Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Географические открытия русских путешественников X-XVII вв.






Путешествия на Руси были обусловлены образом жизни наших предков, а также природно-климатическими факторами.

Как и у других народов, на Руси совершались путешествия с торговыми целями. Существовало несколько торговых путей.

Первый, и наиболее ранний из них, известен с VII в. Это путь по Днепру в Черное море, оттуда через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

Второй - знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря.

Третий торговый путь проходил почти параллельно Днепровскому пути. Его называли Волжским торговым путем. Из Новгорода корабли шли в озеро Ильмень, затем поднимались вверх по реке Ловати и далее волоком перетаскивались в верховье Западной Двины. Далее плыли вниз по этой реке, затем через Валдайскую возвышенность суда перетаскивали в верховье Волги и по ней спускались в Каспийское море.

Четвертый торговый путь шел из Новгорода и Киева на Волгу. Иногда от устья Днепра купцы сворачивали на восток, плыли вдоль северного побережья Черного моря вокруг Крымского полуострова и заходили в Азовское море, которое на Руси называли Сурожским морем. Отсюда шли вверх по течению Дона до того места, где эта река ближе всего подходит к Волге. Здесь перетаскивали суда волоком и по Волге спускались в Каспийское море.

Но торговля на Руси велась не только в южном направлении, но и в северном. Русские купцы плавали также по Балтийскому морю, которое тогда называлось Славянским, или Венедским, а позже - Варяжским. Поморы выходили на ладьях в Атлантический океан, достигали берегов Англии и через Гибралтарский пролив проникали в Средиземное море. Но этот путь не был основным, так как был по плечу только самым отважным мореплавателям, способным на легких судах преодолевать такие пространства. Судостроение на Руси не было развито.

Самым развитым торговым городом на Руси был Новгород. Новгород вел широкую торговлю с городом Висби на острове Готланд. Готландские купцы имели в Новгороде свой двор и свою церковь, а на Готланде была русская церковь. В XII в. рядом с готланским двором в Новгороде возникает немецкий двор. Новгородские купцы постоянно ездили в Суздаль, Владимир, Киев, Чернигов, Галич, даже в Литовское княжество и продавали там заморские товары.

Торговля на пути «из варяг в греки» велась через Константинополь. В результате похода князя Олега в 911 г. на Царьград (Константинополь) был заключен торговый договор с Византийской империей. На основании этого договора русские купцы получали право беспошлинно торговать в Константинополе, а византийские купцы в русских городах находились под покровительством князей. Из Византии на Русь поступали дорогие ткани, золотые и серебряные украшения, вина, фрукты.

Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община. В монастырях Константинополя возникли колонии русских монахов.

В то время был известен паломник Даниил, который совершал паломничество в 1106 - 1107 гг. в Святую землю. Известно, что он был игуменом в одном из черниговских монастырей.

Примерно в этот же период паломничество в Иерусалим осуществила игуменья Ефросинья Полоцкая, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича. Она была похоронена в Иерусалиме и в 1137 г. причислена к лику святых и ее мощи перевезли в Киево-Печерскую лавру, а в начале XX в. - в Полоцк.

В 1200 г. путешествие в Константинополь совершил новгородский архиепископ Антоний (в миру - Добрыня Андрейкович). Он побывал в Палестине, поле чего принял постриг в Хутынском монастыре. Антоний трижды избирался архиепископом в Новгороде. Вернувшись в Новгород, архиепископ Антоний составил записи «Путешествие архиепископа Антония в Царьград», которые служили хорошим путеводителем для последующих паломников.

Наряду с зарубежным паломничеством, на Руси хорошо было развито поклонение отечественным святым местам. Особенным почитанием пользовалась Киево-Печерская обитель, основанная в 1051 г. преподобным Антонием как первый мужской монастырь. В 1598 г. этот монастырь получил статус лавры. Не меньшим почитанием среди паломников пользовалась Оптина Введенская Козельская пустынь. Местами паломничества были Успенский Почаевский монастырь, Троице-Сергиева обитель. Большое количество людей шло к старцам: Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, отцу Амвросию.

В XIII в. дальнейшее развитие путешествий на Руси было приостановлено монгольскими завоеваниями. Немалый вред также принесло и нашествие крестоносцев на народы Прибалтики и Новгородские земли.

Тем не менее, даже в этот период путешествия продолжались. Между русскими княжествами и Золотой ордой существовал активный товарообмен. Новгородцы первыми из восточных славян проникли за Камень (Урал). Параллельно новгородцам на восток двигались и представители народа коми (зыряне и пермяки). В русских летописях путь через Уральские горы в Приобье носил название «Зырянская дорога, или Русский тес». Первоначально его, видимо, проведали коми-зыряне, а затем он был уже использован русскими, которые по традиции замечали свой путь метками-затесами на деревьях (отсюда и название - «тес»).

