Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В России






В России история таможенного дела началась с взимания денежных сборов и пошлин с обмениваемых или продаваемых товаров в оживленных торговых пунктах и на перекрестках тор­говых путей. Это период возникновения сборных торговых, «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление у восточных славян историки относят к VIII в. Среди многочисленных сборов и пошлин в Киевской Руси были распространены «осмничее» и «мыт», а со времен монголо-татарских завоеваний стала извест­на «тамга», от которой произошли слова «тамжить», «таможня», «таможенник».

По мере того как складывались понятия торговых пошлин и сопутствующих им сборов за право купли и продажи товаров, формировались и развивались правила, обычаи и процедуры их взимания или невзимания.

В органичной связи с ними шло формирование таможен­ной службы, таможни. Со временем они получили организа­ционное, правовое и дипломатическое закрепление.

Развитие таможенного дела в России способствовало укреп­лению экономики страны, однако увеличение таможенных пошлин вело к незаконному ввозу и вывозу товаров, т.е. к контрабанде (особенно в конце XVIII — начале XIX вв.).

Важно отметить, что случаи контрабанды участились в на­чале XVIII в. Одна из причин этого — принятие в 1724 г. про­текционистского тарифа, в соответствии с которым пошлины резко возросли, и мер к закрытию границ. Еще в 1723 г., чтобы воспрепятствовать беспошлинному привозу товаров, Петр I издал указ, который ориентировал на борьбу с контрабандой, хотя практика тех же лет показывает, что вводимые форпост­ные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контра­банды, но одновременно выполняли задачу по охране границы


и задержанию беглых людей. В 1731 г. был принят более уме­ренный тариф, который стал сдерживать развитие контрабан­ды. В 1773 г. были ликвидированы внутренние таможни, а обязанность по взиманию таможенного сбора, составлявшего 13% таможенных доходов, переложена на пограничные тамо­женные учреждения. И вновь проявилась важная закономер­ность — увеличение таможенных сборов способствовало акти­визации контрабанды.

В 1754 г. в пограничной полосе была сформирована служба объездчиков. Именно на них возлагалась обязанность поиска контрабандистов. В экономическом отношении введение служ­бы объездчиков можно рассматривать как начало охраны гра­ницы. Объездчики получали четвертую часть задержанного контрабандного товара, а осведомители (доносчики) — поло­вину конфискованных контрабандных товаров.

В связи с тем что по тарифу 1757 г. пошлины значительно повышались, поток контрабандных товаров увеличивался. Зло­употребления в таможнях стали приобретать массовый харак­тер. Российские власти приняли меры по закрытию границ, понижению пошлин на контрабандные товары, передаче та­можен на откуп, особенно тех, где шла массовая контрабанда, но поток нелегально ввозимых товаров не ослабевал.

Среди всех мероприятий по уменьшению масштабов контра­банды наиболее действенным было понижение таможенных пошлин. Тарифы 1766 и 1782 гг. были значительно понижены, но избавиться от контрабанды не удалось. Это послужило при­чиной создания на границе на основании указа Екатерины II «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвра­щения потаенного привоза товаров», подписанного в 1782 г., нового органа по борьбе с контрабандой.

Была учреждена Таможенная пограничная стража из надзирателей (чиновников) и объездчиков. Объездчики наби­рались из вольных людей. Надзиратели назначались по одному на 50 верст, а объездчики — по одному на пять верст. В последу­ющем число объездчиков увеличилось, но и подобная органи­зационная структура не обеспечивала эффективность борьбы с контрабандой.

В 1811 г. было введено «Положение об устройстве Погра­ничной казачьей стражи», подписанное военным министром России М.Б. Барклаем-де-Толли. Границы охранялись в две ли­нии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во вто­рой — вольнонаемные таможенные объездчики.


В результате реорганизации Таможенной пограничной стра-

из вольнонаемных создавались команды пограничной стра­жи из 10 объездчиков каждая. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет отставных армейских нижних чи­нов, при наличии у них рекомендаций военных органов, где ранее служил аттестуемый. В Стражу набирали лиц из числа местных жителей, так как бывших военных не хватало. Прак­тика охраны границы смешанным способом оправдывала себя не всегда. Важно отметить, что и среди казаков было много зло­употреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом това­ров через границу. Отрицательно сказывалась и двойная под­чиненность. Это привело к мысли о создании пограничной стражи по военному образцу.

