Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 1…..36






 

Долгая дорога дюнах

 

Я сам уже не первый год самораспространяюсь и самопиарюсь в Сети. Многие писатели делают также. Увы! Прошли те времена, когда от автора, даже от самого гениального, требовалось просто писать гениальные книги. Но речь не об этом.

 

У меня и мыслях не было рассказывать об элементарных, казалось бы, вещах: как и на каких ресурсах выкладывать свои книги, где и как завести авторский сайт да и зачем он нужен, что такое электронные деньги, что ожидать и на что надеяться, если подписать контракт с «канадским» издательством. А так же прочее и прочее, что хорошо известно и без моих объяснений и наставлений.

 

Однако!

 

На одном из литературных ресурсов далеко не юный начинающий автор прямо так и спросил: «Как выложить свою книгу в Интернет?» При дальнейших расспросах выяснилось, что далеко не юный начинающий автор имеет весьма смутное понятие о вёрстке электронных книг, а о «WordPrerss» вообще никогда не слышал.

 

За перо берётся не только чуть зрелая молодёжь, для которой смартфоны, социальные сети, Интернет давно стали частью повседневного быта как поездка на трамвае или купон на скидку в магазине бытовой техники. Люди в возрасте, а, бывает, и на пенсии, тоже не прочь оставить внукам и прочим потомкам пару шедевров. Благо с возрастом приходит мудрость и опыт, иначе говоря, есть чем поделиться. Только, в отличие от молодёжи, писатели в возрасте далеко не всегда на «ты» с компьютером и глобальной паутиной. До сих пор помню, как пожилая родственница приняла монитор моего компьютера за телевизор и с неподдельной искренностью спросила, зачем мне в одной комнате два телевизора?

 

Специально для авторов, которые понятия не имеют как и каким образом выкладывать свои книги в Интернете, я решил написать эту статью и, заодно, немного расширить тему. Электронные книги всего лишь часть, хотя и самая важная, самопродвижения и самопиара в Сети.

 

Тема, на удивление, получилось весьма обширной и потянула на несколько статей. Конкретно в этой я рассмотрю, нет, не сайты, где можно выложить свои книги, не редакторы, в которых их можно сверстать. Нет. Разберу три принципиально важных вопроса, которые очень желательно решить заранее, прежде чем пускаться в самораспространение и самопиар по ниточкам и узелкам всемирной паутины.

 

Часто бывает, что авторы элементарно не думают о какой-то там стратегии, не говоря уже о принципах самораспространения. А зря! Хорошо продуманная стратегия существенно повысит эффективность самораспространения. А заранее решённые принципиальные вопросы избавят от пустопорожнего метания из одной крайности в другую и избавят от нереальных надежд.

 

В этой серии статей я не буду залезать в детали и дебри. Если копнуть чуть глубже, то тема окажется очень большой и очень обширной. Да и не к чему глубокие подробности. В Интернете полно сайтов на самую разнообразную тематику. Укажу лишь самые общие принципы и самое общее направление. Ну а если потребуются подробности и конкретные сайты, то «Яндекс» знает всё. А если не всё, то очень многое.

 

И так… Начнем!


 

 

Три принципиальных вопроса.

Литературное творчество или самораспространение.

 

Вряд ли найдётся хотя бы один писатель, который решил, что написал вполне достаточно книг и отныне будет тратить всё свое время исключительно на самопиар и самораспространение. Как правило, авторы продолжают писать новые книги и распространять по Сети уже написанные. В этом и заключается первая проблема, первый принципиальный вопрос.

 

Время не резиновое, в сутках всего 24 часа и ни одной секундной больше. Рано или поздно каждый автор сталкивается с дилеммой: либо книги писать, либо в Интернете самопродвигаться. Что выбрать? Что предпочти и в каком объёме?

 

Конкретных указаний давать не буду. Здесь каждый автор должен решить сам и только сам. Писать в стол и надеяться на чудо так же глупо, как написать всего одну единственную книги и продвигать исключительно только её.

 

Особо подчёркиваю, ибо на этот накололось множество авторов: бегать по всемирной паутине и призывно размахивать одной единственной книгой – пустое дело. Плодовитость – одна из важнейших составляющих успеха современного писателя. По моему мнению, начинать активное самопродвижение имеет смысл с трёх и более книг. Если они завязаны в серию, то ещё лучше.

 

Тем или иным образом приходится искать баланс между двумя крайностями. Как-то распределять время и ресурсы сразу на оба занятия. Очень, очень полезно решить эту проблему заранее. Причём не как бы вооще… А конкретно, расписав по часам. Например: понедельник, среда, пятница с 19: 00 до 21: 00 – пишу книги; вторник, четверг, суббота с 19: 00 до 21: 00 – самораспространение.

 

Лично я проблему выбора между творчеством и самораспространением решил следующим образом: большую и самую лучшую часть тратить на литературное творчество. В конечном итоге количество книг, а так же их качество, определит, добьюсь я чего-то или нет? Комментарии, лайки, рейтинги, даже деньги, - это всё уйдёт, утонет в небытие, а книги останутся. Заинтересует ли через сто лет кого-нибудь мой роман «Страна восходящей Геполы»? А бог его знает. А вот то, сколько он собрал лайков на «Фейсбуке» и комментариев на «Самиздате» никого интересовать точно не будет.

 

И пока такая тактика себя оправдывает. В апреле 2015 года в ИД «Ленинград» вышла моя книга «Бунт на Свалке». Так вот, бумажный томик от известного издательства с лихвой и далеко переплюнул все мои потуги по саморекламе и самопродвижению. А гонорар за книгу превысил весь мой предыдущий заработок в несколько раз.

 

На саморекламу и самопродвижение я оставляю примерно треть времени и не самые лучшие для творчества часы. Увы! С удовольствием писал бы только книги, но нельзя.

 

В целом проблема «литературное творчество VS самопродвижение» является вопросом самоорганизации. Баланс интересов можно и нужно найти.

Бесплатно или монетизация.

 

Литературное творчество – не та сфера человеческой деятельности, где можно написать толковый бизнес-план, открыть своё дело и, как минимум, вернуть вложенные деньги обратно, не говоря уже о возможности заработать на жизнь. Профессиональный литератор, то есть писатель, который живёт исключительно на гонорары от своих книг, вымирающий вид. Очень многие юные и далеко не юные начинающие авторы изначально не ставят перед собой задачу что-то там заработать. А зря, на мой взгляд. Но дело не в этом.

 

Если не разбогатеть, то заработать на литературном творчестве вполне реально. Хотя бы на ящик пива, чтобы купить и выпить от радости. Поэтому, прежде чем заняться самопиаром и самопродвижением в Сети очень, очень полезно решить для себя как именно продвигаться – бесплатно, или, всё же, попытаться получить что-то взамен, как говорят, монетизировать собственное творчество.

 

Расписывать достоинства и недостатки двух подходов не буду. Это отдельная и очень обширная тема. Важно другое: если начать самопродвижение бесплатно, то потом будет гораздо сложнее монетезирировать собственное творчество.

 

В своё время я лично бросился в океан Интернета без меркантильных мыслей, но мне в некотором смысле повезло. На ниве бесплатного самопродвижения и самопиара я не преуспел. Ну не отличаюсь чрезмерной болтливостью, социальные сете лёгкого трёпа и обмена картинками типа «ВКонтакте» и «Фейсбука» не про меня. Зато после мне не составило большого труда подчистить огрехи бесплатного продвижения и перейти на путь монетизации своего творчества. Но «везёт» не всем.

