Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская культура

План:

1. Феномен советской культуры

2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

3. Живопись, скульптура и архитектура 1920-1940-х гг.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

7. Музыка 1950-1980-х гг.

8. Кино 1950-1980-х гг.

1. В октябре 1917 г. власть в столице России – Петрограде - перешла к партии большевиков, которая в ходе гражданской войны победила всех противников и к концу 1922 г. объединила большую часть территории Российской империи в границах СССР. Тяжелое экономическое положение обусловило сокращение средств, направляемых на культуру, которой военные действия и революционные события нанесли большой ущерб. Неприязнь маргинальных слоев общества к интеллигенции, дворян­ству вела к гибели книг, произве­дений искусства. Трагическим явлением 1930-х гг. стала распродажа коллекций Эрмитажа, музеев, усадеб.

Часть интеллигенции не приняла новую власть. В результате эмиграции культура России понесла огромные потери. Одной из причин раскола русской культуры стала антирелигиозная политика Советской власти. В 1918 г. церковь отделялась от государства, религиозные общества лишались прав юридического лица. Большими тиражами издавалась атеисти­ческая литература, религиозные организации объ­являлись реакционной силой. В 1930-е гг. взрывались храмы, уничтожались иконы, представители духовенства отправлялись в тюрьмы и на расстрел. Но в годы Великой отечественной войны советская власть стала относиться к православной церкви более терпимо: в 1943 г. её были предоставлены права юридического лица.

Вождь большевиков В.И. Ленин заявил о существовании двух культур - «пролетарской, прогрессивной» и «буржуазной, реакционной». Было выдвинуто и требование партийности культуры. В абсолютизации классового аспекта выделялась Культурно-просветительская организация пролетариата - Пролеткульт (1917-1932). На первом съезде писателей СССР (1934) социалистический реализм был заявлен как метод и стиль творчества, требующий правдивого изображения действительно­сти и сочетавшейся с задачей воспитания трудящихся в духе социализма. Всё остальное получало статус формализма. Ученые и деятели культуры, оставшиеся в CCCP, нередко жили под угрозой ареста. Судьба ряда генетиков была трагична (Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина). Была перелицована отечественная история, из­ложенная как результат классовой борьбы. Достижения философии рассматривалась новым лидером СССР И.В. Сталиным лишь как прозрения на пути к марксизму-ленинизму.

Первейшей задачей в области образования и науки была провозглашена ликвидация безгра­мотности (ликбез) – и она была выполнена довольно быстро. В 1910-е гг. 73% населения страны не умели читать и писать. 26 декабря 1919 г. принимается декрет «О ликвидации безграмотности», обязывающий все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте. Открывались вечерние школы для рабочей молодежи и рабфаки при вузах, детские сады и ясли. В 1926 г. число грамотного населения Российской республики составило почти 61%. Вместе с тем объектом внимания советской власти стало воспитание «советского человека». Декрет «О пра­вилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» (1918) открыл доступ в вузы рабоче-крестьянской молодежи и ввел ограничения по классовому принципу. К 1937 г. в СССР было осуществлено всеобщее начальное обра­зование. К концу Великой отечественной войны была восстановлена пятибалльная шкала оценок, введена сдача выпускных экзаменов, награждение учеников за отличную учебу золоты­ми и серебряными медалями. В 1945—1950 гг., удалось последовательно пе­рейти к всеобщему десятилетнему образова­нию. С середины 1950-х гг. и вплоть до «перестройки», завершившийся распадом СССР (1991) и гибелью советской культуры, не только среднее, но и высшее образование было бесплатным.

