Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ренесанс (Возрождение) в Италии: время, место возникновения, периоды, главная идея. Архитектура итальянского Ренессанса: Брунеллески.






Социальными предпосылками для Ренессанса в Италии явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах.

Для искусства Ренессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию.

В эпохе Возрождения Италии выделяют периоды:

· XIII - XIV века — Проторенессанс,

· XV век — Ранний Ренессанс,

· XVI век — Высокий Ренессанс.

Проторенессанс связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве чёткую границу, отделяющую «старое» от «нового». Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто. Он был занят только человеком, человеческими переживаниями и задачей их монументального воплощения в достаточно условных формах.

Этап Раннего Возрождения в Италии — триумфальный период в истории искусства. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника-профессионала, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Искусство играло в её жизни слишком важную роль: оно шло впереди науки, философии и поэзии, выполняя функцию универсального познания. По давно сложившейся исторической традиции зачинателями искусства Раннего Возрождения считаются три художника. Это флорентиец Мазаччо, художник мужественного, энергичного стиля. В своих произведениях он достиг небывалой до него, почти скульптурной осязаемости мощных фигур и, подхватив угасавшую традицию Джотто, довёл до конца завоевание живописью трёхмерного пространства. Это скульптор Донателло, сказавший новое слово почти во всех жанрах и разновидностях пластики. Он создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, и он же создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий. Это архитектор и скульптор Брунеллески. Он создал архитектуру вполне светскую по духу, изящно простую, гармонических пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, сопротивления материала.

И, наконец, Высокое Возрождение – время творчества и наивысших достижений таких разносторонне одарённых гениев, как Леонардо да Винчи, Микеладжело Буонарроти и Рафаэля Санти. Это период, когда человек поднялся до высоты Творца и стал подобным Богу.

Брунеллески Филиппо (1377, Флоренция, - 1446, там же), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Учился и работал во Флоренции, изучал в Риме античную архитектуру, стал одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы.

Грандиозный по тому времени (диаметром 42 м) 8-гранный купол, возведённый Брунеллески в 1420-36 над хором флорентийского собора, - первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли. Купол был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремлённостью и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции.

Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе. Позже лоджия была декорирована медальонами, изображающими спеленутых детей. В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти) Брунеллески вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость, полностью отрицая готическое стремление ввысь. Позже лоджия была декорирована медальонами, изображающими спеленутых детей.

В церкви Сан-Лоренцо Брунеллески впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах.

В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с её элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки.

Брунеллески приписывается также создание мощного, выложенного из грубо отёсанных блоков дворца Питти (начат в 1440).

Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.