 

Мне ни раз, и не два попадались жалобы писателей. Книги в бесплатном доступе имеют свойство саморасползаться по всему Интернету. Рано или поздно наступает момент, когда автор теряет контроль над этим процессом. И тогда будет очень сложно убедить читателя купить книгу, когда он вполне легально и бесплатно может скачать её с какой-нибудь графоманской библиотеки.

 

Так что лучше заранее подумать: самораспространяться бесплатно или нет? На первом этапе «бесплатно» имеет массу плюсы (халяву все любят). Комментарии от бесплатных читателей льются целительным бальзамом на тщеславие автора. Зато потом «бесплатно» встанет поперёк горла и отзовётся большими финансовыми потерями.

Вкладывать в себя деньги или нет?

 

Эта проблема не столь актуальна как первые две, но будет далеко не лишним изначально разобраться и с ней.

 

В Интернете полно возможностей для бесплатного самопиара и самораспространения. Сайты самопубликации принимают книги совершенно бесплатно. Регистрация на форумах и в социальных сетях также ничего не стоит. Можно даже создать авторский сайт и не потратить на это дело ни копейки. Можно, согласен. Другое дело, что платное самораспространение гораздо, гораздо эффективней.

 

В этом вопросе аналогия с бизнесом самая что ни на есть прямая. Как говорят, реклама двигатель торговли. Если автор будет активно рекламировать себя через контекстную рекламу, то о нём самом и о его книгах узнает гораздо, гораздо больше читателей. Но! Реклама стоит денег.

 

Любые платные услуги гораздо лучше, качественней и эффективней бесплатных, да и подчас безопасней. Например существует огромное количество бесплатных дизайнов для сайтов на движке «WordPress». Однако платные всё равно лучше, красочней и безопасней.

 

Ещё можно вкладывать собственные деньги в собственное обучение. Благо сейчас полно всяких литературных курсов. Платные бета-ридеры работают гораздо эффективней, быстрей и вежливей бесплатных. Иллюстраторам и корректорам тоже лучше всего заплатить за работу. В общем, когда вкладываешь в собственное творчество реальные деньги, то взамен получаешь огромное количество приятных плюсов.

 

Казалось бы, мне следовал бы быть обоими руками за инвестирование в себя любимого и в своё творчество. Только, только... Только литературное творчество не тот вид деятельности, где поможет толковый бизнес-план.

 

Можно открыть пекарню, мастерскую по пошиву женской одежды. Можно на трассе построить небольшое кафе. Много чего ещё можно, когда результат худо-бедно предсказуем. Если печь вкусный, полезный и недорогой хлеб, то сбыт будет. Если шить качественную и модную одежду, то женщины из окрестных домов не оставят швейную мастерскую без заказов. Если место на трассе подобрано с умом, то проезжающие мимо водители с удовольствием будут останавливаться на чашечку кофе и тарелку супа. Только… Только в литературном творчестве нельзя быть уверенным в конечном результате.

 

Никогда не возможно предсказать заранее, какая книга станет бестселлером, а какая зависнет на складе без малейших шансов на реализацию. Можно вложить в рекламу и раскрутку кучу денег и… пролететь со свистом. Конечно, каждый автор, особенно если он вкладывает в себя и в свои книги деньги, должен быть уверен и в себе и в своём творчестве. Только, только… одной уверенности мало. Читателей не интересует ни количество вложенных в продвижение средств, ни самоуверенность автора. Они не обязаны покупать книги лишь только потому, что их реклама висит на всех без исключения сайтах.

 

Вот, как ни странно, и получается: вкладывать в самого себя, в своё творчество кровные рубли глупо. Слишком, слишком велик риск пролететь со свистом. Грустно? А что делать?

 

В конечном итоге вкладывать в себя и в своё творчество свои же деньги каждый автор решает сам. Кто-то может позволить себе потратить на рекламу сотню другую тысяч, кто-то нет. Общий совет: если всё же вкладываться, то не надеяться на их возврат.

 

О платном пути самопродвижения мы поговорим позже.


 

Быть или не быть?

Серьёзно или нет.

 

Если внимательно проанализировать три принципиальных вопроса, то, по сути, они все сводятся к одному: как относиться к своему творчеству? Серьёзно или нет?

 

Каким бы ненадёжным не было бы литературное творчество, оно всё равно требует к себе самого пристального и серьёзного отношения. Очень, очень, очень многие начинающие авторы, берясь за перо, просто не думают ни о каких бизнес-планах и стратегиях самопродвижения. Однако наступает момент, когда всё же приходится решать: серьёзно или нет?

 

Если относиться к литературному творчеству несерьёзно, как к развлечению, средству от скуки, то не имеет смысла думать ни о балансе между созданием новых книг и самораспространением, ни о монетизации своего творчества, и уж тем более не имеет смысла вкладывать в себя кровные рубли. Только в этом случае не стоит и мечтать о каких-то там успехах и признании, не говоря уже о гонорарах.

 

Это только сосулька с крыши может неожиданно свалиться на голову. Успех никогда не свалится. Он только может прийти как вознаграждение за упорный труд и настойчивость. А для этого к литературному творчеству нужно относиться серьёзно. Серьёзно, со всеми вытекающими от сюда последствиями.

Заключение.

 

Понимаю: в этой статье я не написал ничего конкретного о самораспространении в Сети. Зато, надеюсь, объяснил важность трёх, даже четырёх, принципиальных вопросов. В последующих статьях я разберу самые важные составляющие успешного самораспространения в Сети, а так же опишу три основные стратегии.

 

Скромность – благодетель, а так же прямая дорога в небытие. Увы! В наше время даже солидные издательства всё больше и чаще обращают внимание на то, насколько хорошо или плохо автор известен в Сети. Говорят, если на аккаунт писателя в «Живом журнале» подпишется тысяча другая френдов, то его книгу без проблем и с превеликим удовольствием возьмёт любое издательство.

О чём речь.

 

В первой части «Азы самораспространения» я разобрал три, даже четыре, важных принципиальных вопроса, которые очень желательно решить заранее, прежде чем пускаться в самораспространение по всемирной паутине.

 

Во второй части я разберу три важных составляющих успешного самопродвижения: электронные книги, авторский сайт и дополнительная деятельность. Любая из них окажется далеко не лишней в не зависимости от выбранной стратегии самопродвижения.

Электронные книги.

 

В последние лет пять-шесть различные электронные гаджеты, планшетники, смартфоны, нетбуки и другие, получили самое широкое распространение. Все они с той или иной степенью удобства позволяют читать электронные книги. Как-то раз коллега по работе показал мне навигатор для автомобиля с функцией чтения. Это, наверно, чтобы было веселей торчать в пробках.

 

Естественно, упускать такой широкий и популярный канал для распространения собственного творчества ни в коем случае нельзя. Только далеко не все авторы понимают, как правильно им пользоваться. Сколько раз бывало: скачиваю с бесплатной библиотеки электронную книгу, а она оказывается в формате doc. То есть файл текстового редактора Word.

 

Писать в Word очень удобно, сам им пользуюсь. Причём настолько удобно, что различные программы для писателей ему и в подмётки не годятся. Однако для чтения файлы doc далеко не самый лучший вариант, не всем нравятся чёрные строчки на белом фоне. Не в каждом электронном гаджете может найтись текстовый редактор Word или его аналог.

 

Существуют форматы текстовых файлов, которые созданы специально для чтения, специально для электронных книг. Какие бывают форматы, а так же как самому можно сверстать электронную книгу, я расписал в статье «Как сверстать электронную книгу». Сейчас отмечу самое главное.