Так продолжалось до конца XIV в., пока татарам не было нанесено поражение на Куликовом поле в 1380 году. Победа русских войск под предводительством князя Дмитрия Донского имела не столько военное значение, сколько морально-политическое. Именно с этого времени начинается возрождение русских земель, оживление торговли и путешествий.

Самым известным путешествием этого периода является путешествие тверского купца Афанасия Никитина, которое длилось с 1468 по 1474 гг. Дата варьируется.

Путешествие А. Никитина можно условно разделить на 4 части:

1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;

2) первое путешествие по Персии;

3) путешествие по Индии и

4) обратное путешествие через Персию на Русь.

Афанасий Никитин является автором произведения «Хождение за три моря», которое было написано в форме путёвых записей.

Афанасий Никитин первым из русских людей описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. Он первым среди европейцев за 30 лет до Васко да Гамы достиг Индии. Попав в столь дальнее путешествие случайно, Афанасий Никитин, за которым не стояли ни представители светской, ни церковной власти, доказал возможность торговых контактов между Русью и самыми отдаленными азиатскими районами.

Сибирский поход Ермака в 1581-1585 гг. положил начало освоения Сибири. У похода были определённые цели. С большой долей вероятности это могло быть: превентивная защита владений Строгановых; разгром хана Кучума; приведение в вассальную зависимость сибирских народов и обложение их данью; установление контроля над главной сибирской водной артерией Обью; создание плацдарма для дальнейшего покорения Сибири.

Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций. Через несколько лет русские войска взяли Пелым, покорили Пелымское княжество и разгромили остатки Сибирского ханства. Тогда были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие чем тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. В Сибирь двинулись землепроходцы, которых ждали новые открытия. Позже эти земли стали наполняться ратными людьми, промышленниками и крестьянами-переселенцами.

До начала Ливонской войны на крайнем российском севере побывали английские мореплаватели.

Общество лондонских купцов по инициативе известного мореплавателя Кабота снарядило морскую экспедицию к северным территориям с целью найти северный морской путь. В 1553 г. три корабля под управлением капитанов Виллоби, Ченслера и Дурфорта отплыли из Лондона и отправились вдоль берегов Скандинавского полуострова. Экспедиция оказалась неудачной.

Но поиски северного морского пути продолжались. В 1556 г. Кабот послал обследовать этот путь мореплавателя Бурро. Он дошел на корабле до пролива Югорский шар между островом Вайгач и материком. В 1580 г. англичане вновь попытались найти северо-восточный проход. Но у входа в Карское море их корабли наткнулись на сплошные льды и повернули назад.

Наряду с англичанами северный морской путь пытались освоить и голландцы. В 1592 - 1594 гг. голландские купцы снарядили три экспедиции, которыми руководил Виллем Баренц. Во время этих экспедиций Баренц подробно обследовал море, которое теперь носит его имя. Пройдя море по диагонали, Баренц достиг группы больших островов, которые получили название Новая Земля. Он обследовал восточное побережье этой земли, дошел до пролива Карские ворота и повернул на запад к острову Колгуев. Далее он снова пересек Баренцево море и отправился к берегам Норвегии.

После неудачной Ливонской войны успехи России в Сибири сделали возможным освоение северных территорий и Дальнего Востока. Русские мореплаватели из европейской части страны стали совершать плавания в Обскую губу и к Устью Енисея. Они продвигались вдоль побережья Северного Ледовитого океана на небольших парусных судах - кочах. Это суда с двойной обшивкой корпуса. Они имели яйцеобразную форму, что не позволяло льдам их раздавливать.

В 1610 г. Кондратий Курочкин первым обследовал фарватер нижнего Енисея от Туруханска до устья этой реки. Он установил, что Енисей впадает в Карское море.

Продвигаясь на восток, в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские землепроходцы открыли одну из крупнейших рек Азии - Лену. В 1632 г. на берегах Лены был основан «Яицкий острожек», который впоследствии стал крупным административным центром.

Средние века поистине можно считать временем великих открытий. Люди стремились познать мир вокруг себя, узнать что-то новое. Путешествия играли огромную роль в Средневековье и занимали важную сферу в жизни средневекового человека. Конечно, далеко не каждый путешествовал, но те, кому довелось это сделать, снискали мировое призвание. Кому неизвестны эти имена? Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Марко Поло, Виллем Баренц, Америго Веспуччи и многие другие. Есть, конечно, и не такие известные путешественники, такие, как Массуди, Ибн Батуа, Одорико Матиуш, Инфант Энрикеш, Чжэн Хэ и др., но их заслуги трудно недооценить.

Люди путешествовали с различными целями: открыть новые земли, торговые пути, снискать славу и заслужить титулы, мотивы были разные, но в любом случае открытия путешественников Средневековья повлияли на ход истории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.