2. Уже ли­тературная жизнь 1920-х гг. определялась установками партии на борьбу с буржуазной идеологией. На роль представителя «пролетарского искусства» претендовала Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), и в ней группа «Перевал» боролась за преемственность культуры СССР с отечественной и мировой классикой. Требования власти — правдивость и ясность языка — предопределили господство трафаретного образа борца революции, делали неумест­ными постановку вопроса о личном счастье героев. Эти требования писатели и поэты «серебряного века» восприняли неоднозначно. Одни, протестуя, уехали в эмиграцию (И.А. Бунин «Темные ал­леи»; В.В. Набоков «Приглашение на казнь»; М.И. Цветаева «После России»). Вторые ушли во «внутреннюю эмиграцию», храня верность своим ценностям (А.А. Ахматова «Подорожник»; О.Э. Мандельштам «Tristia») и у них появились преемники (Б.Л. Пастернака «Сестра моя - жизнь»). Третьи пытались принять советскую действительность (А.А. Блок «Двенадцать»; С.А. Есенин «Анна Снегина»; В.В. Маяковский «Хорошо»). Многие из молодых писателей 1920-1930-х гг. приняли социалистические преобразования в России (Ф.Г. Гладков «Цемент»; Н.А. Островский «Как закалялась сталь»; Д.А. Фурманов «Чапаев»). Появился исторический роман, воспевающий революционную борьбу (О.Д. Форш «Радищев»; С.А. Чапыгин «Разин Степан»). А.Н. Толстой написал роман «Петр I» – апологию жестокой реформаторской власти. К исследованию русского национального характера обратился А.С. Новиков-Прибой («Цусима»). Лидером революционной поэзии был Д. Бедный (поэмы «Про землю, про волю, про рабочую долю»). Примеры поэзии, воспевшей революцию, - поэма «Смерть пионерки» Э.Г. Багрицкого, стихотворения М.А. Светлова («Гренада», «Песня о Каховке»).

Вместе с литературным официозом уже в 1920-е гг. появляются попытки показать становление нового типа личности во всей противоречивости ее борьбы со старым миром. Их предприняли А.А. Фадеев («Разгром»), М.А. Шолохов («Тихий Дон», «Поднятая це­лина»). О нравственных проблемах общества писали Л.М. Леонов («Барсуки», «Вор»), Л.Н. Сейфуллина («Правонарушители»). Сатиру на советскую действительность осмелились отражать М.А. Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), М.М. Зощенко («Голубая книга»), А.П. Платонов («Котлован»).

Уже в 1930-е гг. по инициативе партийного руководства прошла дискуссия по вопросам преодоления формализма и натурализма в литературе и искусстве. Репрессии унесли жизни многих писателей. Многие произведения, созданные в 1920-1930-е гг., критиковались (даже произведения К. Чуковского для детей - «Мойдодыр» и «Муха-Цокотуха»). Но находились писатели-романтики (А.С. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»; С.Я. Маршак «Детки в клетке», «Кошкин дом»). К.Г. Паустовский проникновенно писал о природе («Кара-Богаз»).

Лейтмотивом литературы и поэзии СССР 1940-начала 1950-х гг. воспевание героизма советского народа (О.Ф. Берггольц «Ленинградская поэма»; В.С. Гроссман «Направление главного удара»; Ф.В. Гладков «Лихая година»). Популярностью пользовался «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Многие стихотворения М.В. Исаковского стали песнями («Враги сожгли родную хату», «Катюша»). Осмысление событий Великой отечественной войны побуждало писате­лей сказать о ней правду (В.П. Некра­сов «В окопах Сталинграда»; А.А. Фадеев «Молодая гвардия»). Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Кор­нейчука, «Нашествие» Л.М. Леонова, «Русские люди» К.М. Симонова.

3. После Октябрьской революции продолжали творить и художники, верные духу «серебряного века». П.П. Кончаловский («Возвращение с ярмарки», «Сирень») утверждает красоту мира. М.В. Нестеров творил портреты («П.Д. и А.Д. Корины», «А.Н. Северцов»). К.С. Петров-Водкин создавал не только портреты «А.А. Ахматова», но и конструктивистские натюрморты - «Черёмуха в стакане». П.Н. Филонов отстаивал принципы «аналитического искусства» (сложные композиции) («Формула петроградского пролетариата»). В противовес им были созданы Ассоциация пролетар­ских художников, Ассоциация художников революционной России. Их члены много внимания уделяли образу В.И. Ленина, событиям революции и Гражданской войны: И.И. Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров», М.Б. Греков «Тачанка», А.А. Дейнека «Оборона Петрограда», Б.В. Иогансон «Допрос коммунистов». Появился агитационный плакат: Д. Мор «Ты записался добровольцем?» Воспевалось строители социализма: А.А. Дейнека «На стройке новых цехов», Г.Г. Ряжский «Председательница колхоза», Ю.И. Пименов «Новая Москва». Развивались и монументальная живопись. А.А. Дейнека - автор мозаик станций метро «Маяковская» и «Новокузнецкая». Е. Лансере создал росписи Казан­ского вокзала, майолику станции метро Комсомольская. В 1940-е гг. большое значение получили плакаты: Кукрыниксов (коллектива М.В. Куприянова, Крылова П.Н. и Соколова Н.П.) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», И.М. Тоидзе «Родина-Мать зовет!», В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Войну, героизм советских людей отра­жали С.В. Герасимов «Мать партизана», А.А. Дейнека «Оборона Севастополя», А.А. Пластов «Фашист пролетел». После войны в борьбу с «формализмом» в живописи включилась созданная в 1948 г. Академия художеств СССР. Примером для подражания было полотно «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола» Б.Вл. Иогансона.