 

Поверьте моему личному опыту: научиться самостоятельно верстать электронные книги относительно легко. Заканчивать специальные курсы не потребуется, вполне хватит толкового пособия. В своё время всего за пару вечеров я освоил вёрстку электронных книг в форматах fb2 и epub. Причём не тупо через конвертор в пару кликов, а вручную, с масштабируемыми картинкам, работающим оглавлением и активными ссылками.

 

Другой важный момент: у каждой книги должна быть обложка, некая картинка на самой первой страничке. Любая обложка, даже самая примитивная, гораздо лучше полного отсутствия какой бы то ни было заглавной картинки.

 

Создавать простейшие обложки легко, даже если совсем, совсем не умеешь рисовать. В варианте «проще некуда» цветной фон и печатные буквы. Можно использовать фотографию или чужой рисунок. При желании и настойчивости в Сети можно отыскать генераторы обложек или составить коллаж.

 

Любая электронная книга, как можно догадаться из названия, представляет из себя файл. Однако далеко не все сайты в Интернете позволяют загружать электронные книги для дальнейшего распространения. В подавляющем большинстве случаев можно оставлять только ссылки. Ничего страшного, в Интернете полно так называемых файлообменников.

 

Кто не в курсе, поясню. Обычный файлообменник представляет из себя сайт, некий ресурс, на который можно загружать какие угодно файлы. Взамен файлообменник предоставляет ссылку, по которой можно скачать этот самый какой угодно файл. Очень удобно, между прочим.

 

Не так давно в Интернете были популярны коммерческие файлообменники, которые помогают не только распространять файлы, но и зарабатывать на этом. Суть проста: прежде, чем пользователь скачает файл, ему предстоит просмотреть рекламный ролик, либо купить подписку на быстрое скачивание. До сих пор в Сети существует огромное количество так называемых варезников, то есть сайтов, на которых самого контента (книги, музыка, фильмы) нет, только ссылки на коммерческие файлообменники.

 

Буквально в последний год борьба с пиратами от слов перешла к реальным делам. Многие популярные пиратские библиотеки уже заблокированы. В недалёком будущем руки властей и правообладателей неизбежно дойдут и до коммерческих файлообменников и связанных с ними варезников. Но даже не это самое печальное.

 

В коммерческих файлообменниках ссылка для скачивания электронных книг работает лишь некоторое время. После либо уже ничего не скачать, либо отдельно доплачивать за дополнительное время работы.

 

К счастью, вместе с коммерческими файлообменниками существуют просто файлообменники. Например «Яндекс. Диск». На этом файлообменнике денег на распространении файлов не заработать, зато пользователю не придётся лицезреть навязчивую рекламу, а ссылки не имеют ограничения по времени.

 

К файлообменникам вплотную примыкают так называемые «Облачные технологии». Но я сам ими не пользуюсь и что это такое имею весьма смутное представление. Тот же «Яндекс. Диск» позволяет как-то там работать с «облаком».

 

Подчёркиваю ещё раз: если художественную книгу сверстать в форматах fb2 или epub, то у неё будет гораздо больше шансов для успешного распространения. Больше читателей смогут прочитать её на своих смартфонах и планшетниках, не говоря уже о настольных компьютерах.

Авторский сайт.

 

Авторский сайт несомненно самая спорная составляющая успешного самопродвижения в Сети.

 

Создать свой сайт или блог легко. А вот раскрутить его, продвинуть, сделать популярным и посещаемым– целая наука. К тому же авторский сайт не выдерживает никакой конкуренции с социальными сетями. Да чего уж там врать. Мой сайт по посещаемости не идёт ни в какое сравнение с моим же «Живым журналом». Если на данный момент у моего сайта всего 17 подписчиков на рассылку новостей, то на френдленту в моём ЖЖ подписалось 105 человек. Как говориться, почувствуйте разницу. Но!

 

Авторский сайт, точнее его наличие или отсутствие, - очень хорошо показывает, насколько серьёзно писатель относится к литературному творчеству и верит в собственный успех. Это начинающему и даже продвинутому писателю авторский сайт ни к чему. Только лишние затраты времени и средств. Авторский сайт очень даже полезен только для успешного и популярного писателя. Ибо только в этом случае он не только окупит себя, но и принесёт хороший доход. Не смотря на весь функционал социальных сетей, только через личный сайт можно организовать продажу новинок, платную подписку, прикрутить полноценный форум и/или энциклопедию.

 

Я лично считаю, что авторский сайт очень полезен (да, очень надеюсь). Мой личный сайт является моим представительством в глобальной паутине. Именно на него ведут все ссылки с моих статей и книг.

 

В наше время создать авторский сайт легко. Для этого не потребуются ни диплом ВУЗа, ни сертификат системного программиста. Уже давно появились так называемые программы управления сайтами. WordPress – одна из популярных таких программ. Материалов по работе с WordPress, его настройке, в Интернете превеликое множество. Расписывать не буду, укажу самое главное.

 

Во-первых, в WordPress внешнее оформление сайта, его дизайн, так называемая тема, отделён от содержания, статей, фотографий, так называемого контента. То есть, внешний вид не завязан на содержание сайта и его можно легко менять.

 

Во-вторых, WordPress распространяется совершенно бесплатно. К нему можно легко и легально скачать кучу тем (дизайнов) и дополнительных программ, плагинов, которые расширяют базовые функции WordPress.

 

Чтобы завести авторский сайт, нужно ещё две вещи: доменное имя и хостинг.

 

Доменное имя – те самые буквы после «http» а адресном окне браузера. Хостинг – сервер, где физически находится сайт. И доменное имя, и хостинг можно получить совершенно бесплатно. Да и вообще можно создать авторский сайт и не потратить на него ни копейки. Другое дело, что, всё же, имеет смысл потратиться на доменное имя и платный хостинг. Почему? Ответ на этот вопрос вы найдёте на любом сайте или блоге о WordPress.

 

Создать свой авторский сайт на платном хостинге и купить ему оригинальное доменное имя имеет смысл хотя бы потому, что это недорого. Цена вопроса – 181 рубль в месяц. Именно столько я трачу на свой авторский сайт. 169 руб в месяц мой хостинг, и 120 рублей в год, или 10 руб в месяц, аренда доменного имени.

 

Подчёркиваю ещё раз: создавать авторский сайт или нет – каждый писатель должен решить сам. Я лично считаю, что персональное представительство в Интернете лишним не бывает.

Дополнительная деятельность.

 

Эх! Как бы мне хотелось писать книги, только книги и ничего кроме книг. Но не получается.

 

Из лично опыта. Сколько книг можно выдать в год? Не особо напрягаясь, не особо самоорганизуясь, две полноценные книги вполне реально, не говоря уже об одной. Если поднапрячься, правильно организовать свой труд, то вполне реально написать три полноценные книги. Если же только писать, нигде больше не работать, забить на семью и отдых, то в год можно выдать четыре полновесные и полноценные книги. Всё, что выше этой цифры – от Лукавого. Как именно российские модные писатели умудряются выдавать в год по десять книг, объяснять не буду, дабы не ругаться матом и не выворачивать наружу грязную изнанку книжного бизнеса.

 

И так, даже в самом лучшем случае, четыре книги в год, радовать читателей новинками чаще, чем раз в три месяца – очень, очень мало. За эти три месяца о писателе напрочь позабудут даже самые преданные почитатели. Выход один – тем или иным образом напоминать о своём существовании гораздо чаще, как минимум раз в неделю. Иначе говоря, в дополнение к литературному творчеству и созданию книги заниматься ещё чем-нибудь.

