Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение процесса и программы эмпирического исследования.






. Общая программа исследования должна содержать методологические подходы к исследуемому явлению, по сути дела быть своеобразной стратегией действий социолога. Составление программы предполагает прочное знание основ теоретической (общей) социологии, содержащей историю дисциплины, ее направления, а также определение (хотя бы приблизительно) соотношения теоретического и эмпирического (прикладного) уровней исследования.

Исследователь обычно выбирает самый подходящий с его точки зрения вид эмпирического исследования (разведывательное, описательное или аналитическое). Самый простой вид исследования — разведывательное — предусматривает предварительный сбор информации (своеобразную «прикидку») перед основным, более углубленным и представляется необходимым в том случае, если объект кажется неопределенным, а проблема не совсем четкой. В ходе подобного исследования выявляются трудности, с которыми исследователь столкнется в будущем. Информационные материалы, полученные в результате этого относительно простого вида работ, могут пригодиться для более сложного — описательного исследования, которое в случае успеха позволит дать об изучаемом явлении не фрагментарное, а относительно целостное представление. Описательное исследование предусматривает классификацию элементов явления, определение из них наиболее существенных в соответствии с целями исследователя. Аналитическое исследование предусматривает анализ причин изучаемого явления, а также различные факторы, обусловливающие его стабильность, изменчивость, распространенность, требует применения разнообразных исследовательских методов, приемов, процедур и соответственно глубоких специальных знаний, богатого опыта, определенных навыков.

Программу можно определить как основной социологический документ, содержащий обоснование методологических подходов и методов, применяемых при изучении конкретного явления или процесса. Программа включает в себя два раздела — методологический (определение и формулировка проблемы, обоснование цели, выяснение объекта и предмета, анализ понятий, выдвижение гипотез) и методический (определение обследуемой совокупности, описание методов сбора информации, выбор математического инструментария).

2. Обоснование и формулировка проблемы. Общественные отношения крайне сложны и противоречивы, и их познание ставит перед любым исследователем-обществоведом непростые проблемы. Недостаток информации предопределяет наличие гносеологической (познавательной) проблемы. В тоже время независимо от знания или незнания характеристик того или иного явления имеются реально существующие противоречия между институтами, организациями, отдельными людьми, группами и т.д., которые составляют другую проблему — предметную.

Крайне важным пунктом программы представляется более или менее четкая формулировка проблемы в процессе подготовки исследования. Типичная ошибка начинающего социолога — выдвижение «масштабных» проблем; в этом случае перед ним неизбежно возникает опасность дать слишком общие, громоздкие и логически уязвимые формулировки. Кроме того, попытка сформулировать не одну-две проблемы, а сразу несколько приводит в дальнейшем к неопределенности сроков работ и, следовательно, к старению полученной информации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.