Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенно-тарифный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности






В рыночной экономике государство осуществляет регу­лирование внешнеэкономической деятельности в целях обес­печения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регули­рованию внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) осуществляется практически во всех странах мира, но ее мас­штабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определя­ются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в со­временном мире, внешней и внутренней политики государства. Классический инструмент регулирования внешней торгов­ли — таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли. | Таможенный тариф (сиМотз 1ап$) в зависимости от контек­ста может определяться как:

^ инструмент торговой политики и государственного регу­лирования внутреннего рынка страны при его взаимодей­ствии с мировым рынком;

•^ свод ставок таможенных пошлин, применяемых к това­рам, перемещаемым через таможенную границу, систе­матизированный в соответствии с ТН ВЭД; ^ конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на та­моженную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но если ряд стран объединяются в торгово-экономи-


ческую группировку и формируют свой таможенный союз, то таможенный тариф считается общим инструментом внешне­торгового регулирования, который является единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими стра­нами. Наиболее яркий пример таможенного союза — Европей­ское экономическое сообщество, которое объединило все уча­ствующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом.

Таможенные тарифы формируются на основе товарных классификаторов, которые содержат перечень товаров, распре­деляемых по соответствующей схеме. В настоящее время са­мым распространенным классификатором товаров, обраща­ющихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Вместе с ней при­меняется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандарт­ная международная торговая классификация ООН.

Таможенные тарифы обычно содержат несколько колонок ставок обложения:

^ колонку максимальных пошлин;

^ колонку минимальных пошлин;

^ колонку преференциальных пошлин.

Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений.

В отношении товаров тех стран, с которыми действуют тор­говые договоры или соглашения, предусматривающие взаим­ное предоставление режима наибольшего благоприятствова­ния, действуют минимальные пошлины.

Таможенные тарифы большинства стран содержат также колонку преференциальных пошлин. Ими облагается импорт то­варов из развивающихся стран.

Преференциальные пошлины промышленно развитых стран Для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) общую систему преференций.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок та­моженных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в со­ответствии с ТН ВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможен­ном тарифе». Названным Законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:


 




 

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в Рос­
сийскую Федерацию;

• поддержание рационального соотношения вывоза и вво­
за товаров, валютных доходов и расходов на территории
Российской Федерации;

• защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия
иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции Рос­
сийской Федерации в мировую экономику.

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД. Совершенствуется и развивается импортный тариф. Это объяс­няется тем, что при переходе от централизованно планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наи­большей степени может играть роль механизма приспособле- • ния российской экономики к мировому рынку. Таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и нацио­нальной экономикой в отличие от количественных ограни-.; чений, которые представляют собой меры административно-технического характера. Это в свою очередь представляет собой единственный гибкий экономический регулятор ввоза кон­кретных товаров.

Активное участие в процессе разработки предложений по < внесению изменений и дополнений в таможенный тариф РФ принимает Министерство экономического развития РФ (да­лее — Минэкономразвития России). Работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В насто­ящее время в таких рамках проводится работа по уточнению списка товаров, которые имеют свое происхождение в развива­ющихся странах и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. В связи со складывающейся эконо- ] мической ситуацией в России планируется значительно сокра­тить список таких товаров.

В современных условиях при определении уровня таможен­но-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение ко­торых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

^ обеспечение формирования доходной части федерально­го бюджета за счет таможенных платежей;


^ защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства;

^ создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

^ получение торгрво-политических уступок от стран — тор­говых партнеров Российской Федерации;

^ обеспечение решения социально значимых задач, созда­ние возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных факторов.

При осуществлении внешнеэкономической и торговой дея­тельности субъекты сталкиваются со сложной системой об­щественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посред­ством таможенного оформления и регулируемой определенны­ми нормами и правилами.

Российское таможенное законодательство состоит из дей­ствующего ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных фе­деральных законов. Они именуются актами таможенного за­конодательства. Круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативных правовых актов, служащих ис­точниками таможенного права, традиционна: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы тако­го регулирования определяются в Законе РФ «О таможенном тарифе» и в других правовых актах.

Согласно Конституции РФ таможенное регулирование на­ходится в ведении Российской Федерации.

Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает совокупность эле­ментов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осно­вано на правовых предписаниях органов государственной вла­сти и осуществляется в соответствии с нормами законодатель­ства РФ.


 








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.