 

Дополнительная деятельность позволяет не только не растерять читателей, а приобрести новых, заявить о себе, прославиться, набрать популярность. Не знаю насколько это правда, однако говорят, что в последние годы издатели всё больше и больше ориентируются на популярность автора в Сети. Иначе говоря, из двух писателей при прочих равных условиях издатель выберет того, у кого в ЖЖ или «ВКонтакте» больше подписчиков. Почему, собственно, дополнительной деятельностью не стоит пренебрегать.

 

Для дополнительной деятельности существует огромное количество вариантов и возможностей. Какие именно – расписывать не буду, лучше расскажу о двух принципиально разных подходах: «велосипед» и «база данных».

 

Очень многие авторы и так ведут дополнительную деятельность в Интернете по принципу «велосипеда». То есть, общаются в многочисленных социальных сетях, комментируют чужие статьи и пишут собственные, ставят лайки, плюсы, репки и прочее в том же духе.

 

Принцип «велосипеда» хорош тем, что с его помощью относительно легко и быстро можно собрать вокруг себя кучу почитателей и «друзей». Главное писать как можно чаще, комментировать как можно чаще и лайкать других как можно чаще. При этом статьи и посты, как правило, не отличаются ни глубиной, ни основательностью, ни тем более объёмом. Главное нагнать как можно больше интересе, ажиотажа, вплоть до скандала и провокации на грани фола. Но!

 

Чем плох велосипед? Пока крутишь педали – едешь. Стоит только остановиться, как через десяток метров обязательно сыграешь носом в асфальт, а то и сразу в придорожную канаву. «Велосипед» работает точно так же: пока общается (лайки, комментарии, посты, статьи, провокации), автор известен, может даже популярен, на его аккаунтах много посетителей, лайков и прочего. Но! Стоит остановиться, перевести дух, заболеть, как поток посетителей, комментариев, лайков и прочего быстро сходит на нет. Автор без «велосипеда» очень быстро уходит в неизвестность.

 

В этом и заключается главный недостаток «велосипеда»: читателям постоянно нужна свежая информация, прежние материалы очень быстро теряют актуальность и через день другой никого уже не интересуют. А через неделю даже самым преданным поклонникам будет всё равно, как автор встретил Новый год или как он отдохнул в Турции.

 

Подход «база данных» гораздо более трудоёмкий и требует на раскрутку гораздо больше времени. Автор не сколько общается, а что-то продвигает, чему-то учит, что-то разъясняет. Иначе говоря, закладывает самую настоящую базу данных, а то и целую энциклопедию сразу.

 

«База данных» хороша тем, что информация очень, очень долго остаётся актуальной. Постепенно читатели и поклонники автора привыкают пользоваться ей и заглядывают на сайт или аккаунты автора ещё очень и очень долго, даже если сам автор давно забросил литературное творчество и дополнительную деятельность заодно.

 

В основе «базы данных» может быть всё, что угодно. Главное, чтобы автор сам разбирался в теме, интересовался ей, а не тупо следовал веянию моды. Я лично выбрал литературное ремесло, благо мне есть что сказать, а в моей библиотеке десятки пособий по литературному мастерству и ещё больше статей.

 

В качестве ведущей темы может быть политический обзор и анализ событий в мире, резьба по дереву, плетение, вязание и прочее, прочее, прочее. Любую информацию, любое дело, любое увлечение можно и нужно подать интересно, забавно и познавательно.

 

Главный залог успеха «базы данных» - информация должна быть действительно полезной и оригинальной, а не просто интересной и забавной. Очень желательно заранее создать несложную и эффективную систему поиска. Если отдельный сайт, то разложить информацию по разделам, страницам и главам. Если аккаунт типа ЖЖ – грамотно разделить по меткам. В этом случае не стоит вводить сотню другую меток, читатель просто махнёт рукой и не будет разбираться чем метка «Ближний Восток» отличается от «Турции».

 

Что выбрать, «велосипед» или «базу данных», каждый автор решает сам. В обоих случаях очень полезно заранее продумать тему своих постов и статей, а не плыть по течению. Последнее смерти подобно для «велосипеда».

Заключение.

 

Мы уже так много говорим об азах самораспространения в Сети, но я не сказал еще ни слова ни о стратегии, ни о тактике этого самого самораспространения. Верно. Однако от предварительной подготовки зависит не меньше половины конечного успеха. Плохо свёрстанные книги мало кто прочтёт до конца, а не продуманная дополнительная деятельность сожрёт массу времени и сил без какой-либо отдачи.

 


 

 

Бесплатно – то есть даром? За амбаром!

 

Я, наконец-то, дошёл до описания первой базовой стратегии самораспространения в Сети. Очень многие начинающие авторы начинают именно с неё, то есть, выкладывают свои книги совершено бесплатно.

 

Бесплатное саморапространение.

 

Бесплатное самораспространение – самый простой, можно даже сказать самый беззаботный, способ заявить о себе на весь Интернет. При нём можно смело плевать на формат, жанр, стиль, коммерческий потенциал и другие ужасные для нежного уха автора слова и понятия. Иначе говоря, как бог на душу положит. И так, основные способы бесплатного самораспространения.

 

Авторский сайт.

 

В принципе, без него можно вполне обойтись, либо с не меньшим успехом использовать аккаунт в какой-нибудь социальной сети или личную страничку на графоманском ресурсе. Мне регулярно попадаются «авторские сайты» «ВКонтакте» и на «Самиздате». И ничего. Главное, есть где выложить фотографию и чуток личной информации. Так же на авторском сайте или его аналоге можно выложить свои книги как в виде страниц сайта, так и в виде ссылок для бесплатного скачивания.

 

Графоманские сайты.

 

Графоманские сайты – самый популярный способ бесплатного самораспространения.

 

В Интернете полно ресурсов, где можно выложить свои творения на всеобщее обозрение совершенно бесплатно. Я даже не могу перечислить все из них, укажу лишь самые популярные: «Самиздат», «Проза.ру», «Стихи.ру», «Литсовет».

 

К чисто литературным ресурсам вплотную примыкают сайты более широкой тематики типа «Бизона». То есть сайты, где книги соседствует с музыкой, живописью, резьбой по дереву, вышиванием, фотографиями и прочими видами творчества.

 

Все графоманские сайты позволяют выкладывать литературные произведения прямо для чтения. То есть на том же «Самиздате» книги можно читать прямо с сайта. Однако многие графоманские ресурсы позволяют оставлять ссылки. В этом случае очень полезно выкладывать не только сам текст книг, но и оставлять ссылки на файлообменники для скачивания полноценных электронных книг. В мире преогромное количество читателей, которые широко пользуются различными электронными читалками. Всё больше шансов, что скачают и дочитают книгу до конца.

 

Достаточно «спросить» «Яндекс», как он тут же выдаст преогромное количество подобных ресурсов. Всё, что требуется для регистрации на подобных сайтах – электронная почта. На том же «Яндексе» можно завести электронный почтовый ящик.

 

Графоманские сайты появились давно и до сих пор весьма популярны. Главное помнить и никогда не забывать: на подобных ресурсах просто читателей (то есть посетителей, которые только читают, но сами книг не пишут) не бывает. В последние годы графоманские сайты существенно потеснили социальные сети.

 

Социальные сети.

 

Рассказывать о популярности социальных сетей не буду. Достаточно того, что количество аккаунтов давно превысило количество жителей на планете Земля. Не знаю зачем, моя дочь обзавелась аж тремя аккаунтами «ВКонтакте».

