Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Э. Дюркгейм






Вслед за ним Э. Дюркгейм полагал, что в индустриальном обществе со­кращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдель­ной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану прихо­дит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяются не единокровностью, а выполняемой функцией. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

Концентрированным выражением зарождающейся индустрии становит­ся средневековый город. Он стремится развить все отрасли промышленнос­ти и снабжать продукцией окружающие села. Внутри города жители груп­пируются по профессиям. Происходят изменения и более высокого уровня. В плотно населенной Европе складывается множество независимых госу­дарств, между которыми устанавливаются торгово-договорные отношения. Формируется международный рынок.

Европейская промышленность в эту пору распространяется за нацио­нальные границы. Города все больше специализируются: появляются уни­верситетские, фабричные, портовые, бюрократические, финансовые цент­ры. На смену ассоциации, характеризовавшей стадию механической соли­дарности, приходит кооперация, свойственная только органической солидарности. В первой людей объединяет сходство специальностей, во вто­рой — их различие.

Индустриальное общество возможно только там, где законы регулируют все стороны социальной и экономической жизни. Рост городов ускоряет социальную мобильность, перемену места жительства и места работы. Там, где выше плотность населения, там выше мобильность и технический про­гресс. В XVIII в. образуется коллективное сознание европейского общества, а международное разделение труда институциализируется. Западная Европа превращается в центр индустриального развития.

Идеи индустриального общества развивались также в немецкой полит­экономии XIX — начала XX в., в частности, в работах К. Бюхера, сводившего всемирную историю к противопоставлению натурального и товарного хо­зяйства. Натуральное, аграрное, «традиционное», докапиталистическое об­щество провозглашается отсталым, индустриальное, промышленное, капи­талистическое — прогрессивным, передовым. Процесс перехода от натураль­ного к промышленному обществу объясняется стечением обстоятельств: техническими нововведениями в производстве, протестантской этикой, ду­хом конкуренции, личными амбициями политических деятелей и т.п.

Взгляды Конта и Дюркгейма заложили фундамент современной теории индустриального общества. Но они жили 100 лет назад, с тех пор та реаль­ность, которую они анализировали, изменилась, как изменились и представ­ления об обществе. В 1960-е гг. появилась новая теория — постиндустриаль­ного общества. Ее автор Д. Белл полагал, что эпоха индустриального обще­ства в западном мире окончилась, хотя в других регионах она продолжается. Следующим поколением ученых, внесших значительный вклад в разви­тие теории индустриального общества, являются П. Друкер, Р. Арон, У. Ро-стоу, Дж. Гэлбрейт и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.