с т в о,

х а р а к т е р ч е л о в е к а

рано (поздно) далекий (близкий) веселый (грустный)

утро (вечер) длинный (короткий) умный (глупый)

день (ночь) узкий (широкий) добрый (злой)

 

VI. Игра «Отгадай, что́ я»

 


Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня... (прохлада).

 

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь... (тишина).


 

VII. Запись к данным словам синонимов и антонимов.

 

Твердый (крепкий, мягкий), большой (громадный, маленький), добрый (сердечный, злой).

VIII. Запись под диктовку с указанием антонимов.

 

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

(Л. Толстой.)

 

Домашнее задание: упр. 362 (письменно), 367 (устно).

 

Урок 88. Развитие речи. Роль деталей

В описании предмета. Подробное изложение

(упр. 367)

 

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.