Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции инновационного менеджмента






 

Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий.

В теоретических работах и в практической деятельности используются две группы функций инновационного менеджмента: основные (предметные) и обеспечивающие (процессуальные и социально-психологические).

Данные функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему основных функций инновационного менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на инновационные процессы (рисунок 3.5.1).

Основные (предметные) функции управления инновационного менеджмента являются наиболее общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций.

Эти функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельности и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. Основные функции включают формирование целей, планирование, организацию работ и контроль за осуществлением инновационной деятельности.

 

Предметные функции  
Процессуальные функции  
Социально-психологические функции  

 

Рис. 3.5.1 Система функций инновационного менеджмента

Формирование целейинновационного менеджмента. Цель – это требуемое или желаемое состояние объекта в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель предприятия или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени. Таким образом, цель предприятия, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой – выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий. Процесс формирования целей составляет одну из важнейших процедур ИД, являясь составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов.

Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.

Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров, новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления.

Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Формирование целей подразделяется на следующие виды:

· по уровню (стратегические и оперативные);

· по видам среды (внешние и внутренние);

· по содержанию (экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и т.д.);

· по приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);

· по периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

· по функциональным подразделениям (производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга, менеджмента);

· по стадиям жизненного цикла организации (возникновение, рост, зрелость, спад, завершение).

В рамках целостной системы управления ИД формирование целей выполняет следующие основные задачи:

· структуризацию целей ИД и доведение их до отдельных исполнителей;

· формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;

· временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;

· оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;

· регулирование хода выполнения работ по ИП.

Планирование инновационного менеджмента. Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций ИД в соответствии с установленными целями, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.

Значение планирования ИД состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается детализация целей предприятия и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей, установление состава реализуемых проектов, распределение заданий по участникам ИП, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени.

Планирование подразделяется на следующие виды:

· по срокам выполнения работ (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

· по целям (стратегические и оперативные);

· по объектам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент);

· по факторам производства (модернизация оборудования, совершенствование технологии, обновление производственных фондов, обеспечение сырьем, материалами и т.п.).

В рамках целостной системы управления ИД планирование выполняет следующие основные задачи:

· структуризацию целей ИД и доведение их до отдельных исполнителей;

· формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;

· временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;

· оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;

· регулирование процесса выполнения работ по ИП.

Организацияинновационного менеджмента. Организация заключается в обеспечении выполнения плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Организация в инновационном менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и в пространстве всех элементов инновационного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений.

Различные формы организации инновационных процессов составляют инструментарий для подготовки организационных решений. Они могут носить формальный или неформальный характер.

Формальная организация инноваций базируется на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников инновационных процессов.

Неформальная организация инноваций базируется на спонтанно возникающие вследствие неопределенного характера инноваций отношения между людьми и структурами в процессе выполнения инновационных проектов.

В рамках целостной системы управления ИД организация выполняет следующие основные задачи:

· определение состава необходимых ресурсов и исполнителей;

· распределение задания;

· координация работы исполнителей во времени и в пространстве;

· кооперация участников;

· обеспечение контроля и взаимной информации и т.д.

Выполнение перечисленных задач осуществляется путем создания организационной структуры предприятия, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.

Контрольинновационного менеджмента. Контроль гарантирует эффективность осуществления всех функций. Сущность контроля заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях.

В процессе управления инновациями контроль выполняет функцию обратной связи: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи выступает обязательным условием завершенности системы управления.

Контроль подразделяется на следующие виды:

· по целям (стратегический и оперативный);

· по предметной области (финансовый и административный);

· по масштабам (полный и выборочный);

· по форме (внутренний и внешний).

Стратегический контроль инноваций составляет содержание деятельности высшего менеджмента на ИП и предусматривает анализ оценку и учет результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций. Осуществляется как на стадии формирования стратегии, так и в процессе ее реализации.

Объектами стратегического контроля выступают жизненно важные аспекты политики ИП: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель.

При организации и проведении стратегического контроля используются методы качественных оценок, сравнительного анализа тенденций, международных сопоставлений.