В 1822 г. правительство приняло решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и о создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимуще­ственно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую ли­нию, казачьи полки переводились во вторую линию.

К сожалению, вскоре практика охраны границы показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским ли­цам, своего назначения не оправдывают. Они сблизились с кон­трабандистами и потворствовали им.

Назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на государ­ственной границе. 5 августа 1827 г. была учреждена новая Та­моженная пограничная стража с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданную таможенную стражу уп­разднили. В 1832 г. казачьи полки были отозваны с границы и отправлены на Дон.

В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована в Пограничную стражу.

Пограничная стража подчинялась гражданским чиновни­кам Департамента внешней торговли в лице начальников та­моженных округов. Главная задача Пограничной стражи — охрана границы в экономическом отношении, т.е. борьба с контрабандой. Вторая задача — пограничный надзор. На По­граничную стражу возлагались следующие обязанности:

* недопущение провоза и переноса товаров их задержание; недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах;


 

прекращение грабежей и всяких беспорядков на погра­ничной черте;

осуществление в некоторых местах границы империи ка­рантинного надзора;

оказание помощи судам, бедствующим поблизости от бе­регов, в спасении людей, находящихся на них, и в сохра­нении имущества судов, потерпевших крушение. Следовательно, основная обязанность Пограничной стра-| жи — это борьба с контрабандой, т.е. защита экономическим интересов России на государственной границе, а также задержа­ние людей, незаконно следующих через границу. Пограничной страже вменялось в обязанность и выполнение других функций. На протяжении 1850—1860-х гг. совершенствовалась струк­тура самой Пограничной стражи. В связи с передачей таможен-] ных органов в 1856 г. от Департамента внешней торговли в Де-! партамент таможенных сборов последнему были подчинены] начальники таможенных округов и Пограничная стража.

В соответствии с Указанием военных округов от 8 мая 1861 г.| Пограничная стража стала комплектоваться рекрутами.

Пограничная стража в начале XIX в. охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовали бо­лее активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 г. в госу­дарственную казну поступило 16 млн руб. серебром таможен­ных сборов, то в 1857 г. — 32 млн руб.

Нормативные документы и служебные инструкции, вышед­шие в этот период, способствовали расширению прав погра­ничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил. В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 г. на офицеров, а с 1878 г. на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в ох­ране государственной границы и за задержание контрабанди­стов. В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии.

Практика охраны границы в таможенном отношении в пе­риод с 1827 г. и до начала XX в. целиком оправдала себя. Явля­ясь составной частью органов по защите экономических инте­ресов на государственной границе, Пограничная стража внесла


существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.

Особый интерес представляет вопрос о создании Корчемной стражи и ее деятельности. Первые корчемные команды были созданы еще в Москве в XVII в. для пресечения тайного изго­товления, продажи и перевоза предметов, обложенных акци­зом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как кон­трабанда, а лица, замеченные в провозе, — как контрабанди­сты, или корчемники. В 1699 г. было постановлено считать кор­чемниками тех, кто платит за работу по найму вином, но в том случае, если плата была больше ведра.

Еще при Петре I преследование корчемников возлагалось на специально назначенных лиц. В 1730 г. в распоряжение мос­ковских откупщиков для преследования корчемства и взима­ния штрафов был предоставлен особый отряд солдат, однако вследствие множества злоупотреблений эта корчемная коман­да в 1732 г. была подчинена Коммерц-коллегии. При Корчем­ной страже состояли также особые команды. С 1767 г. откуп­щики имели право содержать за свой счет Корчемную стражу из отставных обер-офицеров и солдат, а по мере надобности в их распоряжение откомандировывали воинские команды.

В 1840 г. на границах крупных губерний злоупотребления корчемников, которые сопровождались даже убийствами, приняли такие размеры, что правительство вынуждено было учредить в 1850 г. особую Корчемную стражу из 450 человек, содержание которой (90 тыс. руб. в год) было отнесено на счет земских сборов.