Советская скульптура началась с образов В.И. Ленина (Н.А. Андреев и С. Меркулов), символов революции (И.Д. Шадр «Пламя революции», «Булыжник — орудие пролетариата»). В.И. Мухина - ав­тор скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Создавались и психологические портреты («А.Н. Островский» Н.А. Андреева), воспевался героизм советских воинов: Е.В. Вучетич (статуя воина-освободителя в Берлине), С.Т. Коненков («Освобожденный человек»).

Получила популярность и идея создать и новую архитектуру. По проекту А.В. Щу­сева был возведен Мавзолей Ленина (1924-1930). Господствовали идеи конструктивизма (Днепрогэс и Дворец культуры ЗИЛ в Москве (братья А.А., В.А. и Л.А. Веснины)). Жилые кварталы застраивались типовыми секциями. М.Я. Гинсбург проектировал жилые дома с общим коммунально-бытовым обслуживанием. В 1935 г. был утвержден генеральный план реконструкции Москвы (было снесено много культовых зданий), была открыта первая линия метрополитена. В соответствии с генеральными планами 1945 г. восстановляли 15 городов и развивали 250 городов. На рубеже 1940-1950-х гг. усилилась тенденция к монументальности: в Москве возводится ряд высотных зданий, например, здание Московского университета на Воробьевых горах (архитекторы П. Абросимов, Л. Руднев, А. Хряков, С. Чернышев).

4. Ведущими темами советской кинематографии стали революция (С.М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин»; М.И. Ромм «Ленин в Октябре») и гражданская война («Чапаев» Г.Н. и С.Д. Васильевых; «Щорс» А.П. Довженко). В конце 1930-х гг. появляются историко-патриотические (С.М. Эй­зенштейн «Александр Невский») и приключенческие фильмы (С.А. Герасимов «Семеро смелых»), комедии (Г.В. Александ­ров «Веселые ребята»). В.А. Пудовкина привлекал психологизм («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»). Великая отечественная война стала темой многих фильмов (Л.Д. Луков «Два бойца»; А.М. Роом «Наше­ствие»). После войны тематика кинопродукции стала более разнообразной (Г.В. Александров «Весна»; М.С. Донской «Сельская учительница»; В.И. Пудовкин - «Адмирал Нахимов»). На рубеже 1940-х—1950-х гг. велась кри­тика деятелей культуры (С.М. Эйзенштейна за фильм «Иван Грозный»), обвиняемых в безыдейности и буржуазности.

Уже в 1920-е гг. театры обновляли реперту­ар, стремясь показать героя, осознавшего революции: «Конармия» И. Бабеля, «Броненосец 14—69» В.В. Иванова. Самостоятельное творчество пресекалось: В.Э. Мейерхольд не нашел понимания в стремлении политичес­кой активизации театра и был репрессирован. После войны, с 1946 г., на театры усилился идеологический нажим: было принято постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению».

В 1920-1940-е гг. в лучших традициях русского балета твори­ли Б.В. Асафьев («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан»), Р.М. Глиэр («Красный мак», «Медный всадник»), А.И. Хачатурян «Спартак». На рубеже 1940-1950-х гг. годы в Академическом Большом театре в Москве блистали балерины Г.С. Уланова и М.М. Плисецкая. В эмиграции шли гастроли балерин А.П. Павловой, О. Спесивцевой, И.Ф. Стравинский ставил балеты «Пульчинелла», «Поцелуй феи».

Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации: Союз композиторов СССР, Государственный джаз СССР, Большой государственный симфонический оркестр. Музыка обогатились произведениями И.И. Дзержинского («Тихий Дон»), И.О. Дунаевского («Золотая долина», музыка к комедиям Г.В. Александрова), Д.Б. Кабалевского («Кола Брюньон»). В. Лебедев-Кумач написал «Марш веселых ребят», Н.В. Богословский – песню «Любимый город». Но композиторы испытывали идеологический гнет. Д.Д. Шостакович создал симфо­нии «Октябрь» и «Первомайская», но его опере «Леди Макбет Мценского уезда» был устроен разнос. В эмиграции выступали певец Ф.И. Шаляпин, композиторы С.В. Рахманинов («Рапсодия на тему Паганини») и И.Ф. Стравинский («Царь-Эдип»).

В годы Великой Отечественной войны ведущим жанром музыки стала боевая песня. А.В. Александров и В. Лебедев-Кумач создали «Священную войну». М.И. Блантер – песни «Катюша», Н.В. Богословский - «Темная ночь», Б.А. Мокроусов - «Одинокая гармонь», А.А. Сурков «Бьется в темной печурке огонь…». Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфо­нию. Патриотический подъем вызывал созданная Александровым музыка гимна СССР. Советские композиторы обращались не только к военной тематике. К классике: С.С. Прокофье­в оперу «Война и мир», балет «Золушка». К фольклору: А.И. Хачатурян создал музыку к балету «Гаянэ». Даже к жанру музыкальной комедии: Н.В. Богословский – «Раскинулось море широко». После 1946 г. многие композиторы обвинялись в формализме. В музыке идет отход от военной тематики (И.О. Дунаевский «Белая акация»; Д.Б. Кабалевский «Тарас Бульба»; Т.Н. Хренников «Фрол Скобеев»).

5. В эпоху «оттепели» (1956-1964 гг., реформы Н.С. Хрущева) росло количество издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей. Появились произведения, в которых советская действительность находила правдивое отражение: «Русский лес» Л.М. Леонова, «Районные будни» В. Овечкина. Вместе с тем появилась масса бесцветных произведений, распространенными были (сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой). После разоблачений XX съезда КПСС (культа личности И.В.Сталина), как и общество, писательская среда раскололась на демократов и консерваторов. В эти годы была опубликован рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (осуждение ГУЛАГа). В годы «оттепели» в печати появились и другие смелые произведения, проникну­тые гражданственностью. Это «Звёздный билет» В.П. Аксенова, «Далекие годы» К.Г. Паустовского, «Необыкновенное лето» К.А. Федина. Братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие печатали фантастические повести о развитии общества и роли в нём личности («Трудно быть богом»). Снова появились в печати правдивые произведения о Великой отечественной войне («Июль 41 года» Г.Я. Бакланова). А это требовало смелости. Так, на рубеже 1950—1960-х гг. подвергся роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым» (тема репрессий) и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (судьба человека в гражданскую войну). Развитие поэзии 1950—1960-х гг. было связано с именами Б.А. Ахмадуллиной, Р.Г. Гамзатова, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского. Их творчество не всегда соответствовало требованиям цензуры.

В конце 1950-х гг. возник самиздат - машинописные журналы, создававшиеся в среде молодежи, оппозиционно настроенной к советской действительности. Несмотря на показательные суды, отъезд из СССР ряда писателей и поэтов, диссидентское движение в годы «застоя» (1964-1985 гг., курс Л.И. Брежнева на стабилизацию советского общества) продолжало свою борьбу: распространялись произведения В.Т. Шаламова («Колымские рассказы»); А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»; А.Т. Марченко («От Тарусы до Чуны»). Замечательна эмигрантская проза С.Н. Довлатова («Компромисс», «Чемодан»), диссидентская поэзия И.А. Бродского («Остановка в пустыне»). Другим выражением критических настроений в советской литературе стала «деревенская проза» (Ф.А. Абрамов «Пряслины»; В.П. Астафьев «Царь-рыба»; В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»). Писатели-«деревенщики» отмечали, что нарушение преемственности традиций вело к вымиранию деревень, ослаблению связи поколений. Представителями «бытовой» прозы были Ю.В. Трифонов («Другая жизнь», «Старик»), Б.Л. Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). В.М. Шук­шин выводил образы «странных» людей из народа («Сельские жители»). В 1960—1970-е гг. в литературе заостряется внимание на судьбе человека на войне. Ю.В. Бондарев («Горячий снег»), («А зори здесь тихие…»). К.Д. Воробьев («Убиты под Москвой»).