Оперативный контроль инноваций составляет содержание деятельности среднего и низшего менеджмента на ИП и предусматривает на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных процессов и обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Осуществляется как на первой стадии формирования стратегии, так и в процессе ее реализации.

Объектами оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью ИП затраты.

При организации и проведении оперативного контроля используются методы количественного учета и анализа состояния инновационных проектов.

Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности ИП.

Объектами контроля являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние ИП, а также отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность).

Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой на ИП организационной структурой. Наряду с общим финансовым контролем по предприятию он обязательно организуется по отдельным подразделениям или так называемым центрам ответственности и центрам прибыли. В международной практике финансовый контроль осуществляется в рамках целостной контроллинговой системы.

Административный контроль инноваций на ИП также имеет иерархическую структуру, но распространяется в первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями.

Объектами административного контроля выступают проекты в целом и их отдельные части, плановые задания, сроки и поставки, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и тематических планов исследований и разработок.

Административный контроль охватывает как стратегическую, так и оперативную составляющие инновационного менеджмента. В основе организации административного контроля на ИП лежат специально создаваемые стандартные системы учета и отчетности по всем уровням управления.

Полный контроль инноваций строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре ИП.

Выборочный контроль инноваций организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер проверки состояния работ по отдельному проекту, качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-технического уровня разработок и пр.

Внутренний контроль инноваций обеспечивает менеджмент предприятия всех уровней информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Внешний контроль инноваций обеспечивает внешние контрольные органы: вышестоящие организации, государственные или международные контрольные органы (финансовые, природоохранные, правовые и пр.) информацией, необходимой для принятия управленческих.

В рамках целостной системы управления ИД контроль выполняет следующие основные задачи:

· сбор и систематизация информации о состоянии и результатах ИД;

· оценка состояния и полученных результатов ИД;

· анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты ИД;

· подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

Основные (предметные) функции управления инновационного менеджмента и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему инновационного менеджмента. Они в одинаковой степени необходимы и в рамках стратегического, и в рамках оперативного менеджмента. Каждая пара взаимосвязанных предметных функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель—средство».

В первом контуре «цель—планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, обеспечивают достижение установленных целей развития.

Во втором контуре «планирование — организация» осуществляется поиск организационных решений, которые обеспечили бы наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за процессом выполнения плановых заданий и разработкой решений, направленных на устранение возникающих расхождений.

Обеспечивающие (процессуальные и социально-психологические) функции управления инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных (предметных) функций управления на предприятии. К этим функциям можно отнести процессуальные (технологические) и социально-психологические функции инновационного менеджмента.

Процессуальные функции инновационного менеджмента являются основными средствами реализации предметных и социально-психологических функций и выделяют два вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Решения инновационного менеджмента. Решения заключаются в осознанной воле менеджера при управлении инновациями и находят свое отражение в управленческих решениях, которые выступают главной формой осуществления инновационных идей. Ответственность и значимость последствий принимаемых решений требуют выработки менеджерами строгой последовательности действий и обоснований, связанных с их подготовкой и реализацией.

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:

· целевая направленность: решения должны быть направлены на достижение определенных инновационных целей;

· иерархическая субординация: решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям;

· обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование рациональности;

· адресность: решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени;

· обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения;

· директивность: решения должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер.

Процесс разработки решения подразделяется на следующие виды:

· по предмету решения (концептуальные и исполнительские);

· по повторяемости решения (разовые и повторяющиеся);

· по форме принятия решения (индивидуальная и коллективная).

Концептуальные решения по своему характеру направлены в будущее и определяют принципиальные аспекты развития предприятия. Они охватывают практически все предметные функции инновационного менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль инноваций. Требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований.

Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения позиций концептуальных решений.

Если концептуальные решения составляют прерогативу деятельности высшего менеджмента на предприятии, то исполнительские решения подготавливаются и осуществляются многочисленным аппаратом среднего и низшего менеджмента.