В 1875 г. Корчемная стража была переведена в пограничные уезды. В ее состав входили стражники, младшие и старшие объездчики, которые были подчинены помощнику акцизно­го надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смот­рителям Корчемной стражи. Размеры пограничного района, подлежащего ведению Корчемной стражи, определялись Ми­нистерством финансов в пределах не менее 21 и не более 50 км черты границы.

Во вверенных им районах чины Корчемной стражи были вправе осматривать как проходящие обозы и транспорт, так и проезжающих и проходящих. Возы с соломой, сеном и дру-


гими громоздкими предметами испытывались железными щу­пами, но только в том случае, если это не наносило вреда това­рам. Стражники имели право проводить обыски в местах оп­товой и розничной продажи «питей» в частных домах, но лишь в тех случаях, когда корчемник, преследуемый по горячим сле­дам, скроется из виду стражи в частное жилище. Провоз и про­нос вина в пограничном районе, подлежащем ведению Кор­чемной стражи, дозволялся днем. Если на Корчемную стражу совершалось нападение, она вправе была применять огне­стрельное или холодное оружие.

Корчемная стража, как правило, создавалась в отдельных регионах страны. В Наказе чинам Корчемной стражи в При­морской и Амурской областях, утвержденном 27 июля 1911 г. министром финансов В. Коковцевым, говорилось, что «Кор­чемная стража предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу в пределах 50 верст от границы». Корчемная стража подчиня­лась управляющему акцизными сборами.

Оценивая место, роль и целесообразность создания и дея­тельности Корчемной стражи, можно прийти к выводу, что дея­тельность Корчемной стражи направлялась прежде всего на выполнение Высочайшего указа о монополии государства на производство и продажу спиртных напитков и других подак­цизных товаров как внутри страны, так и на границе и в погра­ничных районах.

Корчемная стража как один из органов, подчиненных Ми­нистерству финансов, просуществовала до 1918 г. При всей сложности и противоречивости исторического пути россий­ской таможни опыт ее свидетельствует, что таможенное дело, таможенная политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулиро­вания внешней торговли и защиты национальных интересов.

В современном российском законодательстве внешнеторго­вая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информаци­ей и интеллектуальной собственностью (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Само словосочетание «таможенное дело» означает деятель­ность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с


ней другими структурами таможенной службы, поэтому термин «таможенное дело» идентичен терминам «деятельность тамо­женной службы», «таможенная деятельность». Такая однознач­ная их интерпретация вполне правомерна.

В процессе развития российского таможенного законода­тельства понятие таможенного дела определялось по-разному.

В Таможенном кодексе СССР содержалось определение та­моженного дела, соответствовавшее времени перестройки, для которого характерны были расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности. Таможен­ное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществ­ления таможенной политики.

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, который непосред­ственно связан с внешней и внутренней политикой и деятель­ностью государства. В рамках государственной политики госу­дарственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей. Подобная область знаний, несомненно, носит комплексный, междисциплинарный характер. Обусловлено это назначением и характером российской таможенной службы, представляющей собой систему специально созданных тамо­женных органов, непосредственно осуществляющих таможен­ную деятельность (таможенное дело). Среди выполняемых ею задач и функций главные — разработка и реализация конкрет­ных мер в области регулирования внешнеэкономической дея­тельности и контроль за ее осуществлением.

Таможенное дело относится к той сфере деятельности, ко­торая связана с институтами регулятивного, правового, управ­ленческого характера. Следовательно, оно носит институцио­нальный характер. В этом качестве таможенное дело — объект изучения наук: экономических, правовых, гуманитарных, уп­равления, статистики, информатики и др.

До принятия Таможенного кодекса РФ в 2003 г. (далее -ТК РФ) о таможенном праве на страницах научной литературы почти не упоминалось, хотя существовала система правил, ре­гулирующих перемещение товаров через Государственную гра­ницу РФ в форме режимов перемещения товаров и транспорт­ных средств. Одновременно существовал ряд нормативных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую дея-


 




тельность. Основой развития таможенного права России ста­ли либерализация внешнеэкономической деятельности и от­мена монополии государства на внешнюю торговлю. Все это и повлияло на активную работу правоведов и ученых, разработ­ку нормативных актов, регулирующих порядок и условия пе­ремещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Вопросы и задания для повторения

1. С чем была связана необходимость развития таможен­
ного дела в России?

