Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое интеграция и зачем она нужна






 

Многие и не задумываются, что наш головной мозг состоит из нескольких частей, решающих разные задачи. Например, левое полушарие отвечает за логическое мышление и связную речь, а правое формирует наши эмоциональные переживания и считывает невербальные сигналы. У нас есть древний «рептильный» мозг, позволяющий нам действовать инстинктивно и в доли секунды принимать решения, направленные на выживание, и эволюционно молодой «мозг млекопитающего», отвечающий за социализацию. Одна часть мозга отвечает за память, другая за принятие решений на основе моральных принципов. Можно сказать, что мозг каждого человека – это множество личностей: разумная и иррациональная, рефлексирующая и реактивно действующая. Неудивительно, что в разных ситуациях мы порой ведем себя как разные люди!

Залог процветания личности – согласованная работа всех этих частей, их интеграция. Вследствие интеграции отдельные части головного мозга начинают функционировать сообща, как единое целое. Подобную целостность представляет собой наше тело, различные органы которого заняты каждый своим делом: легкие дышат, сердце качает кровь, желудок переваривает пищу. Тело здорово, когда все органы находятся в состоянии интеграции. Иначе говоря, каждый выполняет свою функцию и в то же время все они работают как единый организм. В этом и заключается интеграция – объединение отдельных элементов в эффективно функционирующее целое. Подобно телу, мозг работает с максимальной отдачей, лишь когда все его части скоординированы и сбалансированы. В процессе интеграции как раз и происходит координация отдельных частей мозга, укрепляется взаимосвязь между ними. Отсутствие интеграции у ребенка заметно сразу: его переполняют эмоции, он не владеет собой и действует бессистемно. В таком состоянии он не способен спокойно и рационально вести себя в сложившейся ситуации. Истерики, эмоциональные взрывы, приступы агрессии и большинство других проявлений, осложняющих воспитание и жизнь родителя, – это следствие утраты интеграции, или так называемой дезинтеграции.

Мы должны помочь детям в процессе интеграции, чтобы их мозг функционировал скоординированно. Так, им нужна горизонтальная интеграция, при которой логическое левое полушарие гармонично взаимодействует с эмоциональным правым, а также вертикальная интеграция – слаженная работа высших отделов головного мозга, отвечающих за осмысленные действия, и низших, инстинктивных, обеспечивающих базовые реакции и выживание.

Протекание процессов интеграции – захватывающе интересная тема, о которой большинство людей и не догадываются. Недавние научные достижения в области сканирования мозга позволили изучать этот орган как никогда полно и глубоко. И многие наши представления об устройстве мозга подтвердились. Но одно открытие поколебало самые основы нейрофизиологии: оказалось, что мозг «пластичен», то есть его можно формировать. Мозг каждого человека физически меняется на протяжении всей жизни, а не только в детстве, как считали раньше.

Что формирует наш мозг? Жизненный опыт. Даже в преклонном возрасте то, что мы испытываем, перестраивает физическую структуру мозга. При этом его клетки – нейроны – активизируются, или «зажигаются». В головном мозге насчитывается 100 млрд нейронов, и каждый поддерживает в среднем 10 000 связей с другими нейронами. От способа активации определенных нервных цепей головного мозга зависит характер всего спектра умственной деятельности, от восприятия визуальных образов или звуков до абстрактного мышления. Нейроны, зажегшиеся одновременно, устанавливают друг с другом новые связи. Постепенно накапливаясь, эти изменения «перепрошивают» мозг. Потрясающе! Значит, нынешнее состояние нашего мозга не является пожизненной данностью. Мы можем «перепрошить» его так, чтобы стать более здоровыми и счастливыми людьми. И относится это не только к детям и молодежи, но к любому из нас в любой момент жизни.

В эту самую минуту мозг вашего ребенка неустанно поддерживает имеющиеся и формирует новые нейронные связи, и его будущая структура в значительной мере зависит от вас. Ответственно, да? Но не волнуйтесь. Природа позаботилась о том, чтобы базовая архитектура мозга благополучно развивалась при наличии должного питания, сна и стимулов. Разумеется, в значительной степени то, каким станет человек, особенно его темперамент, определяет наследственность. Но открытия в разных областях физиологии развития свидетельствуют: все, что с нами происходит, – музыка, которую мы слушаем, люди, которых любим, прочитанные книги, характер воспитания, наши переживания, – оказывает колоссальное воздействие на развитие нашего мозга. Иными словами, родители могут сделать очень многое, чтобы на основе базовой архитектуры мозга и врожденного темперамента у ребенка сформировался жизнеспособный и глубоко интегрированный мозг. Из этой книги вы узнаете, как с помощью повседневного опыта способствовать все большей интеграции детского мозга.

Дети, с которыми родители обсуждают их жизненный опыт, лучше запоминают его. Разговаривая с детьми об их чувствах, родители развивают их эмоциональный интеллект – способность глубоко понимать собственные и чужие переживания. Побуждая робкого ребенка активнее исследовать мир при их поддержке, они помогают ему стать смелее и уверенней в себе. Если же слишком опекать ребенка или, наоборот, швырять его, как щенка, в одиночку бороться с трудностями, это лишь усиливает его робость.

Наше сегодняшнее понимание того, как работает мозг, опирается на данные целой науки о развитии ребенка и формировании привязанностей у детей. Новые открытия в области нейропластичности свидетельствуют о том, что родители способны направлять процесс формирования мозга своих детей с помощью тех жизненных впечатлений, которые предлагают им. Например, время, проведенное за компьютером и прочими устройствами – видеоиграми, телепрограммами, чатами, – создаст одну структуру нейронных связей, а учебная деятельность, занятия спортом и музыкой – совершенно иную. Свой вариант структуры сформирует и время, проведенное с родственниками и друзьями в освоении навыка взаимоотношений, особенно при непосредственном общении. Все, что с нами происходит, влияет на ход развития нашего мозга.

Процесс установления и перестройки нейронных связей – это суть интеграции. Все сводится к тому, чтобы обеспечить нашим детям такой жизненный опыт, который способствовал бы связности различных частей их мозга. Когда все эти части действуют согласованно, между ними формируются и укрепляются соединительные волокна. Связи между отделами мозга углубляются, обеспечивая все более гармоничное взаимодействие. Как голоса участников хора создают единое звучание, недоступное отдельному певцу, так и возможности интегрированного мозга намного превосходят то, что по силам любой его части.

Каждому нашему ребенку мы желаем именно этого – большей интеграции головного мозга, позволяющей по максимуму использовать интеллектуальные ресурсы. Зная, как работает мозг, вы можете осознанно учить своих детей, откликаться на их поведение и нужды. Уровень банального выживания останется далеко позади. Снова и снова подбрасывая детям впечатления, способствующие интеграции, вы добьетесь того, что конфликтные ситуации будут возникать гораздо реже. Что еще важнее, вы будете лучше понимать своего ребенка, эффективнее вести себя в каждом конфликте и сознательно закладывать фундамент его будущей счастливой жизни, полной любви. Благодаря вашим знаниям об интеграции будет процветать не только ребенок – сегодня и всегда. Процветание ждет вас самих и всю вашу семью.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.