 

Социальные сети предоставляют великолепные возможности для бесплатного самораспространения. Там же можно заниматься дополнительной деятельностью. К сожалению, не все социальные сети позволяют выкладывать книги и тем более толстые романы целиком. В этом случае как никогда полезны файлообменники. Любая социальная сеть позволяет выложить анонс, обложку и оставить ссылки для скачивания электронных книг.

 

Главный недостаток крупных сетей типа «ВКонтакте» или «Живого журнала» в том, что они слишком большие и носят слишком общий, даже обобщающий, характер. Впрочем, во всех из них существуют так называемые сообщества, более узкоспециализированные объединения пользователей, которые частично компенсируют этот недостаток. Более того: реально продвинуть свой личный аккаунт очень часто возможно только через профильное сообщество, а то и не через одно.

 

Другой недостаток крупных социальных сетей в том, что не все писатели созданы для «пустой болтовни ни о чём и ни с кем конкретно». Так у меня были аккаунты и «ВКонтакте» и «Фейсбуке». Только я сначала забросил их, а потом удалил за ненадобностью. Не моё это. Не моё.

 

К общим социальным сетям типа «ВКонтакте», «Фейсбук», «Живой журнал» вплотную примыкают менее известные и популярные социальные сети типа «Лит-Эра», «Сочинитель» и множество других. Но они хоть и позиционируют себя как «социальные сети для писателей», на деле являются классическими графоманскими ресурсами, только с более широким функционалом. Впрочем, это не причина, а, быстрее, их достоинство. Я и сам веду личные странички и аккаунты на некоторых из них.

 

Форумы.

 

Ещё в начале третьего тысячелетия самостоятельные форумы были весьма популярны. В настоящее время их серьёзно потеснили социальные сети. Рискну предположить: в ближайшем будущем форумы как самостоятельные интернет-ресурсы окончательно исчезнут.

 

В Сети останутся только форумы, которые привязаны к другим более крупным и успешным интернет-ресурсам в качестве площадок для объёмного и оперативного общения посетителей. Например форум издательства «Эксмо» или сайта «Фантасты.ру».

 

В целом, форумы, особенно литературной тематики, могут служить отличными площадками для распространения собственных книг. Главное не ошибиться с выбором.

 

Прежде, чем регистрироваться на каком-либо форуме, очень желательно проанализировать его на предмет посещаемости и популярности. Если сообщения появляются с периодичностью раз в неделю, а количество зарегистрированных пользователей не превышает сотню, значит форум «дохлый», плохо раскрученный или даже умирает. Ну а если сообщения «стреляют» со скоростью раз в минуту, а количество зарегистрированных пользователей идёт на тысячи, значит форум пользуется популярностью.

 

У многих нелитературных форумов с широкой тематикой часто существуют литературные разделы, где тоже можно выложить свои книги. Так, например, на форуме моего города существует раздел «Литературная гостиная».

 

Особенно хороши форумы для распространения фанфиков. Вполне логично предположить, что книга о похождениях сталкера в аномальной зоне вокруг Чернобыльской АЭС найдёт много благодарных читателей на форумах игры «Сталкер».

 

Пиратские библиотеки.

 

Буквально в последние месяцы развернулась довольно эффективная борьба с пиратскими библиотеками и торентами. Не так давно с такой популярной библиотеки под названием «Флибуста» можно было качать без каких-либо ограничений огромное количество книг. В том числе и новинки, которые лишь неделю назад появились на книжных прилавках.

 

Насколько эффективна будет борьба с пиратами, с пиратскими библиотеками и торентами – судить не берусь. Однако для бесплатного распространения пиратские библиотеки подходят лучше всего. Практически все из них работают по принципу «вики», то есть новые книги на них выкладывают сами посетители библиотек.

 

Примерно год назад количество уникальных посетителей моего авторского сайта было низким (да и сейчас не намного больше). В среднем около десяти уникальных посетителей в сутки. Когда же на «Флибусте» появились две мои книги, то количество посетителей резко подскочило до 130 – 150 в сутки и держалось около недели. Так что пиратские библиотеки очень мощный канал бесплатного распространения электронных книг.

 

Файлообменники и варезники.

 

Файлообменники и варезники действуют в связке: выкладываешь в файлообменнике свои книги, а на варезнике ссылки на них. Существует даже возможность подзаработать.

 

Судить об эффективности файлообменников и варезников сложно. Пусть файлообменников относительно немного, наиболее популярных всего штук пять-шесть, зато варезников преогромное количество. Я как-то попытался освоить этот канал распространения. Буквально через пару часов в моей базе данных оказалось два десятка только литературных варезников и ещё десяток, где заодно можно выкладывать и ссылки на книги. Если покопаться, то счёт запросто может превысить сотню. К сожалению, всё не так просто.

 

Распространение файлов через файлообменники/варезники целое искусство. Выкладывать анонсы и ссылки на каждый конкретный варезник довольно муторно. На многих из них работают ленивые модераторы, которые запросто могут задержать появления анонса и ссылок на дни и недели. Да, существуют специальные программы для массового распространения файлов через варезники, только этим делом нужно заниматься серьёзно и целенаправленно.

 

С другой стороны популярность варезников существенно подрезает навязчивая реклама и преднамеренно низкая скорость скачивания. Конечно, можно быстро и без рекламы, только за отдельную абонентскую плату. Последнее обстоятельство вряд ли способствует широкому обмену файлов через файлообменники.

 

Я лично прибегаю к услугам коммерческих файлообменников лишь в крайних случаях, когда иначе вообще никак. Каждый раз приходится ждать, пока пройдут все рекламные ролики. То и дело приходится закрывать сайты, которые открываются и забивают браузер. И, под конец, по пять – десять минут ждать, пока скачается файл объёмом едва больше мегабайта. По современным меркам это очень долго, легче застрелиться.

 

Самораспространяться через файлообменники/варезники или нет – каждый автор решает сам. Кому-то может и понравиться, мне лично нет. На мой взгляд, оно того не стоит.

 

Электронные магазины.

 

Понимаю: электронные книжные магазины существуют для продажи электронных книг. Однако многие из них позволяют распространять свои книги совершенно бесплатно. Например «Booksmarket», «Русское собрание литераторов».

 

Как не сложно догадаться, бесплатные книги, особенно на фоне платных, пользуются хорошим спросом. Так что как минимум не стоит пренебрегать этим каналом распространения.

 

Несколько более подробно об электронных магазинах я расскажу ниже. В первую очередь они предназначены для продажи книг. Бесплатное распространение чаще всего лишь дополнительная рекламная опция.

Заключение.

 

Конечно, я описал далеко не все способы бесплатного самораспространения. Всё течёт, всё меняется, появляются новые возможности, а старые перестают эффективно работать. Однако указанных мною способов для начала более чем достаточно.

 

Но! Опять же, повторюсь.

 

Да, я понимаю: очень многие авторы, особенно начинающие, готовы радовать своими шедеврами весь большой пребольшой мир совершенно бесплатно. Как говорится, ради вечного, умного, доброго ничего не жалко. Только я всё равно, всё равно, всё равно настоятельно рекомендуют крепко, очень крепко, очень очень крепко подумать прежде, чем выкладывать свои книги во всеобщий доступ совершенно бесплатно.

 

Безвозмездное и бескорыстное распространение подобно трассе с односторонним движением. Рано или поздно творить вечное на общественных началах надоест. Захочется, очень, очень захочется получить хоть что-нибудь взамен. Но… к этому моменту бесплатные книги широко расползутся по Интернету и монетизировать их будет крайне проблематично, если вообще возможно. Ещё один очень печальный момент, о котором авторы-бессеребреники часто не подозревают.