Разовые решения носят уникальный характер, принимаются при создании предприятия или в форс-мажорных условиях и направлены на перспективу. Независимо от уровня принятия разового решения оно формируется в новых, неопределенных и слабо структурированных ситуациях, в которых невозможно использовать стандартную процедуру. При принятии разовых решений сильно влияние личностных оценок менеджера и интуитивных мотивов.

Повторяющиеся решения принимаются в штатных ситуациях, носят исполнительский характер и осуществляются по строгим технологическим схемам. Состав и порядок подготовки программированных решений регламентируются на предприятии специальными положениями и осуществляются в автоматизированных вариантах информационных систем, систем делопроизводства и управления.

Индивидуальная форма принятия решений ориентирована на оригинальные творческие подходы, оперативную подготовку и персональную ответственность менеджера. Она предполагает строгую структуризацию проблемы и штатную ситуацию при ее решении.

Коллективная (или групповая) форма управленческих решений обеспечивает высокую степень обоснованности и проработки проблемы, анализ большого числа альтернатив и поведенческую согласованность при реализации решения в перспективе.

Процесс разработки решения выполняется в следующей последовательности:

· определение проблемы решения (сбор информации, оценка ситуации, формулирование проблемы);

· формирование альтернатив решения (формирование критериев оценки, определение ограничений, генерирование вариантов);

· принятие и реализация решения (оценка вариантов, принятие решения, контроль исполнения).

Коммуникацииинновационного менеджмента. Коммуникации заключаются в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения инноваций. Вся текущая деятельность менеджера в инновационной сфере связана с осуществлением коммуникационной функции: сбором и обработкой управленческой информации, передачей ее вышестоящим и подчиненным сотрудникам предприятия, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координации их деятельности и т.д.

Коммуникации подразделяется на следующие виды:

· по направлению коммуникаций (содержательные и процессуальные);

· по области использования коммуникаций (формирование целей, планирование, организация и контроль);

· по способу коммуникаций (формальные и неформальные);

· по форме коммуникаций (внутренние и внешние).

Содержательные коммуникации связаны с выполнением специфических функциональных обязанностей, вытекающих из проводимых инновационных программ и имеющих профессиональный характер.

Процессуальные коммуникации характерны для руководителей различного уровня начиная от руководителя группы, имеют регламентированную форму, периодичность и направлены на поддержание эффективного менеджмента на предприятии. Процессуальные коммуникации требуют более строгой регламентации, обязательного выполнения и протокольного оформления.

Коммуникации направлены на обеспечение качественной подготовки и реализацию управленческих решений, принимаемых в рамках формирования целей, планирования, организации и контроля инновационных процессов на ИП. Способы осуществления коммуникаций выбираются в соответствии с обеспечиваемой ими функцией управления.

Ввиду творческого характера труда разработчиков содержательные коммуникации в инновациях часто носят неформальный характер.

Внешние коммуникации определяются окружающей средой:

· коммуникации с потребителями с помощью рекламы и специальных программ продвижения продукции на рынки;

· коммуникации с поставщиками и партнерами по кооперации с помощью соглашений, договоров и организационных мер;

· коммуникации с общественностью с целью создания и поддержания научного имиджа на местном, национальном и международном уровнях;

· коммуникации с государственными органами в форме статистической отчетности, налоговых платежей, экологического и прочих видов надзора;

· коммуникации с политическими структурами с целью влияния на законодательную деятельность в стране путем лоббирования на разных уровнях благоприятных решений;

· коммуникации с общественными организациями, в том числе профсоюзными, с целью формирования благоприятных условий найма и труда работников.

Внутренние коммуникации определяются организационной структурой предприятия. Принципиально по формам проведения различают вертикальные межуровневые и горизонтальные (функциональные) коммуникации. Вертикальные коммуникации должны отражать как восходящие, так и нисходящие информационные потоки, а горизонтальные — возможность двустороннего информационного обмена.

