Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 70. Орфоэпия






 

I. Проверка домашнего задания: 1) у доски два ученика: один выписывает из домашнего упражнения слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука; второй — слова, в которых эти буквы обозначают один звук; 2) устный рассказ по таблице.

II. Учитель сообщает учащимся, что знание особенностей букв е, ё, ю, я помогает правильному произношению слов. Например, не произносить вместо мягкого согласного твердый (мал — мял, сэр — сер).

— В некоторых иноязычных словах эти буквы не всегда подсказывают нам, как надо правильно произнести слово. Как, например, вы произнесете согласную т в следующих словах (они проецируются с помощью графопроектора)?

 

ан т енна т ермин

ган т ели т ема

ш т епсель т екст

ин т ервью т енор

 

(При чтении объясняется значение слов.)

Под первым столбиком делается запись: [тэ] под вторым — [т’э].

Итак, буква е в словах первого столбика не обозначает мягкости предшествующего согласного. Произношение этих слов надо запомнить.

Правила произношения звуков и ударений в словах изучает о р ф о э п и я.

 

III. Знакомство с теоретическим материалом § 61.

IV. Упр. 309, 310. Запись в раздел словаря «Говори правильно» слов со с. 121, 123.

V. Знакомство со словарем учебника «Произноси правильно!» (с. 286—287).

 

Домашнее задание: § 61, упр. 312 (в случае затруднения обращаться к орфоэпическому или толковому словарю).

 

Урок 71. Орфоэпия (продолжение темы)

1. Проверочная работа с использованием перфокарт. Разделительные Ь и Ъ

 

1. несъедобный объёмный серьёзно

2. предъюбилейный ружьё необъятный

3. добьётся подъем предъявить

4. съёжится муравьи взъерошить

5. листья льётся съездил

6. объединил подъехал прольёт

7. собьются вьётся объявление

8. необъятный объяснить вьюга

9. объединить разъяснить барьер

 

II. Запись в два столбика слов елка, вез, юбка, люлька, ясно, ест, сел.

е, ё, ю, я обозначают

один звук | два звука

 

III. Проверка домашнего задания.

Три ученика выписывают из заданного на дом упр. 312 в колонки слова, в которых произносится: 1) [шн] и [шт]; 2) перед е мягкий согласный; 3) перед е твердый согласный.

Дополнительные вопросы: укажите 2—3 слова из упражнения, в которых звуков больше, чем букв; назовите, какой звук обозначает выделенная буква. (Дру г, ла в ка. Па в ка, две р ь.)

 

IV. Запись с доски слов в три столбика: в первый — с ударением на первом слоге, во второй — с ударением на втором слоге, в третий — на третьем.

 

Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис, астроном, портфель.

 

Делается вывод о том, что в русском языке ударение не прикреплено к определенному слогу в слове, как, например, в других языках: во французском оно падает на последний, а в чешском и венгерском — на первый, в польском — на предпоследний слог. Такое ударение называют свободным. Например, в русском языке есть большая группа глаголов, в которых ударение зависит от формы глагола. Так, глаголы жить, быть, лить, дать, вить и их образования с приставками (дожи́ ть, побы́ ть перели́ ть, зада́ ть, переви́ ть и т. д.) имеют одно ударение, а форма прошедшего времени женского рода этих глаголов — другое: жила́, была́, лила́, дала́, вила́, прожила́, долила́ и пр.

 

Домашнее задание: повторить слова раздела «Говори правильно»; подобрать по два примера на каждое положение таблицы 12.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.