 

Если не сами авторы, то найдутся другие желающие заработать на их книгах. Так мне было неприятно, когда одна из моих книг оказалась на сайте с платной подпиской. Это что же получается? Я выложил её для бесплатного чтения, а кто-то в наглую пытается на моей книге заработать? Обидно. До слёз обидно.

 

На мой взгляд лучше изначально проявить здоровый практицизм и не заниматься пустой благотворительностью. Большой мир не заметит и не оценит широкой и бескорыстной души автора. Иначе говоря, лучше сразу брать курс на монетизацию своего творчества. О чём я расскажу далее.


 

Самораспространение с монетизацией.

 

На основе собственного опыта я могу смело утверждать: самораспространяться в Интернете бесплатно и при этом зарабатывать реальные деньги вполне реально. Что, собственно, я и делаю.

 

Эта одна из особенностей Интернета. Бесплатно, на халяву, даром – самый эффективный способ привлечь клиентов и покупателей. Именно по этой причине очень многие нужные для самораспространения услуги можно получить совершенно бесплатно. Естественно, до определённого момента. Однако того, что есть, очень часто вполне хватает и без платных дополнений.

 

Электронные деньги.

 

Для успешной монетизации своего творчества в первую очередь потребуется завести как можно больше электронных кошельков. Да, можно воспользоваться услугами «Почты России», банковскими переводами, даже банкоматами. Однако электронные деньги гораздо проще, быстрее и дешевле.

 

Как именно завести электронный кошелёк объяснять не буду. Достаточно «спросить» у Яндекса, он выдаст кучу подробных и обстоятельных статей. Отмечу самое главное.

 

Во-первых, чем больше будет электронных кошельков разных платёжных систем, тем лучше. Многие русскоязычные сайты работают с «Яндекс Деньгами», но не принимают «PalPay». А на забугорных сайтах ситуация может быть с точностью наоборот.

 

Во-вторых, очень многие электронные платёжные системы для регистрации не требуют документов, если объём переводов мал, хотя практически везде поделиться номером личного сотового телефона всё же придётся. Например пока объём переводов не превышает 15 тысяч рублей для создания электронного кошелька на «Яндекс Деньги» не требуются ни паспорт, ни военный билет, ни свидетельство о рождении. Это очень удобно, на первых парах объём переводов будет всё равно очень маленьким.

 

И в-третьих, достаточно раз отмучиться, создать кошелёк, и он останется навсегда. Так «WebMoney» я завёл больше десяти лет назад. Ну да, пришлось изрядно попотеть, помучиться, поучиться. Зато теперь никаких проблем.

 

Электронные платежи распространяются всё больше и больше. Всё чаще и чаще не требуется выводить электронные деньги в реал. Я, например, оплачиваю ими сотовую связь и коммунальные платежи. Заодно экономлю время и нервы, не нужно толпится в очередях в кассу и выслушивать сетования пенсионеров на здоровье, цены на рынке и государственную власть.

 

Вывести честно заработанное.

 

Ещё один очень важный момент, самый настоящий подводный камень, на который лично мне довелось ни раз и не два наскочить. Как ни странно, мало честно заработать на своём творчестве. Самой настоящей проблемой может стать вывод честно заработанного в реал или хотя бы на один из электронных кошельков.

 

Во-первых, очень многие сайты (магазины, сервисы абонентского чтения и другие) выводят честно заработанное только начиная с некой сумму, которую ещё нужно набрать. Рупь двадцать, чаще всего, вывести не получится. Например «Литрес» переводит суммы от тысячи рублей и выше.

 

Мой аккаунт на «Литрес» существует больше двух лет. Однако когда там накопится одна тысяча рублей – бог его знает. С другой стороны электронный магазин «Books market» без проблем выводит на электронный кошелёк любую сумму. Причём делает это регулярно по четвергам без напоминаний с моей стороны.

 

Во-вторых, куда именно вывести честно заработанное. С электронных кошельков можно оплачивать сотовую связь, хостинг, коммунальные платежи и даже покупки в магазине. Многие электронные платёжные системы выпускают специальные карточки. Например «Яндекс. Деньги» предоставляют такую услугу. Однако!

 

Не все ресурсы переводят честно заработанное на электронные кошельки. В этом плане меня очень серьёзно разочаровала «Целлюлоза». Она выводит честно заработанное только на банковский счёт. Если такого нет, то придётся завести отдельно. Но даже не это самое печальное.

 

Та же «Целлюлоза» требует подписать бумажный договор. Для этого нужно отправить ей скан паспорта, получить договор, подписать его и отправить обратно. И лишь только после этих манипуляций можно будет снять со своего банковского счёта честно заработанное.

 

Конечно, физически не трудно отсканировать паспорт и отослать электронные сканы. Владельцы «Целлюлозы» торжественно клянутся не затягивать, а «Почта России» работает всё же неплохо. Однако мне никак не хочется проснуться однажды утром владельцем фирмы-однодневки, которая должна государству десяток другой миллионов налогов и пару другую сотен миллионов кредитов коммерческих банков. Не меньше, а то и больше, мороки доставит «купленный» в кредит очень дорогой телевизор в каком-нибудь московском магазине. Для справки, подобные случаи происходят регулярно.

 

Так что договоры публичной оферты следует читать очень внимательно и до конца. Не меньше внимания следует уделять способу вывода честно заработанного. И, для полной надёжности, не помешает выучить наизусть басню «Лисица и виноград».

 

Анонсы, а не книги полностью.

 

В третьей части статьи о бесплатном самораспространении я описал основные типы ресурсов в Интернете, где можно выложить свои книги. Для монетизации творчество эти же ресурсы можно и нужно использовать, только с одной существенной оговоркой: выкладывать не книги полностью, а только анонсы. Чтобы читатель, потенциальный покупатель, знал, где можно купить книги или прочитать их по платной подписке, нужно оставлять ссылки на авторский сайт, магазины или ресурсы платной подписки.

 

Как я уже говорил, сайтов в Интернете преогромное множество. Охватить все возможные ресурсы для самораспространения физически не возможно. Поэтому имеет смысл отбирать наиболее эффективные в плане отдачи. Посещаемость и популярность это само собой. Ещё один важный момент – можно или нет оставлять ссылки.

 

Например старейший в русскоязычном Интернете «Самиздат» позволяет оставлять самые разные ссылки, выкладывать обложки, иллюстрации вплоть до полноценных рекламных баннеров. А вот другой известный графоманский ресурс «Проза.ру» оставлять ссылки не позволяет. Интерфейс у него такой, только текст и одна обложка, никаких иллюстраций. Как не сложно догадаться, я выкладывают свои книги и статьи на «Самиздате», а на «Прозе.ру» - нет. Вместо «Прозы» предпочитаю пользоваться другими сайтами. Пусть менее популярными, зато гораздо более эффективными в плане саморекламы и самораспространения.

 

Конечно, чтобы оставлять ссылки на разных сайтах нужно владеть основами языка программирования HTML. Звучит страшно, но на деле ничего сложного. Нужную информацию легко найти в Интернете. Да и не требуется изучать HTML от корки до корки.

 

Авторский сайт.

 

Для бесплатного самораспространения в Сети авторский сайт как таковой не нужен. Часто вполне хватает аккаунта в какой-нибудь социальной сети. Для монетизации своего творчества авторский сайт на платном хостинге полезен вполне достаточно, чтобы его всё же создать.

