Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенное дело








Согласно законодательству РФ государственное регулирова­ние ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного | (применение импортного и экспортного таможенных тарифов),! нетарифного регулирования (например, квотирования и лицен­зирования) и таможенного дела.

Система мер таможенного и нетарифного регулирования ВЭД регламентируется Федеральным законом «Об основах го­сударственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Следующее звено правового регулирования в рассматрива емой сфере — нормативные акты Президента РФ и Правитель ства РФ. За последние годы на этом уровне принято больше количество решений, связанных с практическим использова нием таможенно-тарифных мер, в том числе определяют^ правовые основания деятельности таможенных органов.

Разработку соответствующих нормативных актов на ведол ственном уровне обеспечивал раньше Государственный тамс женный комитет РФ, поскольку на практике именно на тамс женные органы возлагалось применение таможенно-тарифнь мер. С принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполни­тельной власти» Государственный таможенный комитет РФ бь преобразован в ФТС России.

Главное управление тарифного и нетарифного регулирова­ния, входящее в структуру Минэкономразвития России, непо­средственно обеспечивает подготовку предложений о тарифно* регулировании и введении этих мер в действие, а также орга­низует контроль соблюдения запретов и ограничений участни­ками ВЭД.

Таким образом, таможенное законодательство РФ регули­рует отношения в области таможенного дела'.

• по установлению порядка перемещения товаров и транс­
портных средств через таможенную границу, возника­
ющие в процессе:

—таможенного оформления;

—таможенного контроля;

—обжалования актов, действий (бездействия) таможен­
ных органов и их должностных лиц;

• по установлению, введению и взиманию таможенные
платежей.


Таможенно-тарифное регулирование — наиболее важный и трудоемкий процесс, который включает несколько взаимосвя­занных операций'.

^ определение страны происхождения товара;

•^ таможенной стоимости товара;

^ таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулирова­нию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали пред­метом регулирования ТК РФ. До этого они регламентировались Законом РФ «О таможенном тарифе». Согласно ст. 25 данного Закона полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется Правительство РФ. Так, например, постановлением от 23 апреля 1998 г. № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» был утвержден Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компо­нентов при их вывозе с территории свободного склада с осо­бенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации.

В ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулирова­но требование, по которому принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции в приложениях о правилах происхожде­ния товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров. В рамках СНГ было заключено Со­глашение о правилах определения происхождения товаров раз­вивающихся стран при предоставлении тарифных преферен­ций в рамках Общей системы преференций.

В соответствии с общепринятым в международной практи­ке определением страны происхождения товара под ней пони­мается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с кри­териями, установленными в ст. 31 и 32 ТК РФ. Аналогичное


 




определение содержится в ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Таможенное законодательство допускает использование понятия страны происхождения товара в широком смысле сло­ва — как место происхождения товара. В этом качестве могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или * часть государства.

Наиболее часто встречаемый пример использования в прак­тике внешнеторгового регулирования понятия «страна проис­хождения», за которым скрывается таможенный союз госу-: дарств, — Европейский союз.

Другой важный аспект, который необходимо выделить для целей определения происхождения товара, содержится в Феде­ральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых эконо­мических зонах в Российской Федерации». В п. 2 ст. 30 ТК РФ; оговаривается возможность принятия таможенным органом 1 предварительного решения об определении страны происхож-1 дения. Оно принимается по письменному запросу декларанта | или иного заинтересованного лица (ст. 42 ТК РФ).

Предварительное решение обязательно для всех таможен­ных органов. Оно действует в течение пяти лет со дня его при­нятия (ст. 43 ТК РФ).

В ст. 31 ТК РФ перечислены товары, считающиеся полно­стью произведенными в данной стране. (Аналогичный список Л содержится в ст. 27 Закона РФ «О таможенном тарифе».)

