Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Превратите «нет» в «да» с условием






Предположим, маленький сынишка прилип к прилавку с игрушками и ни в какую не желает уходить из магазина, пока не наиграется. Ему также можно ответить «да» с условием, например: «Придумала! Давай отнесем паровозик вон той тете-продавцу и попросим, чтобы она за ним присмотрела до четверга, когда мы придем сюда снова». Скорее всего продавец вам подыграет и вы сумеете избежать детских слез и огорчения. Более того, вы обучите ребенка перспективному мышлению, умению видеть будущие возможности, прогнозировать действия для того, чтобы удовлетворить нынешние потребности. Все это составляющие исполнительных функций мозга, которые, развившись, будут служить вашему ребенку на протяжении всей жизни. Под вашим руководством у него в префронтальной коре будут образовываться очень важные связи, отвечающие за эмоциональную и социальную зрелость.

Обратите внимание: мы вовсе не призываем оберегать детей от любых огорчений и выполнять любой их каприз. Наоборот, мы рассказываем о том, как научить их справляться с разочарованием, когда все идет вразрез с их желанием и изменить это нельзя. В данный момент их желание неосуществимо, но вы помогаете им справиться с разочарованием и выработать стойкость характера, которая будет пригождаться им всю жизнь в ситуациях, когда они будут слышать «нет». Вы повышаете их психологическую устойчивость и позволяете попрактиковаться в откладывании удовольствия. Все это функции префронтальной коры головного мозга, развитие которой должно быть главной целью воспитания. Категорично призовите ребенка к дисциплине, и все, что он почувствует, – что ему заткнули рот. Последуйте нашим рекомендациям, и ребенок на собственном опыте взаимодействия с вами поймет, что установленные вами границы дозволенного развивают его способность к обучению и умение предвидеть будущие возможности, что это никоим образом не унижение и не тюрьма.

Этот прием работает и в отношении старших детей, и даже взрослых. Никому из нас, когда чего-то хочется, не нравится просто услышать в ответ «нет». В определенных ситуациях такой отказ может даже спровоцировать эмоциональный взрыв. Поэтому вместо безоговорочного отказа лучше сказать, например, так: «Сегодня и завтра у нас запланировано слишком много дел, так что ты, конечно, можешь пригласить в гости друга, но давай-ка лучше отложим это до пятницы. Тогда у вас и времени будет больше». Принять такой отклик гораздо легче, а ребенок попутно поучится справляться с разочарованием и отсрочивать удовольствие.

Представим, что стайка девятилетних подружек собралась на концерт новоявленной поп-звезды, олицетворяющей, по вашему мнению, все то, с чем вашей дочери не следует знакомиться. Как бы вы ни сформулировали запрет присоединиться к ним, она все равно не обрадуется. Но вы можете, по крайней мере, свести к минимуму эмоциональный всплеск, если будете проактивны.

Можно, например, спросить ее, на каких из объявленных концертов ей хотелось бы побывать, а на время этого предложить свозить ее с подругой в кино. Если готовы пойти дальше, то загляните в Интернет и сами найдите другой концерт в ближайшем будущем, который может ее заинтересовать. Очень внимательно следите за своими интонациями. Если приходится отказать ребенку в том, чего он по-настоящему жаждет, особенно важно не сползти на менторский или снисходительный тон. Мы опять же не обещаем, что этот прием решит все проблемы и избавит вас от детского гнева, отчаяния или обиды на ваше непонимание. Но сказав «да» с теми или иными условиями вместо безусловного «нет, ты никуда не идешь», вы хотя бы ослабите реактивность ребенка и покажете, что считаетесь с его желаниями.

Безусловно, бывают случаи, когда мы попросту вынуждены отвечать полным и категорическим отказом. Но гораздо чаще у нас есть возможность не отфутболивать ребенка, не попытавшись хотя бы поискать определенную меру согласия. В конце концов, многого из того, что хотят дети, мы и сами для них хотим – просто расходимся во времени. Им хочется прочитать еще одну сказку, поиграть с друзьями, съесть мороженое, посидеть за компьютером. Мы тоже хотим, чтобы они в разумных пределах получали все эти удовольствия, а значит, чаще всего можем выбрать другой момент времени, когда это будет позволительно.

Это, кстати, важный вопрос для обсуждения в детско-родительских отношениях. И чем старше дети, тем большее значение он приобретает. К примеру, 10-летний ребенок просит разрешения сегодня вечером лечь спать попозже. Вы отвечаете отказом, но он напоминает, что завтра суббота и он успеет выспаться. Что ж, отличная возможность хотя бы задуматься об изменении вашей позиции. Естественно, некоторые вещи не обсуждаются: «Извини, но нельзя положить новорожденную сестру в сушильную машину, даже если ты выложишь барабан подушками». Однако готовность к компромиссу не признак слабости – это свидетельство вашего уважения к ребенку и его стремлениям. Для него самого это возможность поупражняться в высокоуровневом мышлении, научившись учитывать не только свои, но и чужие желания и строить аргументацию на основе этой информации. И это значительно продуктивней в долгосрочном плане, чем автоматически говорить «нет», даже не пытаясь рассмотреть альтернативы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.