 

Как я уже отмечал, сделать авторский сайт можно совершенно бесплатно. Если использовать движок WordPress или подобный, то без особых проблем и без диплома по специальности «Информатика и управление в технических системах». Естественно, придётся повозиться, однако в Сети полно ресурсов с описанием работы сайтов на WordPress.

 

Расписывать в деталях и подробностях создание авторского сайта не буду. Укажу лишь на три важных момента, о которые сам в своё время разбил лоб.

 

1. Доменное имя и хостинг.

 

Хостинг, грубо говоря, место, где физически находится сайт. Если точнее, то в так называемых дата-центрах по всему миру. Хостинг предоставляют специальные компании, сайты которых часто так и называют «хостинг».

 

Существуют полностью бесплатные хостинги, которые позволяют создать авторский сайт совершенно бесплатно, но лучше этого не делать. Бесплатный хостинг как правило не обладает большими возможностями. Для маленького сайта 1 гиг дискового пространства более чем предостаточно, для развитого может уже не хватить. Плюс доменное имя принадлежит самому бесплатному хостингу. Ну а за слабое посещение авторский сайт на бесплатном хостинге в один не очень приятный день может просто исчезнут.

 

Доменное имя – это тот самый набор символов после https://. Если воспользоваться бесплатным хостингом, то, заодно, можно получить доменное имя третьего уровня бесплатно. То есть, в адресе будет присутствовать название самого бесплатного хостинга.

 

Поисковые системы («Яндекс», «Гугл») не любят сайты на бесплатных хостингах. Да и владельцем таких сайтов по факту остаётся сам хостинг. Чтобы отбить затраты, на бесплатном сайте постоянно будет висеть реклама самого хостинга и не всегда она бывает пристойного содержания.

 

Так, например, на одном авторском сайте, вполне солидном и достойном с точки зрения содержания, я увидел рекламу сайтов с «клубникой». Ясно дело, рекламный баннер повесил хостинг, у самого автора не было ни малейшей возможности повлиять на содержание рекламы.

 

С выбором тарифов на платных хостингах проблем обычно не бывает. Достаточно перебрать как можно больше и выбрать наиболее оптимальный. С доменным именем несколько сложнее.

 

Доменное имя нужно покупать у других фирм и сайтов, которые не всегда заодно занимаются хостинг-услугами. ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ВАЖНО! У каждого доменного имени двойная цена: первый год и все последующие. В обязательном порядке нужно смотреть на обе цены, чтобы не попасть в ловушку для лохов. Так, например, первый год может стоить всего 64 рубля, второй и последующие – 400 руб. Для сравнения, так где я купил доменное имя первый год стоит 110 рублей, за второй и последующие 120 руб.

 

И последнее. Мало заплатить за доменное имя. Требуется время делегировать (включить) его. Обычно час, но может и сутки. Это сейчас смешно вспоминать, а тогда мне было не до смеха.

 

В самый первый раз я купил доменное имя и тут же попытался установить сайт на платном хостинге. Естественно, у меня ничегошеньки не вышло. Бился как рыба об лёд часа час, два, а то и больше. В конце, концов плюнул и проклят мошенников, которые содрали с меня 110 рублей. На следующий день сайт установился с первой же попытки.

 

В последующем я учёл печальный опыт и никогда более не пытался установить сайт сразу же после покупки доменного имени. Обычно на следующий день.

 

2. Тема (внешний дизайн).

 

Как я уже отмечал, в WordPress внешний вид сайта, так называемая тема, отделён от системы управления сайтом. Темы можно менять как перчатки, вносить какие-либо исправления в настройки WordPress обычно не требуется вовсе.

 

В Интернете продаётся огромное количество уже готовых тем. При желании можно заказать оригинальный дизайн. Одновременно огромное количество тем можно скачать совершенно бесплатно. Вот именно этого лучше всего не делать.

 

Продавцы обычно «отвечают за базар», то есть думают о своей репутации. С бесплатной темой можно запросто заразить свой сайт вирусами. Посетителям очень не понравится, если на их мониторы будут вылезать баннеры с «клубникой». По этой причине до недавнего времени я предпочитал пользоваться только так называемыми стандартными темами, то есть внешними дизайнами, которые идут с сам WordPress. А где-то с месяц назад предпочёл разориться на полторы тысячи рублей и купить премиум тему.

 

В последние годы мобильные гаджеты получили самое широкое распространение. Чтобы пользователи смартфонов и планщетников могли комфортно знакомиться с содержимым авторского сайта, его тема должна быть «резиновой». То есть поддерживать режим масштабирования. Устаревшие темы, а среди бесплатных их полно, «резиновую» вёрстку могут не поддерживать. Так что очень желательно проверять внешний вид сайта не только с монитора настольного компьютера, но и с экранов смартфона и планшетника.

 

3. Контекстная реклама.

 

Контекстная реклама, те самые рекламные баннеры, что «украшают» сайты, - отличный способ заработать. Только всё не так просто.

 

Эффективность контекстной рекламы напрямую зависит от количества посетителей. Реальная отдача начинается, только если количество уникальных посетителей сайта в сутки перевалит хотя бы за 50 человек. Ещё лучше, если за три сотни.

 

50 человек в сутки для новенького, с иголочки, сайта – это очень и очень много. Может уйти год и более, чтобы достигнуть этого значения. Но даже сотня уникальных посетителей не гарантирует стабильного дохода.

 

К сожалению, а может и к счастью, современные браузеры всё чаще и чаще блокируют рекламу, делают её невидимой для пользователей. И это в дополнение к тому, что у очень многих постоянных пользователей Интернета развивается так называемая «баннерная слепота». Люди просто не замечают, не обращают внимания, на рекламные объявления.

 

Печально! А что делать? На мой взгляд, это не повод отказываться от контекстной рекламы. Получится/не получится – бог его знает. Будет гораздо обидней после кусать локти.

 

Описывать подробности установки и настройки контекстной рекламы не буду. Укажу самое главное.

 

Рекламный баннер представляет из себя маленькую программу, так называемый скрипт. В виджиты скрипты можно устанавливать напрямую, а вот в тексты статей лучше через функции темы, используя шорт-коды. Суть в том, что время от времени возникает нужда поменять рекламные баннеры. Если с виджитами это просто, то со вшитыми в тесты статей скриптами гораздо сложнее. Функции темы и шорт-коды заранее избавляют от необходимости редактировать каждую статью и менять скрипт.

 

Понимаю: слова «скрипт», «виджит», «шорт-код» незнакомому с WordPress кажутся белибердой. Так ведь и я пишу статью не о WordPress. Как уже неоднократно подчёркивал, в Интернете полно сайтов и материалов по работе с WordPress. Со всеми этими «скриптами», «виджитами» и «шорт-кодами» всё равно придётся столкнуться. Вот тут-то мой совет и будет ко двору.

 

Электронные магазины.

 

Электронные магазины – самое притягательное и желанное для слуха автора словосочетание и один из основных способов монетизировать своё творчество. Во многих из них выложить свою книгу можно без каких-либо проблем. Например в

 

«Books market», «Русское собрание литераторов», «Ксин-Ксии» и другие достаточно зарегистрироваться и можно смело выкладывать. Одна проблема – такие магазины не очень широко известны, соответственно ожидать от них больших продаж не стоит.

 

В плане продаж больше всего меня радует «Booksmarket», по четвергам, без напоминаний с моей стороны, он переводит мою долю на мой «Яндекс» кошелёк. Для сравнения «Ксин-Ксии» позиционирует себя как европейский аналог «Амазона», однако он так и не продал ни одной моей книги. Причём ладно я, другие гораздо более известные и популярные авторы также не могут похвастаться хотя бы одной продажей.