Статья 32 ТК РФ посвящена критерию достаточной пере­работки. Он используется, когда в производстве товара участву­ют две и более страны, и означает, что товар считается проис­ходящим из той страны, в которой он был подвергнут суще­ственной последней переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Таможенный орган вправе требовать подтверждения стра­ны происхождения товара в следующих случаях (ст. 37 ТК РФ):

^ если стране происхождения ввозимого товара Россий­ская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или зако­нодательством РФ;

^ при обнаружении признаков того, что заявленные сведе­ния о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных платежей и (или) запре-


тов и ограничений, установленных в соответствии с зако­нодательством о государственном регулировании внешне­торговой деятельности, являются недостоверными. Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, считаются:

^ декларация о происхождении товара — составленный в произвольной форме документ, в котором указаны све­дения, позволяющие определить страну происхождения товара (ст. 35 ТК РФ). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стра­не происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром; ^ сертификат о происхождении товара — документ, одно­значно свидетельствующий о стране происхождения то­вара и выданный компетентными органами или органи­зациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе полученных из страны происхождения товара) (ст. 36 ТК РФ). В таможенной практике используются сертификаты о происхождении по форме «Ст-1» и по форме «А».

ТК РФ 2003 г. впервые упоминает Декларацию о происхож­дении товара. В ст. 35 ТК РФ предусматривается, что для удо­стоверения страны происхождения в таможенный орган может быть представлена декларация о происхождении товара. Она составляется в произвольной форме и содержит сведения, по­зволяющие определить страну происхождения товара.

Как правило, в международной практике сертификаты про­исхождения выдаются неправительственными организациями и учреждениями. В России правом удостоверять сертификаты о происхождении товаров наделены торгово-промышленные палаты, негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпри­нимателей (ст. 12 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О тор­гово-промышленных палатах в Российской Федерации»). Из этого общего правила есть исключения. Так, например, серти­фикаты о происхождении в Казахстане выдаются Госстандар­том Республики Казахстан (телетайпограмма Государственно­го таможенного комитета РФ от 11 сентября 1997 г.№ АТ- 1019), в Узбекистане на автомобили — Министерством внешних эко-


комических связей Республики Узбекистан (письмо Государ­ственного таможенного комитета РФ от 11 сентября 1997 г. №07-10/17561).

Сертификат может быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ.

Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено проис-; хождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи.

В ст. 38 ТК РФ регламентируются отдельные ситуации, воз­никающие в связи с отсутствием у декларанта документов, под­тверждающих страну происхождения товара.

Особое место института страны происхождения товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее вли-; яние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.

Следующая операция правового регулирования в рассмат­риваемой сфере — таможенная стоимость товаров.

Принятый в 1993 г. Закон РФ «О таможенном тарифе» зало­жил правовые основы для применения в практике российско­го таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерально-: го соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — так называ­емого Кодекса таможенной стоимости.

Система определения таможенной стоимости включает:

^ комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ;

^ соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 г. по ре­зультатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;

•^ Закон РФ «О таможенном тарифе»; методические поло­жения Государственного таможенного комитета РФ по практическому применению порядка определения тамо­женной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ;

^ организационно-правовые вопросы взаимодействия та­моженных органов и декларантов в ходе их решения.

В ст. 322 ТК РФ определен объект налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также обозначена основа налоговой базы, применяемой при исчис- \ лении сумм таможенных пошлин, налогов.


Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами считаются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РФ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в свя­зи с перемещением товаров через таможенную границу, при этом положения ст. 38 НК РФ, касающиеся объекта налогооб­ложения, не применяются.

Налоговая база для целей исчисления таможенных пошлин, налогов — таможенная стоимость товаров и (или) их количе­ство, что соответствует правилам Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода ее определения. В случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфиче­ским ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо по комбинированным ставкам (в процентах к та­моженной стоимости товаров в установленном размере за еди--ницу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

Порядок определения и заявления таможенной стоимости определен в ст. 323 ТК РФ. Положения ст. 53 НК РФ, опреде­ляющие налоговую базу при исчислении налогов, не приме­няются.

В ст. 323 ТК РФ установлена процедура определения и заяв­ления таможенной стоимости товаров, выступающей основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, нало­гов в соответствии со ст. 322 ТК РФ.

Права и обязанности таможенного органа и декларанта при определении таможенной стоимости товаров определены ст. 15 и 16 Закона РФ «О таможенном тарифе». Так, декларант имеет право доказывать достоверность заявленной таможенной сто­имости всеми доступными ему способами. При возникнове­нии необходимости в уточнении заявленной декларантом та­моженной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган РФ с просьбой предоставить ему деклари­руемый товар в пользование под залог имущества, гарантию банка или внесение денежных средств на депозит таможенно­го органа. Таможенный орган РФ по письменному запросу дек­ларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная дек­ларантом таможенная стоимость не может быть принята в ка-


 




честве базы для начисления пошлины. При несогласии декла-1 ранта с решением таможенного органа в отношении определе-1 ния таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в судеб­ном порядке.

