Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры борьбы с коррупцией. Правовые основы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.






Самым негативным последствием бюрократизации государственного аппарата является коррупция, масштабы которой иногда достигают таких размеров, что ставят под угрозу существование государственности. Коррупция – это неотъемлемый элемент и условие функционирования теневой экономики, она расшатывает нравственные устои общества, подрывает доверие ко всем ветвям власти.

Коррупция – явление историческое, она существует с глубокой древности и следует с сожалением констатировать, что в большей или меньшей степени в настоящее время ею поражены практически все государства мира. А в некоторых странах Востока она даже не считается чем-то противоправным и недостойным, а рассматривается как скрытая форма налога в пользу низкооплачиваемых чиновников.

Наиболее типичными формами ее проявления являются: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей; взяточничество за законное или незаконное предоставление благ и льгот; протекционизм при выдвижении работников по признакам родства, землячества, приятельских отношений; покупка голосов избирателей на выборах и другие.

Для определения мер по искоренению коррупции необходимо выявить породившие ее причины, основными из которых являются:

• разрешительная система, чрезмерная бюрократизация экономических отношений;

• наличие множества законов непрямого действия, слабость судебной системы и неэффективная работа правоохранительных органов;

• неэффективная, громоздкая организационная структура государственного аппарата;

• низкая заработная плата госслужащих;

• дефицит услуг государства из-за низкой эффективности госуправления;

• неправовое проникновение на рынок международного бизнеса и др.

В настоящее время коррупция приобрела системный характер: она проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а это означает, что многие ключевые решения принимаются на коррупционной основе. Особенно опасно для общества формирование коррупционных сетей – организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности.

Меры по борьбе с корупцией. Основными мерами борьбы с коррупцией являются:

• укрепление и развитие добросовестной экономической конкуренции, создание благоприятных условий для деловой и инвестиционной активности;

• формирование абсолютно независимой судебной системы, особенно от органов исполнительной власти; создание механизмов исполнения судебных решений, независимого контроля их качества;

• использование в полном объеме правоохранительными органами возможностей борьбы с коррупцией, предоставляемых им действующим уголовным законодательством;

• реструктуризация аппарата государственного управления с отсечением ненужных звеньев;

• формализация, упорядочение и упрощение документооборота;

• совершенствование законодательства в части ответственности должностных лиц за сам факт нарушения закона при распоряжении государственной собственностью, бюджетными средствами, незаконное предоставление налоговых, таможенных или иных льгот, если этим нанесен ущерб обществу и государству;

• адекватная заработная плата в сочетании с социальной защищенностью государственных служащих при жестком пресечении попыток получения любых дополнительных доходов;

• разработка и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

• разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

• создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

• образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

• обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;

• использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции и др.

В настоящее время в Республике Беларусь борьба с коррупцией осуществляется на основе Закона «О борьбе с коррупцией», вступившего в силу 29 января 2007 года.


 

22. Конфликты в системе государственного управления: понятие, источники возникновения. Виды конфликтов и способы их разрешения.

Конфликты в сфере государственного управления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов; организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции. Конфликты в сфере государственного управления следует рассматривать как сложную систему, которая изначально заключает в себе целый ряд противоречий. Однако это дает ей возможность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и развиваться. Поэтому конфликты являются основой механизма адаптации государственно-административной сферы, так как, с одной стороны, они позволяют отследить существующие противоречия, а, с другой, – если умело управлять конфликтами, добиться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления могут вести к позитивным изменениям и не быть только деструктивным явлением.

Конфликтность таится уже в самой природе государственной власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага. Отсюда множественность возникновения конфликтов в сфере государственного управления. Объект конфликтов в сфере государственного управления – распоряжение властью, а предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов.

Можно выделить следующие виды конфликтов в государственной сфере:

· конфликты между государством и обществом (проблема легитимности);

· конфликты между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной);

· конфликты между государством и отдельными институтами политической системы (например, между государством и политической партией);

· конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;

· конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека).

Поиску путей урегулирования конфликтов в государственно-административной сфере всегда придавалось особое значение, поскольку государство является символом стабильности и гарантом порядка. И этот поиск всегда находился в рамках универсальных стратегий компромисса и сотрудничества. В последнее время в государственном управлении значительные усилия направлены на технологии контроля и предупреждения конфликтов, когда упор делается на превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их анализом и попытками не допустить развития конфликтной ситуации до открытого противостояния.

При анализе способов урегулирования государственно-административных конфликтов следует помнить, что институциональной, юридической процедуре отводится решающее значение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.