Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения. Метод обучения- это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.






Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Метод обучения характеризуется тремя важными признаками:

он обозначает цель обучения,

способ усвоения учебного материала и

характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Прием обучения - структурная единица метода.

Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы.

Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это:

-наглядные,

-словесные

-практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).

Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности, важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера.

В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Информационно-рецептивный метод - экономный путь передачи информации

Особенности деятельности педагога: Предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения

Особенности деятельности ребенка: Восприятие знаний, осознание, запоминание.

Примеры применения: Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение.

Репродуктивный метод основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений.

Особенности деятельности педагога: Предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов деятельности, руководство их выполнением.

Особенности деятельности ребенка: Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание.

Примеры применения: Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель.

Проблемный метод (метод проблемного изложения) - педагог ставит проблему и показывает путь ее решения.

Особенности деятельности педагога: Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др.

Особенности деятельности ребенка: Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание.

Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разре­шение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино.

Эвристический метод (частично-поисковый) - проблемная задача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях).

Особенности деятельности педагога: Постановка проблем, предъявление зада­ний для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей.

Особенности деятельности ребенка: Восприятие и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание.

Примеры применения: Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа.

Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.

Особенности деятельности педагога: Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов.

Особенности деятельности ребенка: Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль.

Примеры применения: Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование.

Таким образом, согласно данной классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.