Таможенное законодательство исходит из того, что про­цедура принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью не- 3 допущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимо­сти законодательство обеспечивает баланс интересов государ­ства в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно-про-граммной операции.

В ст. 318 ТК РФ установлены общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также перечислены виды этих платежей.

Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ — это вид налога и важный тарифный инструмент регулирования ввоза (вывоза) товаров. НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, регули­руются нормами НК РФ. Уплата таких платежей — неотъемле­мое условие ввоза товаров на таможенную территорию Россий­ской Федерации.

При исчислении таможенной пошлины, налогов общей на­логовой базой считается таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК РФ.

ТК РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 28, 29, 32, 33), Щ также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) упла­ты таможенных пошлин, налогов (гл. 30). Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.

Нормы гл. 28—33 ТК РФ применимы и для сезонных по-^ шлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенны-; ми органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависи­мости от сезона при ввозе определенных видов товаров.

Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможен­ных платежей, согласно НК РФ имеют иную правовую приро-


ду, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, раз­мер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что ого­ворено в правилах Киотской конвенции (гл. 1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регу­лируется законодательством РФ о налогах и сборах.

Законом РФ «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики РФ в пре­делах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины.

Принятие решений по таможенным платежам — это заклю­чительная таможенно-программная операция. Без четкой орга­низации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тариф­ного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возра­стает роль каждой таможни как непосредственного исполни­теля мер тарифного регулирования.

Таким образом, есть все основания утверждать, что в Рос­сии создана и действует система источников таможенного пра­ва, основной из которых ТК РФ. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета РФ, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государ­ственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

В механизме таможенно-тарифного регулирования важней­шая роль отводится Закону РФ «О таможенном тарифе». В нем устанавливается порядок формирования и применения тамо­женного тарифа как инструмента торговой политики и госу­дарственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложе­ния товаров пошлинами при их перемещении через таможен­ную границу России.

Правовые основы тарифного регулирования содержатся и в Федеральном законе от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществле-


нии внешней торговли товарами» и Федеральном законе «О го­сударственном регулировании внешнеторговой деятельности». Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базо­вого Закона РФ «О таможенном тарифе». В них установлены основы государственного регулирования ВЭД, определен пра­вовой статус органов исполнительной власти в области экспорт­но-импортных операций, определены формы и методы конт­роля со стороны государства в данной сфере.

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в ми­ровой экономике, природно-географического положения, ру­ководствуясь общенациональными и геополитическими инте­ресами, определяет для себя цели и задачи развития внешне­экономических связей.

Формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей, но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономи­ческому прогрессу своего населения.

В странах с развитой рыночной экономикой национальная экономика развивается в узкой взаимосвязи с мировой эконо­микой с помощью мирового рынка, на базе рыночных отноше­ний. В таких странах отсутствуют государственная монополия и внешняя торговля. Последняя осуществляется в основном ча­стными фирмами на коммерческой основе. Государство регу­лирует внешнеэкономическую деятельность с помощью систе­мы административных и экономических методов.

В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ДОД обычно подразделяются на две группы:

1) тарифные, к которым относятся ввозные и вывозные по­
шлины и таможенные сборы;

2) нетарифные, к которым относятся НДС, акциз, а также
методы административного регулирования ВЭД: квотирование,
лицензирование, сертификация товаров и другие методы.

Выделение тарифных методов в особую группу в определен­ной мере оправдано той специфической ролью, которую игра­ют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отно-


шении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД.

Объединение в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акциза) и административных методов регулирования (кво­тирования, лицензирования и т.п.) нецелесообразно. НДС, ак­циз, как экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, считающимися также экономическими методами регулирования ВЭД. И те и другие относятся к числу важных экономических регуляторов экономики, значение ко­торых будет усиливаться. К использованию их в качестве регу­ляторов ВЭД необходим системный комплексный подход.

Административные методы регулирования ВЭД необходимо выделить в особую группу. Международные и региональные организации резко реагируют на использование этих мер и тре­буют их отмены, но при определенных ситуациях применение этих мер может стать необходимым и сами меры незаменимыми мерами экономического регулирования. Например, когда необ­ходимо в какой-то период сократить до определенных размеров или увеличить экспорт или импорт соответствующих товаров.