2. Как происходило становление таможенного дела в Рос­
сии?

3. Как определялось понятие «таможенное дело» в процес­
се исторического развития таможенного законодатель­
ства?

4. Назовите обязанности Пограничной стражи.

5. Дайте определение внешнеторговой деятельности.


Тема 2 п I п ....................

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Понятие, содержание и структура таможенного дела имеют не только концептуально-теоретическое, но и практическое, прикладное значение. В ТК РФ содержится определение тамо­женного дела.

Таможенное дело — совокупность методов и средств, обес­печивающих соблюдение мер таможенно-тарифного регулиро­вания, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением то­варов и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное дело в Российской Федерации включает поря­док и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных пла­тежей, таможенного оформления, таможенный контроль и дру­гие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Неоднородность и комплексность характера таможенного дела во многом обусловлены его природой и целевым назначе­нием. В его функции входит решение многоплановых разно­родных задач, удовлетворение различных интересов и потреб­ностей.

Что касается составных частей (блоков) таможенного дела, то к ним должны быть отнесены:

• таможенная статистика и ведение Товарной номенкла­
туры внешнеэкономической деятельности (далее —
ТН ВЭД), а также контрабанда и иные преступления в
сфере таможенного дела и борьба с ними;

• нарушения таможенных правил и ответственность за них;

• производство по делам о нарушениях таможенных пра­
вил и их рассмотрение.

При таком подходе обеспечивается широкое понимание содержания таможенного дела, которое соответствует комплекс­ному характеру ТК РФ. Эти дополнительные блоки содержатся в ТК РФ, и соответствующие отношения достаточно разверну-



 

 


 


то и подробно регламентированы им. Особенно детально в ТК РФ регламентируются нарушения таможенных правил и от­ветственность за них, производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение. Структура таможен­ного дела сложна и неоднородна, она включает:

^ таможенную политику;

^ перемещение через таможенную границу товаров и транс­портных средств (принципы);

^ таможенные режимы;

^ таможенно-тарифное регулирование;

^ таможенные платежи (федеральные таможенные доходы);

^ таможенное оформление;

^ таможенный контроль;

^ таможенную статистику и ТН ВЭД;

^ определение контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела;

^ нарушения таможенных правил и ответственность за них;

^ производство по делам о нарушениях таможенных правил;

^ рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил.

Выделение названных блоков в качестве самостоятельных частей таможенного дела весьма условно, однако их перечень может быть расширен. Например, исходя из смысла и располо­жения правового материала в отдельный блок можно выделить дознание и оперативно-розыскную деятельность таможенных органов РФ. В целом же предложенная схема адекватно отра­жает современную структуру российского таможенного дела. Роль, значение и статус каждого из перечисленных блоков не одинаковые. В совокупности они представляют определенное органическое единство, поскольку направлены не только на ре­шение задач Российской Федерации и ее субъектов в таможен­ной сфере, но и шире — на защиту внутри- и внешнеэкономи­ческих интересов России.

Особая роль в этом сложном процессе принадлежит, конеч­но, таможенной политике. Нельзя не видеть серьезной разницы между таможенной политикой, составляющей основу таможен­ного дела, и, скажем, таможенным оформлением и таможен­ным контролем — важными, но все же подчиненными этой политике элементами таможенного дела.

Следует различать материальные и процессуальные нормы таможенного права. Так, ответственность за контрабанду, укло-


нение от уплаты таможенных платежей и иные преступления в сфере таможенного дела регулируется нормами материального уголовного права. Соответствующие нормы выделены в отдель­ные статьи ТК РФ. При наличии же признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отне­сено к компетенции таможенных органов, последние, высту­пая в качестве органов дознания, возбуждают уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законода­тельства РФ, производят неотложные действия по установле­нию и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. Наиболее отчетливо разделение норм тамо­женного права на материальные и процессуальные видно на примере разд. X «Нарушения таможенных правил и ответствен­ность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» ТК РФ. Как следует из самого названия этого раздела, он состоит из двух относи­тельно самостоятельных подразделов.