Процесс коммуникации выполняется в следующей последовательности:

· формирование коммуникационной проблемы (оценка состояния, анализ информационных потерь, расчет потребности в информации);

· поиск вариантов решения проблемы (формирование информационных потоков, этапы коммуникационных процессов, выбор коммуникационных каналов);

· принятие коммуникационного решения (сравнение вариантов, выбор наиболее эффективного варианта, принятие решения).

В рамках целостной системы управления ИД коммуникация выполняет следующие основные задачи:

· определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;

· организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;

· формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;

· разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении;

· координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;

· разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.

Социально-психологические функции инновационного менеджмента связаны с характером производственных отношений в коллективе и содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Делегирование инновационного менеджмента. Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. Делегирование связано с использованием трех основных понятий: задачи, компетенция и ответственность.

· Задачи формулируют конечные или промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения. Устанавливаются в форме заданий на определенный период или перспективу и определяют целевую ориентацию участника в общем процессе. Задачи могут носить постоянный и временный характер. Постоянные задачи формулируются в соответствующих разделах должностных инструкций и положений об отделах и службах. Временные задачи на определенный период представляют собой конкретизацию постоянных задач и устанавливаются в виде плановых заданий, контрактных обязательств, прямых указаний и распоряжений руководителя.

· Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач. Компетенция определяет рамочные условия деятельности участника инноваций, ограничивает его полномочия и возможности самостоятельного принятия решений. Полномочия делегируются по иерархической структуре и регистрируются в должностных инструкциях и положениях о службах и подразделениях.

· Ответственность означает обязательство лица или подразделения по выполнению установленных задач в рамках предоставленных полномочий, т.е. прав и ресурсов. Предметом делегирования могут быть только задачи и полномочия. Ответственность не делегируется по уровням управления, а осознанно принимается исполнителем или подчиненным. Делегируя отдельные задачи и полномочия по инновационному проекту различным участникам, руководитель не снимает с себя ответственности за выполнение проекта в целом.

При осуществлении функции делегирования необходимо выполнение следующих принципов:

· единоначалие — сотрудник получает задания и полномочия и отвечает за их выполнение перед одним начальником;

· соответствие — состав задач должен соответствовать характеру полномочий, предоставленных участнику;

· координация — состав полномочий должен динамично изменяться в соответствии с новыми полномочиями участника;

· достаточность — масштабы ответственности должны учитывать персональные возможности участника и ограничиваться специальными нормами (нормы управляемости);

· мотивация — расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния и лидерства.

Делегирование подразделяется на следующие виды:

· по предмету (задачи и полномочия);

· по форме (линейная и аппаратная);

· по характеру (постоянное и временное);

По предмету делегирования различают задачи и полномочия. Делегирование задач и полномочий осуществляется в виде плановых заданий по тематике НИОКР, производственной программе или по выделенным ресурсам и ограничениям их использования.

По форме делегирования различают два типа задач и полномочий: линейные и аппаратные. Линейные задачи и полномочия делегируются по установленным на предприятии иерархическим уровням управления (вертикальное делегирование). Устанавливаются при формировании организационной структуры предприятия и составляют содержание его организационного проектирования. Аппаратные задачи и полномочия отражают обеспечивающие функции управленческих процессов, связанные с профессиональной подготовкой, обоснованием и реализацией управленческих решений на одном определенном иерархическом уровне (горизонтальное делегирование). Аппаратные задачи и полномочия могут быть функциональными или согласовательными. При функциональном распределении специалисту делегируются задачи и полномочия в определенной области знаний в соответствии с его компетентностью (например, в области финансов, кадровой политики и пр.). При согласовательном распределении делегирование носит контрольный характер. Каждому сотруднику соответствующим положением или контрактом устанавливается уровень его компетенции. Субъектами задач и полномочий могут выступать как штатные сотрудники предприятия, так и привлекаемые для консультаций сторонние советники, консалтинговые специализированные фирмы.

По характеру делегирования различают постоянное и временное. Постоянные задачи и полномочия устанавливаются, как правило, в линейных типах структур с относительно стабильными условиями функционирования инновационного предприятия. Временные задачи и полномочия устанавливаются в проектных, матричных или программно-целевых типах структур на время разработки и реализации определенного инновационного проекта.

