Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая методология разработки управл гос решений. Схема и этапы разработки.






Понятия управленческого решения. Признаки управленческого решения

Управленческие решения (УР) - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.

Важнейшие требования к УР:

- реализуемость;

- эффективность, иногда - оптимальность.

 

Основные признаки УР:

- наличие альтернатив;

- существование цели (иногда формализованной в виде критерия);

- волевой акт.

 

УР имеют ряд специфических особенностей, как правило:

- их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;

- они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;

- каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;

- ответственность за принимаемые решения очень высока

{4.Творческий характер управленческих решений: интуитивный и рациональный подходы.}

Существуют следующие подходы к принятию управленческих решений:

1. Интуитивный — решение принимается на основе ощущения, без анализа всех «за» и «против». Как правило, интуиция развивается вместе с приобретением опыта. У разных людей это ощущение выражено в большей или меньшей степени. Однако, как показывает статистика, шансы этого подхода на правильный выбор в принятии решения невысоки. Следует подкрепить свою интуицию другими подходами к принятию решений.

2. Рациональный — не зависит от прошлого опыта и обосновывается аналитически. Рациональное решение какой-либо проблемы проходит несколько стадий:

— диагностика проблемы;

— формулировка ограничений и критериев для принятия решений;

— выявление альтернатив;

— оценка альтернатив;

— окончательный выбор

Общая методология разработки управл гос решений. Схема и этапы разработки.

Методология процесса разработки УР – это совокупность методов, приемов исследования, применяемых в ходе всестороннего исследования проблемной ситуации, нахождения способов ее разрешения, выбора оптимального способа и формирования решения.

Методология управл гос решения — логическая организация деятельности по разработке управленческого решения. Включает формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление алгоритма выполнения операций разработки решений. В целом можно выделить следующие-этапы в целостном процессе принятия государственных решений:

1) определение приоритетных проблем. На этом этапе собирают, отбирают и анализируют информацию, необходимую для принятия решения.;

2) разработка и рассмотрение альтернативных вариантов решения. Выработка инвариантов решение связано как с объективной потребностью в оптимизации выбора наилучшего решения из нескольких альтернатив, и давлением на процесс принятия решения различных сил, которые стремятся предоставить свой вариант проекта решения;

3) окончательный выбор, формулирование и легитимизация государственного решения. Это, по сути, основной этап в процессе принятия решения, который технологически реализуется субъектами государственного влияния в демократических странах путем голосования.

4) реализация и внедрение в политическую практику принятых государственных решений. На этом этапе управленческое решение практически воплощается в жизнь.

 

2. Решение, гос решение, управл решение. Отличия и признаки управл гос решения. УР как процесс и явление. Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государствен­ной структурой. С формальной точки зрения это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляю­щих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления. Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Отличия и признаки: 1) является источником права, порож­дает право и закрепляет право в определенных правовых формах. Причем источником права оно является не только по форме сво­его документального закрепления (закон, указ, постановление, решение, приказ, инструкция, частное определение и т.д.), но и по своей социальной сущности; 2) носят комплексный характер, преследуют не­сколько целей и предполагают решение целого пакета задач; 3) Властность - принимается в одностороннем порядке спе­циально уполномоченным для этого государственным органом; 4) Публично-правовой характер. Принимаются только госу­дарственными органами, обладающими соответствующей ком­петенцией; 5) Оформляются надлежащим образом в установленном по­рядке; 6) Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия; 7) Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а зна­чит, подконтрольны налогоплательщикам. Как процесс управленческое решение — это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческое решение. Как явление управленческое решение — это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.

 

4. Творческий характер управл решений: интуитивный и рациональный подходы. Интуитивный подход базируется на интуиции, на ощущениях того, что выбор сделан правильно. Интуиция - способность постижения истины без обоснования с помощью логики. Интуитивный подход используется для решения относительно несложных проблем, когда решение зависит от соответствия появившейся проблемной ситуации прошлым ситуациям. При интуитивном подходе используется личный опыт, проницательность в большей степени, чем последовательная логика или четкие умозаключения. Интуиция базируется на многолетней практике и здравом смысле, зачастую хранящихся в подсознании. Обращаясь к своей интуиции, основанной на многолетнем опыте решения проблем, менеджеры гораздо быстрее осознают, что в организации возникли проблемы и при этом интуитивно предчувствуют варианты решения проблем, что значительно сокращает время решения проблем (принятия решений). Рациональный подход используется для принятия рациональных решений, которые обосновываются систематическим анализом проблем, выбором одной альтернативы из нескольких. Рациональные решения не зависят от прошлого опыта. Рациональное решение проблем представляет принятие решений как процесс, состоящий из нескольких этапов принятия решений, основными из которых являются: диагноз проблемы, выявление ограничений и критериев, выявление альтернатив, оценка альтернатив, окончательный выбор, реализация и обратная связь. Рациональный подход способствует повышению вероятности принятия эффективных решений в новой сложной ситуации.

 

5. Сущностные характеристики управл гос решения. 1. Это официальный акт высокой социально-практической зна­чимости предписываемых управляющих воздействий.; 2. носят комплексный характер, преследуют не­сколько целей и предполагают решение целого пакета задач; 3. Властность - принимается в одностороннем порядке спе­циально уполномоченным для этого государственным органом, порождает соответствующие права, обязанности и предусматри­вают ответственность за последствия их реализации; 4. Публично-правовой характер. Принимаются только госу­дарственными органами, обладающими соответствующей ком­петенцией.; 5. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д.; 7. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения.

 

6. Формы разработки управл гос решений. Закрепляются государственные управленческие решения так­же в различных формах, как правовых, так и не­правовых формы. Правовыми являются законы; указы; постановления (правительств, суда, прокурора); распоряжения (президента, пра­вительства); приказы (министров); указания, правила, положения, инструкции. Законы, указы, постановления, при­казы, инструкции, правила и положения называют государствен­ными актами управления. Закон - решение в форме нормативного акта, принятое в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлени­ем народа, обладающее высшей юридической силой и регулиру­ющее наиболее важные, сложные и устойчивые общественные отношения. Главенствующее положение среди всех подзаконных актов за­нимают указы Президента Российской Федерации. Указ - решение в форме нормативного ак­та президента страны или президента республики. НЕПРАВОВЫЕ формы управленческих решений - это справоч­ные материалы и экспертные заключения, решения различных сове­щательных коллегий, итоги обсуждений, рекомендации по итогам осуществления тех или иных организационных мероприятий и тех­нических операций, научные прогнозы, экспертные заключения, ме­тодические разработки. Такие документы существенно влияют на весь процесс государственного управления, но при этом не носят нормативно-правовой характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.