Первый охватывает нормы материального таможенного пра­ва: определение нарушения таможенных правил, ответствен­ность лиц за их совершение, виды взысканий, классификацию (перечень) видов нарушений таможенных правил и ответствен­ность (с указанием конкретных видов взыскания).

Второй включаеттаможенно-процессуальные нормы, регу­лирующие порядок производства по делам о нарушениях та­моженных правил и порядок рассмотрения этих дел.

Существенными особенностями характеризуется такой блок таможенного дела, как таможенный контроль. Этот конт­роль имеет сквозной характер: он осуществляется на всех ста­диях таможенной деятельности, в частности в процессе пере­мещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В связи с общей характеристикой таможенного дела, его со­держания и структуры необходимо остановиться на некоторых наиболее часто употребляемых в этой сфере терминах и катего­риях. В таможенном деле употребляются следующие понятия:

^ товары;

^ российские товары;

^ иностранные товары;

^ транспортные средства, перемещенные через таможен­ную границу РФ;


 




^ российские лица, иностранные лица;

^ лица, перемещающие товары;

^ декларант, перевозчик;

^ таможенный режим;

^ выпуск, условный выпуск;

^ таможенное оформление;

^ таможенный контроль;

^ меры экономической политики;

•* таможенная пошлина, налоги.

Многие из этих понятий подробно будут разъяснены при рассмотрении соответствующих тем Общей и Особенной час­тей таможенного права.

Здесь же рассмотрим термины, которые имеют особое зна­чение, в том числе и для последующего изложения соответст­вующего учебного материала. Это следующие понятия: «тамож­ня», «таможенная территория», «таможенная граница», «тамо­женные органы».

Понятие «таможня» происходит от слова «тамга», означав­шего у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое простав­лялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков со­провождалось сбором, который стал впоследствии называться у русских тамгой и являлся, в сущности, налогом, взимавшим­ся при торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга» был образован глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной. Место, где товар «тамжили», стало называться таможней. Та­можня в современном понимании означает правоохранитель­ный орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов РФ.

Согласно ТК РФ таможенную территорию Российской Фе­дерации составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Понятие «таможенная граница Российской Федерации» озна­чает пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.


Таможенные органы — это правоохранительные органы ис­полнительной власти, непосредственно осуществляющие та­моженное дело. Эти органы составляют единую систему, в ко­торую входят Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России), региональные таможенные управления, таможни, та­моженные посты.

Таможенная система — наиболее общее, собирательное по­нятие, которое подразумевает не только государственные и иные структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики, но и практические формы их деятельности.

Понятие «система таможенного управления» имеет более узкое значение: оно охватывает лишь те формы деятельности, которые непосредственно связаны с функционированием ме­ханизма государственного управления в таможенном деле.

Под системой таможенных органов следует понимать толь­ко материальный компонент таможенной системы — испол­нительные и распорядительные органы государства, реализу­ющие таможенную политику. Существенным признаком любой системы управления считается наличие строгой субординации, иерархических отношений административной подчиненности. С этой точки зрения в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих струк­тур, учреждений, организаций, которые, хотя и занимаются в ходе своей деятельности решением отдельных таможенных во­просов, но не находятся в подчинении центрального или мест­ных таможенных органов.

Термин «таможенная служба» может употребляться в ши­роком и узком смыслах. В первом случае речь идет о совокуп­ности таможенных органов, органах таможенной охраны, иных звеньях и структурах, непосредственно участвующих в осуще­ствлении таможенного дела, о правовом статусе должностных лиц таможенных органов, а также о порядке и правовых услови­ях приема на службу и прохождения государственной службы в таможенных органах. Во втором случае говорится о таможен­ной службе только как о виде государственной службы; о по­рядке и условиях прохождения государственной службы в та­моженных органах, об иных звеньях (таможенных лабораториях, вычислительных центрах, научно-исследовательских институ­тах, вузах и иных учреждениях таможенного профиля).


 




Руководство таможенным делом — одна из форм направле­ния, координации и контроля за осуществлением таможенной, политики, входящая в компетенцию органов государственной ] власти РФ: Федерального Собрания РФ, Президента РФ.