Процесс делегирования выполняется в следующей последовательности:

· постановка задачи делегирования (оценка ситуации, структуризация функций, описание ограничений);

· формирование альтернатив делегирования (делегирование основных функций, делегирование обеспечивающих функций, оценка вариантов);

· принятие решения делегирования (сравнение вариантов, выбор эффективного варианта, принятие решения);

Мотивацияинновационного менеджмента. Мотивация предполагает создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации в эффективном и производительном индивидуальном и коллективном труде, а также предусматривает планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников предприятия.

Мотивации подразделяется на следующие виды:

· по концепции мотивации (содержательная и процессуальная);

· по способу вознаграждения (материальное, трудовое и статусное);

· по форме стимулирования (индивидуальная и коллективная);

· по виду оценки (внутренняя и внешняя).

Содержательная концепция мотивации (Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга) исходит из классификации потребностей, побуждающих людей к мотивационному поведению, связанному прежде всего с объемом и содержанием работы. В соответствии с теорией Абрахама Маслоу потребности человека можно представить в виде строгой иерархической структуры, в которой первичные потребности (физиологические и потребности в безопасности и защищенности) требуют первоочередного удовлетворения, а вторичные потребности (социальные, уважения и самовыражения) приобретают мотивационный характер лишь по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня.

Процессуальная концепция мотивации (Виктора Врума, Лаймана Портера и Эдварда Лоулера, Ричарда А. Гендерсона и др.) предполагает, что поведение личности определяется не только потребностями, но и восприятием ситуации и ожиданиями, связанными с возможными последствиями выбранного типа поведения. Люди по-разному и сугубо индивидуально оценивают одинаковое вознаграждение за равную работу в зависимости от индивидуальных потребностей и ожидаемой ценности вознаграждения. Наибольшее распространение получили методы мотивации, основанные на дифференциации способов воздействия на личность и способов удовлетворения потребностей работников. Система мотивации должна предоставлять каждому участнику возможность самостоятельного выбора способов вознаграждения в соответствии с его индивидуальной шкалой ценностей.

Материальная мотивация основана на вознаграждении работника через систему оплаты труда. Трудоваямотивация ориентирована на достижение высоких трудовых результатов (качества выполнения работы, ее количества, личного вклада и пр.). Статуснаямотивация выделяет ориентацию работника на повышение своего должностного или квалификационного статуса на предприятии (продвижение по службе, получение степени, звания и т. п.).

Индивидуальная форма стимулирования ориентирована на экономические цели, связанные с инновационной деятельностью, и выражается экономическими критериями оценки результативности работы отдельных сотрудников.

Коллективная форма стимулирования ориентирована на экономические цели, связанные с инновационной деятельностью, и выражается экономическими критериями оценки результативности работы подразделений и предприятия в целом. В числе основных показателей оценки при коллективных формах стимулирования используются показатели объемов и количества выполняемых работ, качественные характеристики научно-технического уровня разработок, финансовые результаты инновационной деятельности и оценки научно-технического потенциала коллектива.

Внутренние оценки исходят от самого субъекта как его самооценка, вознаграждение по ним обеспечивается самой работой, ее содержанием, условиями выполнения, индивидуальной ролью субъекта в коллективной работе. Зависят от усилий менеджера по созданию соответствующих условий деятельности, имиджа организации, формы разделения труда при проведении инноваций.

Внешние оценки осуществляет менеджер, вознаграждение по ним проявляется для сотрудника в форме заработной платы, дополнительных премиальных выплат и социальных услуг со стороны предприятия, продвижения по службе и различных отличий и поощрений.

Процесс мотивации выполняется в следующей последовательности:

· характеристика объекта мотивации (оценка ситуации, анализ трудовых аспектов, анализ персональных аспектов);

· формирование альтернатив мотивации (анализ концепций мотивации, формирование критериев оценки результатов деятельности, определение способов вознаграждения);

· принятие решения о мотивации (сравнение вариантов, экспериментальная апробация варианта, оценка результатов и принятие решения).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.