Наиболее целесообразна следующая классификация мето­дов регулирования ВЭД'.

^ экономические методы регулирования ВЭД, включа­ющие таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС, спецналоги и акциз;

^ административные методы регулирования ВЭД, включа­ющие лицензирование, квотирование, государственную монополию на экспорт и импорт отдельных специфиче­ских товаров, сертификацию качества товаров и т.п.

Экономические методы регулирования ВЭД должны состав­лять единый экономический механизм регулирования ВЭД, учитывая их взаимосвязь и известную взаимозаменяемость.

В условиях рыночной экономики различных модификаций (планово-рыночной, социально-ориентированной и т.д.) еди­ный экономический механизм регулирования должен выпол­нять основные функции.

Понятие «единый экономический механизм» означает су­ществование определенных взаимосвязей между отдельными элементами, которые его образуют, наличие системного под­хода к образованию этого механизма с обеспечением внешних


и внутренних связей элементов этой системы. С одной сторо­ны, внешние связи экономического механизма регулирования ВЭД базируются на взаимосвязи проблем ВЭД с внутренними проблемами национальной экономики, а с другой — на обяза­тельствах, принимаемых на себя Россией при вступлении в международные и региональные союзы и соглашения и при получении экономической помощи от международных эконо­мических организаций. Внутренние связи в границах единого экономического механизма формируются на основе взаимосвя­зей между его элементами и возможности их взаимозамены в определенных пределах.

ВЭД любого государства обычно предназначена для реше­ния национальных задач и связана с проблемой развития внут­ренней экономики, в частности участвует в повышении ее эф­фективности. Для достижения этих целей страны нередко идут на некоторые потери. Например, импортный тариф в Китае на технику и технологии учитывает их уровень и соответствие мировым достижениям в этой области. Импорт новейшей тех­ники и технологий облагается минимальным таможенным та­рифом или вообще освобождается от ввозных пошлин, однако государство теряет определенную сумму импортных пошлин, так как при ввозе техники и технологий обычного качества взи­мается обычный (не льготный) тариф. Эти потери легко оку­паются тем дополнительным доходом, который страна получает в результате использования современной техники и техноло­гий. Недобор средств от ВЭД может быть с избытком компен­сирован государству увеличением доходов от внутренней эко­номики, если сокращение доходов от ВЭД способно дать значительный эффект на стадии практического использования импортной техники и технологий. В результате получается, что доходы от ВЭД и от внутренней экономики взаимосвязаны. Уменьшение одних доходов с избытком может быть компен­сировано увеличением других. Такая взаимосвязь управляется необходимостью сбалансированного подхода к планированию доходов от ВЭД и от национальной экономики с конечной це­лью оптимизации совокупного дохода.

Требования стран, занимающих лидирующее положение в международных экономических организациях, обычно приво­дят к дальнейшей либерализации ВЭД, т.е. к уменьшению та­моженных пошлин, акцизов и НДС. Происходит ограничение и сокращение административного регулирования ВЭД.


Такие требования часто вступают в противоречие с нацио­нальными интересами России. Они обессиливают позиции отечественных производителей на мировом и даже на внутрен­нем рынках.

В ходе реализации требований и рекомендаций Междуна­родных организаций и союзов должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных про­изводителей, а также увеличена конкурентоспособность их продукции. Решить эту задачу можно с помощью одновремен­ного снижения таможенных пошлин и компенсирующим это снижение повышением ставок НДС, акциза на импортные то­вары, но только в том случае, если возможность такого повы­шения не заблокирована соответствующими обязательствами Правительства РФ.

Образование единого экономического механизма регулиро­вания ВЭД в России происходило постепенно, в результате проведения радикальных экономических реформ. Определя­ющую роль в этом процессе сыграли либерализация ценообра­зования, налоговая реформа, новое законодательство, регули­рующее ведение валютных операций.

Налоговая система также оказывает значительное влияние на ВЭД.

При экспорте товаров страны-экспортеры, как правило, не облагают экспортируемые товары НДС и акцизом, с тем чтобы обеспечить им более высокую конкурентоспособность на ми­ровом рынке, хотя допускаются и исключения.

При импорте товаров, для того чтобы обеспечить им рав­ную конкурентоспособность с товарами отечественного про­изводства, все страны облагают импортные товары НДС по ставкам, применяемым при обложении товаров отечественно­го производства.