Управление таможенным делом (или таможенное управле­ние) следует определить как организацию и осуществление управленческой деятельности, направленной на проведение в жизнь таможенной политики и таможенного дела. Управление таможенным делом осуществляется на различных уровнях: в рамках Российской Федерации в целом, на региональном уровне, краевом, областном уровнях, на уровне территории дея­тельности таможенных постов.

Учитывая большое значение для последующего изложения таких категорий как таможенная политика и таможенное за­конодательство, проанализируем их более подробно. Таможен­ная политика включена в состав понятия таможенного дела. Цели таможенной политики — регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России, содействие проведению структурной перестройки.

В таможенное дело входит валютный контроль, а таможен­ные органы обладают в этой области определенной компетен­цией.

Определение целей и характера таможенной политики РФ относится к концептуальным вопросам таможенного права.

Таможенную политику России в общем виде можно опреде­лить как систему политико-правовых, экономических, организа­ционных и иных широкомасштабных мероприятий, направлен­ных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях фор­мирования рыночных отношений. Таможенная политика — это составная часть внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Существует взаимосвязь таможенной политики и внутрен­ней политики российского государства. В условиях формиро­вания и развития рыночных отношений таможенная полита как инструмент и средство решения внутриэкономических за дач приобрела большое значение: она призвана, во-первых стимулировать всестороннее развитие отечественной экономи ки, придавать ей новые импульсы; во-вторых, ограждать ее


проникновения извне деструктивных элементов и разруши­тельных влияний. Говоря о современном значении таможен­ной политики, следует учитывать состояние промышленности, производства, сельского хозяйства, отраслей инфраструктуры, уровень социальной защищенности населения. Недооценка значения всех таможенных инструментов (правовых, органи­зационных, тарифно-пошлинных, таможенно-контрольных) может нанести серьезный ущерб экономическим интересам, служащим основой внутренней политики современного рос­сийского государства.

Как составная часть внутренней политики таможенная по­литика направлена на защиту государственных интересов, прав предприятий, хозяйственных объединений, предпринимате­лей, граждан. Такая ее направленность еще более возросла с принятием ТК РФ, в котором большое внимание уделено имен­но этой стороне таможенного дела. Можно сказать, что все со­держание ТК РФ имеет правоохранительный характер. Тамо­женные органы отнесены к числу правоохранительных органов. Таможенная политика считается составной частью внешней политики России. В современных условиях таможенная полити­ка служит целям обеспечения и реализации внешнеэкономиче­ских задач и интересов России, выступая одним из основных средств осуществления ее внешнеэкономической деятельности. Продуманная и сбалансированная таможенная политика при­звана не только реализовывать внешнеэкономические интере­сы, но и оградить национальную экономику от развала, спо­собствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.

Таможенная политика РФ активно способствует интегри­рованию российской экономики в мировое хозяйство. Важней­шее средство решения этой задачи — участие России в между­народном сотрудничестве в области таможенного дела. Один из основополагающих принципов осуществления таможенной политики — ее единство, которое исключает возможность раз­деления политики между Российской Федерацией в целом и ее субъектами (республиками, краями, областями, городами фе­дерального значения, автономной областью, автономными округами). Из принципа единства таможенной политики вы­текает отнесение таможенного регулирования к ведению Рос­сийской Федерации.


 




Необходимо выделить принципиальный характер полити­ко-правовой системы, имеющей прямое отношение к характе­ристике таможенной политики (как и к характеристике тамо­женного законодательства):

• на территории России не допускается установление та­
моженных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения товаров, услуг
и финансовых средств;

• ограничение перемещения товаров и услуг может вво­
диться в соответствии с федеральным законом, если это
необходимо для обеспечения безопасности, защиты.

Вопросы и задания для повторения

1. Дайте определение понятия «таможенное дело».

2. Опишите структуру таможенного дела.

3. Какие существуют нормы таможенного права?

4. Дайте определение понятия «таможня».

5. Что такое «таможенные органы» и «таможенная система»?

6. Охарактеризуйте таможенную политику.

7. Для чего существует таможенная политика?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.