«Перестройка» (1985-1991 гг., реформы М.С. Горбачева) резко изменила состояние отечественной литературы. Были сняты цен­зурные ограничения со средств массовой информации, запреты с публикаций ранее запрещенных произведений. Неоднозначно были восприняты произведения В. Войновича («Солдат Иван Чонкин»), А. Рыбакова («Дети Арбата»), А. Плато­нова («Котлован» и «Чевенгур»), Б. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Ахматовой («Реквием»). Публиковались произведения диссидентов, писателей-эмигрантов. Среди публика­ций на исторические темы выделялась серия статей Р. Медведева «Они окружали Сталина». Но со временем к серьезной литературе снизился интерес, начало падать её качество.

6. Эпоха «оттепели» дала новый стимул к развитию изобразительного искусства СССР, например, живописи, скульптуры, архитектуры. Правда, ощущался идеологический гнет, сказывались традиции акцента на пользу ценой качества эстетики произведений искусства. Так, в годы «оттепели» воспрянули духом художники - сторонники абстракционизма. Но когда их произведения были выставлены в центре Москвы (декабрь 1962 г.), выставка была снесена. Художники, участвовавшие в выставке, подверглись критике как «формалисты». Новаторам противопоставлялись деятели искусства, верные социалистическому реализму. Так, А.А. Дейнека создал мозаику «Хоккеисты», А.А. Пластов - полотна «Сенокос», «Ужин трактористов», «Мама», Г.Г. Ряжский - «Делегатка», Е. Чепцов - «Заседание сельской партийной ячейки». Т. Салахов писал картины на тему сурового труда «Ремонтники», «У Каспия». В карикатуре основной темой стала «холодная война» (серия «Поджигатели войны» Б. Ефимова и Кукрыниксов). В живописи эпохи перестройки наблюдалось большое стилевое разнообразие. Большую популярность в последние советские годы приобрели портреты и патриотические панно И. Глазунова («Вечная Русь»). Другим известным художником является А. Шилов. Есть свои ценители живописи и у «митьков» — предста­вителей авангарда.

В годы «оттепели» ряд скульпторов (как Э. Неизвестный) был захвачен авангардистскими веяниями и подвергся критике за «формализм». Большая часть скульпторов творила в духе социалистического реализма. М.К. Аникушин создал памятник А.С. Пушкину и мемориал «Героическим защитникам Ленинграда». А.И. Антропов - памятник Юрию Долгорукому в Москве. Е.В. Вучетич - монументальную группу «Перекуем мечи на орала», памятник Ф.И. Дзержинскому на Лубянке.

Развитие советского общества потребовало широкого внедрения типовых архитектурных проектов. В хрущевские годы велось массо­вое строительство типовых домов с квартирами-клетушками. Позже начали строиться и более комфортабельные жилые дома «брежневки». Их однообразие преодолевалось ростом числа типовых зданий, застройкой различной этажности, введением принципа микрорайонирования. Архитектурные вкусы России с эпохи «перестройки» стали более разнообразными, а возможности их реализации — более мощными.

В годы «оттепели» появились театры «Современник» (1956) и «Таганка» (1964), вокруг которых объединились актеры и драматурги, тяготящиеся официальными установками. Это актер И.И. Смоктуновский (князь Мышкин в спектакле «Идиот»). Это Ю.П. Любимов, поставивший спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Автором нравственных пьес «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» был А.В. Вампилов. В.С. Розов также писал остроконфликтные пьесы («В поисках радости», «Вечно живые»). В русле советской идеологии творил А.М. Володин: пьесы «Фабричная девчонка», «Пять вечеров», «Старшая сестра». В эпоху «застоя» событием были постановки московских театров, в которых играли А.А. Миронов, А.Д. Папанов, И.Н. Смоктуновский, О.П. Табаков, А.Б. Фрейндлих, О.И. Янковский. В 1960—1980-е гг. был создан ряд балетных спектаклей. Это «Легенда о любви» А. Меликова, «Макбет» К. Молчанова, «Икар» С. Слонимского. В Академическом Большом театре Ю.Н. Григорович поставил балеты «Спартак» А.И. Хачатуряна, «Золотой век» Д.Д. Шостаковича. В Академическом Большом театре Е.С. Максимова блистала в балетах «Спартак» и «Ромео и Юлия», а Плисецкая «Кармен-сюите» и балете «Болеро».