Нетипичны для мировой практики случаи освобождения импортных товаров от НДС. Отсюда следует, что НДС высту­пает тем самым элементом единого механизма экономичного регулирования ВЭД, формирующимся преимущественно ис­ходя из внутренних условий развития экономики, к которым система регулирования ВЭД должна приспособиться. Это не исключает возможности использования данного налога в ре­гулировании ВЭД в интересах экономики страны в определен­ных пределах, которые допускаются законодательством России.


 




От национальных условий зависит акциз как форма косвен­ного налога, так как ему в большей степени свойственна соци­альная функция. Значительно меньшую роль при формирова­нии ставок акциза играют международные обязательства. Это говорит о том, что при формировании единого экономическо­го механизма регулирования ВЭД государство относительно свободно при определении ставок акциза.

Определенную роль в системе единого экономического ме­ханизма регулирования ВЭД играет система вывозных и ввоз­ных пошлин и специального налогообложения.

Главную роль в адаптации товаров иностранного производ­ства к условиям российского рынка и товаров отечественного производства к условиям мирового рынка играют пошлины. Получается, что пошлины формируются в соответствии с ус­ловиями ВЭД и определяются особенностями национальной экономики.

Для обоснования ставок пошлин необходим индивидуаль­ный подход по каждому конкретному товару или группе това­ров. Следует помнить, что иногда такой подход должен учиты­вать особенности жизненного цикла товара (прогрессивный, новый или морально устаревший).

Существует необходимость индивидуального подхода при определении пошлин с учетом специфики каждого товара.

В развивающихся странах импортные пошлины весьма зна­чительны и возрастают по мере увеличения различий между национальными и интернациональными издержками и ценами, а в экономически развитых странах относительно невелики. Относительно низкие ввозные пошлины в условиях высокой производительности труда, а также низкие национальные из­держки могут обеспечить защиту национальных производите­лей, у которых издержки приближаются к мировому уровню. Для экономически слаборазвитых стран такие же пошлины не обеспечат должной защиты национального производства и могут ослабить развитие национальной экономики.

Экспортные пошлины взимаются в исключительных усло­виях и по ограниченному кругу (перечню) товаров. В основном экспортные пошлины (и налоги) взимаются по энергоносите­лям и сырьевым товарам, а также по изделиям высокохудоже­ственным, которые составляют достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а также наукоемкая продук-


ция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общим основанием для всех таких товаров считается то, что их национальная стоимость и ее цены ниже уровня интерна­циональных издержек и мировых цен, которые регулируются издержками производства замыкающих поставщиков. Если эти предпосылки отсутствуют, то отпадают экономические усло­вия для взимания экспортных пошлин.

Итак, экспортные пошлины определяют разницу между низкими национальными издержками и ценами продукций и между более высокими издержками замыкающих поставщиков и регулируемыми этими издержками мировыми ценами.

Основанием для отнесения их к категории рентных плате­жей служит экономическая природа экспортных пошлин и экс­портного спецналога. От соотношения между национальными и интернациональными издержками и ценами зависит размер этих платежей, его величина колеблется в зависимости от уров­ня этих различий.

Мировые и национальные цены служат основанием для определения ввозных и вывозных пошлин, поэтому возникает сложная проблема определения этих цен как базы расчета ста­вок пошлин.

Суть проблемы состоит в необходимости четко определить, какие из мировых и национальных цен могут быть приняты в качестве базы для определения ставок ввозных и вывозных пошлин.

Особое внимание следует уделить мировым национальным ценам. Известно, что в практике международной торговли при­меняются многие разновидности мировых цен:

^ цены мировых бирж, аукционов, торгов;

^ контрактные цены,

^ каталоговые цены крупнейших мировых фирм и т.д.

Эти цены могут различаться также условиями оплаты, ба­зисными условиями поставки товаров, валютой платежа.

Из всей совокупности мировых цен необходимо отобрать виды цен на конкретные товары, ставшие базой для расчета таможенных пошлин. По этим видам цен формируется массив информации для определения уровня таможенных пошлин т-ввозных и вывозных.

Ассортимент продукции, который реализуется на мировых рынках, и цены на нее систематически меняются под влиянием


ряда факторов, поэтому система пошлин должна корректиро­ваться, в основном это номенклатура товаров, облагаемых та­моженными пошлинами, и уровень пошлин. По товарам до­вольно стабильного ассортимента с более устойчивыми ценами такие корректировки системы пошлин могут осуществляться реже, чем по товарам с быстро обновляющимся ассортимен­том и с более динамичными издержками и ценами.