 

Другую категорию электронных магазинов представляют гораздо более известные и популярные бренды. Например лидеры русскоязычного Интернета «Литрес» и «Озон». Одно плохо – зарегистрироваться на них можно, а свободно выложить свою книгу – нет. В правилах «Литреса» предусмотрена какая-то там возможность выложить свою книгу для продажи. Может быть даже кому-то удалось это сделать. А как можно выложить свою книгу в «Озон» я понятия не имею. Правда, способ есть, но о нём чуть ниже.

 

Насколько мне известно, электронные магазины типа «Литреса» и «Озона» очень не любят сотрудничать с физическими лицами. Почему, собственно, до сих пор у них нет отделов для самиздата.

 

По сути знаменитый буржуйский «Амазон» относится к первой категории электронных магазинов. В нём действительно без особых проблем можно выложить свою книгу. Только и с ним далеко не всё гладко.

 

«Амазон» - американский сайт. У него до сих пор нет русскоязычного отдела, хотя кириллицу он поддерживает. Говорят, русскоязычный сегмент Интернета и, соответственно, книги на русском языке, «Амазон» не привлекают. Говорят, что он так и не смог договориться с русскоязычными издательствами. Да много чего говорят. Результат всё тот же – официальная поддержка русского языка отсутствует. Да и политика «Амазона» к книгам на русском языке носит противоречивый и непоследовательный характер.

 

Многие авторы регулярно выкладывают свои книги на «Амазоне» и… «Амазон» регулярно удаляет их. При этом удаляет выборочно: часть книг из продажи пропадает, а часть с успехом продаётся дальше. Авторы даже вырученные деньги регулярно выводят и… продолжают то ли воевать, то ли сотрудничать с «Амазоном» дальше.

 

В Интернете можно найти пособия, в которых буквально по шагам расписано, как выложит свою книгу на «Амазоне». Многие браузеры поддерживают перевод веб-страниц на русский язык. Правда, перевод получается корявым, но суть уловить можно. А то как-то раз я чуть не поставил галочку перед опцией «Бесплатно».

 

В любом случае «Амазон» стоит того, чтобы сотрудничать с ним, не взирая на его многочисленные прибабахи. К тому же, всегда есть надежда, что международный гигант онлайн-торговли наконец-то перестанет валять дурака и обратит внимание на русскоязычные книги.

 

Сервисы абонентского чтения.

 

Электронные книги хороши многим,: и ценой, и доступностью, и весьма обширным ассортиментом. Но! Как и бумажные книги, электронные несут в себе изрядный заряд непредсказуемости.

 

Ни аннотация, ни первые страницы, ни обширные отрывки для ознакомления не дают стопроцентной гарантии. Всегда есть риск купить не то. С художественными книгами несколько проще, тут либо понравилось, либо нет. С техническими и научно-популярными хуже. Книга может быть хорошей, полезной, только не на ту тему. Многие читатели читают гораздо больше, чем может позволить им их кошелёк. На помощь приходят сервисы абонентского чтения.

 

Суть проста: платишь в месяц некую сумму и читаешь он-лайн без каких-либо ограничений. Понравилась книга – прочитал до конца. Не понравилась – закрыл и взял следующую. О принципах оплаты труда авторов рассказывать не буду. Пока я могу назвать только один ресурс – «BOOKMATE». На нём можно выложит свои электронные книги. Правда, интерфейс и взаимодействие с авторами явно требуют доработки. Я пока не сколько сотрудничаю с ним, а воюю, но процесс идёт.

 

На мой взгляд, у сервисов типа «BOOKMATE» большое будущее. Пока они не выдерживают никакой конкуренции с пиратскими библиотеками и торрентами. Но времена меняются. Наступление на пиратов идёт по всем фронтам. Так что, как минимум, пренебрегать «BOOKMATE» и ему подобными ресурсами не стоит.

 

Немного по другому принципу работает «Целлюлоза». Если в «BOOKMATE» читатель оплачивает ежемесячный абонемент, то на «Целлюлозе» читатели покупают каждый последующий фрагмент книги за 10 рублей. Первый фрагмент бесплатно. Если понравилось, второй за деньги. И так далее. Читатель либо покупает все фрагменты, либо бросает чтение, если надоело или не понравилось. В свою очередь автор может регулировать цену на книгу, для чего достаточно указать, после какого фрагмента читатель может дочитать книгу до конца совершенно бесплатно.

 

Сервисы распространения электронный книг.

 

Пока могу назвать только один сервис – «Ридеро».

 

Электронных магазинов много, не все из них работают с авторами напрямую. «Ридеро» хорош тем, что вёрстку электронных книг, а так же их распространение по электронным магазинам, он берёт на себя, причём совершенно бесплатно. Другой плюс «Ридеро» в том, что с его помощью можно разместить свои книги в труднодоступных для физических лиц магазинах типа «Литрес» и «Озон».

 

Я лично с ним не работал, так что рассказываю с чужих слов. Насколько мне известно, базовые возможности «Ридеро» предоставляет бесплатно, себе берёт 20 процентов с реальных продаж.

 

Однако, однако… Я лично не спешу регистрироваться на «Ридеро». Потому что он посредник, которому нужно платить 20 процентов от той суммы, что полагается автору после продажи его книги в других электронных магазинах. Ясно дело, это снижает доход ещё меньше. Впрочем, многие авторы «Ридеро» хвалят.

 

«Канадские издательства».

 

В России давно и с успехом работают бумажные издательства типа «Эксмо», «Альфа-книга», «Ленинград» и другие. Каждый неизданный писатель спит и видит, как его книга, его кровь, пот и мечты, выходит в одном из этих издательств… Ух! До сих пор с улыбкой вспоминаю как в ИД «Ленинград» вышла моя дебютная книга. Однако… Наряду с нормальными бумажными издательствами в Интернете подвизается целая куча весьма сомнительных издательств, которые я называю «канадскими». К их числу относятся печально знаменитые «YAM-publishing», «Altaspera» и некоторые другие. Более подробно работу подобных издательств, а так же имеет ли смысл с ними сотрудничать, я разберу в последней статье об азах самораспространения, когда речь пойдёт о вкладывании в себя и в свои книги реальных денег. Пока же отмечу самое главное.

 

Во многих «канадских издательствах» действительно можно издать свою бумажную книгу совершенно бесплатно и получить вожделенным ISBN. Верно, всё верно, только не стоит обольщаться. «Канадские издательства» зарабатывают не на читателях, как конечных покупателях, а на самих авторах. Ни одно из них полноценную бумажную книгу не выпустит. Речь идёт всего лишь о POD, «печать по требованию».

 

Современные издательские технологии вполне позволяют напечатать полноценную бумажную книгу в одном единственном экземпляре. Это и есть основа «печати по требованию». Читатель, то есть покупатель, сначала оплачивает книгу и лишь только потом так называемое «издательство» её печатает на бумаге и отсылает заказчику. Иногда через Атлантический океан, чаще из Западной Европы. Если повезёт, то из области или республики в самой России. Соответственно на конечную цену неизбежно накладывается стоимость почтовой пересылки. Автору полагается некий процент с продаж. Вроде как честно и бесплатно, да только всё равно обман.

Заключение.

 

Увы! Увы! И ещё раз увы! Профессиональный литератор, то есть писатель, который зарабатывает на жизнь исключительно литературным трудом, подобен тигру-альбиносу: вроде как существует, только в живой природе не водится, найти можно только в зоопарке. Да, некоторые писатели зарабатывают на






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.