7. В 1950-е гг. успешно развивалось музыкальное искусство. Мировую популярность приобрело исполнительское искусство пиа­нистов С.Т. Рихтера и Э.Г. Гилельса, скрипачей Л.Б. Когана и Д.Ф. Ойстраха. Д.Б. Кабалевским была написана оперетта «Весна поет», реквием. А.Н. Пахмутова написала «Песню о тревожной молодости», «Орлята учатся летать». Композитор Г.В. Свиридов создал «Время, вперед!». Популярными были песни В.П. Соловьева-Седого («Подмосковные вечера», «Баллада о солдате»). Создавались новые оперно-балетные сочинения («Каменный цветок» С.С. Прокофьева, «Щелкунчик» Ю.Н. Григоровича). В Большом академическом театре была популярна певица И.К. Архипова. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждением культуры вокально-инстру­ментальных ансамблей. Знаменитыми исполнителями романсов А.Н. Вертинский, Ж. Бичевская. Всенародную любовь завоевали К.И. Шульженко: «Возьми гитару» А.Я. Лепина, «Синий платочек» Е. Петербургского, «Три вальса» А.Н. Цфасмана, исполнитель­ница русских народных и советских песен Л. Зыкина. В годы «оттепели» расцвело творчество бардов В.С. Высоцкого, Ю. Визбора, А.А. Галича, А. Градского, Б.Ш. Окуд­жавы. Но советская музыка оставалась под контролем цензуры (так, это испытал на себе Шостакович).

В годы «застоя» в советской музыке шел рост разнообразия тем творчества (А.П. Петров «Петр Первый, «Маяковский начинается»; Р. Паулс «Сестра Керри»; А.Н. Пахмутова «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»; Г.В. Свиридов «Время, вперед!», «Пушкинский венок», «Метель»). Т.Н. Хренников создал бале­ты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада». Патриотизм и жизнерадостность отличают творчество Д.Ф. Тухманова («Как прекрасен этот мир», «День Победы»). Прекрасную музыку писал Р.К. Щедрин - «Мертвые души». О.Б. Фельцман написал песни «Баллада о красках» и «Мир дому твоему». Однако если творчество советских композиторов выходило за рамки, предписанные цензурой, то у них возникали проблемы – постоянные обвинения в «формализме», запреты на исполнение тех или иных произведений. А.Г. Шнитке создал 5 симфоний, кантату «История доктора Иоганна Фауста», реквием. Но его музыкальные произведения не исполнялись. В полузапрете находилось творчество B.C. Высоцкого.

Большой популярностью пользовались произведения Е. Бачурина, Ю. Визбора, А. Городницкого, В. Долиной, А. Дольского, Ю. Кима, Н. Мат­веевой, С. Никитина. Повсеместно возникали молодеж­ные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюз­ные слеты. Симпатии молодежи (но не у партийной цензуры) все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли. Не вписывались в официальные рамки Андрей Макаревич с группой «Машина времени», Борис Гребенщиков с «Ак­вариумом», Виктор Цой («Кино»), певший в 1980-е гг. «Мы ждем перемен», работавший ночью кочегаром, чтобы его не привлекли к суду за «тунеядство». Однако эстрадная музыка тех лет была преимущественно мелодичной и жизнерадостной. «Звездами» эстрады первой величины в 1970-1980-е гг. были И.Д. Кобзон, Л. Лещенко, М.М. Магомаев, С.М. Ротару, А.Б. Пугачева, Э. Пьеха. Яркое творческое лицо показали Ж. Агузарова с группой «Браво», А. Буйнов с «Веселыми ребятами». Как следствие, современная отечественная эстрада с конца 1980-х годов испытывает сильное влияние западной массовой культуры, для неё характерна романтизация образа жизни и нравов маргинальных слоев. Намечается противостояние сторонников основных жанров эстрады (рок-музыка и поп-музыка).

