Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация государственных органов






Разновидность государственных органов Критерий Разновидность государственных органов
Единоличный (состоит из одного должностного лица) По структуре Коллегиальный (состоит из нескольких должностных лиц)
Наследственная должность (монарх, палата лордов) По порядку формирования Избираемые должности (представительные) парламенты или формируемые другими органами
Простой орган (избрание или назначение одного органа другим органом) По способу формирования Сложный (коллегиальные органы формируются «по должности»)
Федеральные По форме государственного устройства Органы субъекта Федерации

 

Напомним, что, согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления НЕ входят в систему органов государственной власти.

Исходя из конституционной модели оформления системы государственной власти в РФ орган государственной власти это:

– инструмент осуществления власти народа;

– инструмент осуществления функций государства;

– носитель властных полномочий;

– образование в установленном порядке;

– осуществляемая деятельность в установленном порядке; – упорядоченная внутренняя организация (структура).

Смысл статьи 10 Конституции РФ позволяет предположить следующее:

избрание или назначение органов и должностных лиц на опреде-

ленный срок; недопустимость совмещения депутатского мандата с занятием

должности в системе исполнительной власти; право отлагательного вето главы государства на законопроекты; право роспуска парламента; независимость судебного корпуса;

выражение вотума недоверия правительству со стороны парламента; возможность досрочного прекращения полномочий главы государства.

Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована. Отметим, что эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, а именно:

Президент России оказывает воздействие на Федеральное Собрание Российской Федерации путем осуществления права законодательной инициативы, права подписания принятых законов или права наложения на них вето;

Президент РФ оказывает воздействие на судебную власть путем предоставления Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего

Арбитражного суда РФ, назначения судей других федеральных судов;

Президент РФ фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице Правительства РФ, с которым Президент РФ очень тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой исполнительной власти.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции РФ, которая выводит Президента РФ за рамки этих ветвей власти, не относя его ни к одной из них, хотя именно глава государства возглавляет систему органов осуществления государственной власти.

За исключением института отрешения президента от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (процедуры очень усложненной и практически неосуществимой) у Федерального Собрания и судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов воздействия на деятельность президента или установление ответственности за последствия этой деятельности.

Эти нормы Конституции РФ предварили положения Указа Президента РФ от 22.10.1993 г. «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации».

Приведём основные из них: выборы назначались с декабря 1993 г. по март 1994 г.; представительный орган может быть не более 50 депутатов; легислатура – 2 года;

объем полномочий: правовое (законодательное) регулирование

общественных отношений в субъекте; утверждение бюджета субъекта РФ; исполнительная власть – администрация; глава субъекта – глава администрации.

Интересна история развития конституционных норм в нормативных правовых актах.

Указ Президента РФ от 03.10.1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» содержит положения, которые можно представить следующим образом:

назначение на должность и освобождение производится указами

Президента РФ; назначение выборов – воля Президента РФ;

глава субъекта РФ руководит исполнительным органом и должен

взаимодействовать с представительным органом; глава администрации формирует органы исполнительной власти; подчинение Президенту РФ.

Особую роль играет постановление Конституционного Суда РФ 1996 г. в связи с оценкой ряда положений Устава Алтайского края, которым Конституционный Суд РФ разрешил прямые выборы глав администраций субъектов – губернаторов.

Наконец, несомненное развитие конституционных положений о системе органов государственной власти в субъектах РФ видим в Федеральном законе от 06.10.1999 г. «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», основы которого составляют следующие концептуальные положения:

– государственная и территориальная целостность РФ;

– распространение суверенитета РФ на всю её территорию;

– верховенство Конституционного Суда РФ и федеральных законов на территории РФ;

– единство системы государственной власти;

– разделение власти и механизм сдержек и противовесов;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

– самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

– самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления;

– представительство субъекта Федерации в Совете Федерации РФ;

– обладание законодательного органа субъекта РФ правом законодательной инициативы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.