Ценовой базой для обновления и корректировки таможен­ных пошлин также считаются национальные цены. Эти цены колеблются значительнее, чем мировые. Так, например, цены на одинаковую продукцию на территории Российской Феде­рации в обрабатывающей промышленности могут отличаться в три — пять раз, а в добывающей промышленности и в сель­ском хозяйстве — еще больше.

В связи с этим возникает ряд весьма сложных вопросов. Во-первых, необходимо ли ориентироваться на цены при форми­ровании таможенных пошлин? Во-вторых, на базе единого для всей Российской Федерации уровня таможенных пошлин раз­решима ли проблема протекционизма и в какой мере актуаль­на проблема регионального аспекта этих пошлин? В-третьих, какие способы могут быть применены (кроме пошлин) для за­щиты отечественных производителей при резкой дифферен­циации национальных издержек и цен?

От решения данных вопросов могут зависеть все методоло­гические проблемы формирования массива информации для расчета пошлин, и главная из них — должен ли этот массив быть единым для всей Российской Федерации или в дополнение к нему следует формировать аналогичные массивы по регионам с указанием регионов и их границ.

Национальные цены РФ более динамичны, чем мировые. В то время как изменения мировых цен за год, как правило, не превышают 10%, цены в Российской Федерации за год изме­няются на сотни процентов.

На мировом и внутреннем рынках опережающий рост наци­ональных цен в Российской Федерации по сравнению с миро­выми снижает конкурентоспособность отечественной продук­ции. Для защиты отечественных производителей на внутреннем рынке требуется повышение пошлин на импортируемые това­ры для приведения цен на эти товары на рынках РФ в соответ­ствие с национальными ценами на аналогичные товары. Тре-


бования международных организаций о снижении пошлин противоречат интересам России. Их выполнение может при­чинить ущерб российской обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству.

Для того чтобы снизить импортные пошлины, необходимо снижение национальных издержек и цен, а это возможно лишь в том случае, если российская экономика стабильна и растет.

Следовательно, пересмотры системы таможенных пошлин следует производить с учетом следующих факторов:

• динамики интернациональных издержек;

• динамики национальных издержек;

• динамики курса рубля по отношению к иностранной ва­
люте.

Модель расчета таможенных пошлин, методология их фор­мирования должны учитывать все эти факторы и систему их взаимодействия.

Те изменения, которые происходят в национальной эконо­мике и в конъюнктуре мирового рынка, вызывают необходи­мость пересмотра тарифной системы и всего экономического механизма регулирования внешнеэкономических связей.

Пересмотры тарифных ставок, а особенно массовые, целе­сообразны в исключительных случаях, когда намечаются су­щественные изменения внешнеэкономической политики и требуется коренное изменение всей тарифной системы.

Один из приемлемых способов реформирования тарифной системы — частичный пересмотр ввозных и вывозных пошлин, акцизов, НДС. Изменения соответствуют эволюционному пути развития национальной экономики, исключающему в основ­ном ее революционные преобразования.

Для частичной корректировки системы тарифов необходим определенный механизм, который бы своевременно выявил необходимость таких корректировок и сигнализировал соответ­ствующим органам о такой необходимости, готовил обоснова­ния для изменения тарифов, прогнозировал результаты таких изменений для отечественного производства, государственно­го бюджета, внутреннего рынка и системы внешнеэкономиче­ских связей РФ.

Объективная оценка последствий предполагаемого измене­ния тарифов требует комплексного системного подхода кдан-ной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка


 




должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД, отечественного производства и потребителей продукции, а также государственного бюджета.

При обосновании мер по регулированию ВЭД должен обя­зательно соблюдаться приоритет государственных интересов.

Таким образом, эффективность тарифного регулирования зависит прежде всего от уровня ставок пошлин. Статистика таможенных правонарушений показывает, что чрезмерно вы­сокий уровень ставок толкает большинство импортеров и экс­портеров либо на уклонение от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами, либо на сокрытие их части, либо на свертывание торговых операций. Все это приводит к значи­тельным потерям средств, предназначенных для пополнения доходной части федерального бюджета. В этой связи вопросы корректировки целесообразного снижения абсолютного уров­ня таможенных пошлин и других платежей должны находить оперативное решение со стороны федеральных органов испол­нительной власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.