8. Советское кино эпохи «оттепели» отличалось многообразием тем. Наряду с фильмами о героических буднях («Коммунист» Ю. Райзмана) выходят глубоко психологические произведения (Э.А. Рязанов – «Берегись автомобиля»; М.М. Хуциев – «Весна на Заречной улице» (совместно с Ф.Е. Миронером)). В том числе о Великой Отечественной войне (С.Ф. Бондарчук «Судьба человека»; Г.Н. Чухрай - «Баллада о солдате»). Появляются произведения социальной направленности (М.Т. Калатозов «Летят журавли»). Л.Е. Хейфица интересовала судьба человека в контексте истории («Смерть Иоанна Грозного»). Психологизмом наполнены и самые лучшие комедии и трагикомедии того периода (Л.И. Гайдай «Приключения Шурика, или операция " Ы"»; Г.Н. Данелия «Я шагаю по Москве», «Тридцать три»; М.Т. Калатозов «Верные друзья»; Э.А. Рязанов «Карнавальная ночь»). Тонкий психологизм – сильная сторона мультипликации - «Каникулы Бонифация» Ф.С. Хит­рука. Но мелочная опека над авторами вынуждала их переделывать свои произведения. Такова судьба фильма А.П. Довженко «Мичурин», фильма М.М. Хуциева «Мне двадцать лет».

В эпоху «застоя», несмотря на идеологический гнет и цензуру, советский кинематограф переживал расцвет. Шла экранизация произведений российских и советских писателей. Так, С.Ф. Бондарчук поставил фильм «Война и мир». С.А. Герасимов - фильмы, поставленные по романам «Тихий Дон», «Красное и черное». Л.А. Кулиджанов поставил «Преступление и наказание». Н.С. Михалков - «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». По-прежнему популярны военно-патриотические, исторические фильмы. С.Ф. Бондарчук, например, поставил фильм «Они сражались за Родину». С.С. Говорухин – фильм «Место встречи изменить нельзя». С.И. Ростоцкий – «А зори здесь тихие…». Потребительское отношение к природе порождало в лю­дях бессердечие, чему был посвящен фильм-панорама «У озера» С.А. Герасимова. Среди набирающих популярность телевизионных сериалов выделялись «17 мгновений весны», где у режиссера Т.М. Лиозновой. Всенародно любимыми стали комедии Л.И. Гайдая («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев»). Г.Н. Данелия снимал комедии и трагикомедии, для которых характерно внимание к социальной природе явлений и поступков. Комедия: «Мимино» (лирическая). Трагикомедия: «Афоня», «Осенний марафон». Э.А. Рязанов создал комедию «Ирония судьбы или С легким паром». Была популярна комедия В. Титова «Здравствуйте, я ваша тетя». Психологизм режиссера Т.М. Лионозовой проявил в фильме «Три тополя на Плющихе», Э.А. Рязанов – в фильмах «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс». Лучшими в мире признаны добрые и мудрые мультфильмы — «Винни Пух» Ф.С. Хит­рука, цикл «Ну, погоди» В.М. Котёночкина, «Ежик в тумане» Ю.Б. Норштейна. Огромную аудиторию со­бирали телепередачи «Клуб путешественников», «Клуб весе­лых и находчивых», «Что, где, когда».

В начале перестройки на просмотрах нашу­мевших фильмов Т. Абуладзе («Покаяние»), Э.А. Рязанова («Небеса обетованные»), Ст. Говорухина («Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли») собиралась массовая аудитория. Большое влияние на общество оказывали те­левизионные передачи «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд». Но стало нарастать сильное влияние западной массовой культуры, романтизация образа жизни и нравов маргинальных слоев населения. Отечественная кинопромышленность вынуж­дена была снижать идейный уровень произведений в погоне за прибылью и популярностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задания. 2. Виды облаков. Изучить рис.67 с | Древние российские фотовспышки доэлектронной эпохи




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.