Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская мысль Беларуси. Этапы становления.






Философская культура на территории Беларуси сформировалась в период Средневековья благодаря выдающимся греко-православным просветителям – К. Туровскому, К. Смолятичу, Е. Полоцкой.

В период Возрождения оформляются идеалы, заложившие основы духовности и национального самосознания нашего народа. Наиболее значительной фигурой этой эпохи признается Франциск Скорина (ок. 1490–1541). Он – первый белорусский первопечатник, гуманист и ученый.Он родился и получил начальное образование в Полоцке. Обучался на философском факультете Краковского университета, где ему была присвоена ученая степень бакалавра философии. Позже работает и продолжает учебу в Западной Европе. Скорина создает в Праге издательство, в котором им были напечатаны и прокомментированы 23 книги Библии. Вернувшись на родину, он создает в Вильно новое издательство, в котором он на церковном языке выпускает ряд книг Библии.Характерная особенность этико-гуманистического мировоззрения Скорины – патриотизм. Скорина – основатель национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры и общественной жизни.

С середины XVI в. на белорусских землях, входивших в состав ВКЛ, приобретает необычайную мощь реформационное движение, которое возглавлял канцлер ВКЛ МиколайРадзивил Черный. Помимо него Реформацию поддержала значительная часть белорусско-литовской аристократии, в том числе и такие могущественные магнаты, как Астафей Волович и Лев Сапега.

Разворачивает свою деятельность СымонБудны, знаменитый философ, историк, филолог и религиозный реформатор. В Вильно он занимает пост катехизиста (преподавателя протестантской общины). Вскоре Будный вместе со своими друзьями основывает в Несвиже типографию, из кот.выходят в свет две его работы на старобелорусском языке «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Из его типографии выходит Новый Завет с предисловиями и комментариями философа. Еще один труд Будного «О главнейших положениях христианской веры», вышедший из той же типографии в Лоске в 1576 г., исследователи считают главным религ.-филос. произведением. В нем предлагается оригинальная версия происхождения христианства. Согласно ей, богом в христианской религии является лишь Бог-отец, Святой же Дух – только сила божья. Что касается Иисуса Христа, то он – простой человек, возведенный в божеский сан благодаря его высоким моральным достоинствам и заслугам в пропаганде христианского учения. По существу это была не столько теологическая, сколько типично рационалистическая интерпретация христианства, разрушавшая его основополагающий догмат святой Троицы.

Андрей Волан объявлял право выражением коллективной воли народа, своего рода высшим разумом, заложенным в природе. Законы, издаваемые в государстве, по его мнению, должны соответствовать природному разуму, а это станет возможным, если они будут соединены с идеей общего блага граждан.

Во многом с идеями Волана совпадали взгляды позднеренессансного политического деятеля Льва Сапеги. Он тоже убежден, что на основе закона и права можно защитить ценности, здоровье и имущество народа. С именемСапеги связаны подготовка и издание третьего Статута Великого княжества Литовского 1588 г. В нем содержались статьи, закреплявшие политико-правовой статус княжества в составе Речи Посполитой.Статут, в частности, требовал вводить в ВКЛ государственное судопроизводствона белорусском языке, запрещал польским феодалам получать посты и приобретать земли в княжестве.

Философская культура на территории Беларуси сформировалась в период Средневековья благодаря выдающимся греко-православным просветителям – К. Туровскому, К. Смолятичу, Е. Полоцкой.

В период Возрождения оформляются идеалы, заложившие основы духовности и национального самосознания нашего народа. Наиболее значительной фигурой этой эпохи признается Франциск Скорина (ок. 1490–1541). Он – первый белорусский первопечатник, гуманист и ученый.Он родился и получил начальное образование в Полоцке. Обучался на философском факультете Краковского университета, где ему была присвоена ученая степень бакалавра философии. Позже работает и продолжает учебу в Западной Европе. Скорина создает в Праге издательство, в котором им были напечатаны и прокомментированы 23 книги Библии. Вернувшись на родину, он создает в Вильно новое издательство, в котором он на церковном языке выпускает ряд книг Библии.Характерная особенность этико-гуманистического мировоззрения Скорины – патриотизм. Скорина – основатель национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры и общественной жизни.

С середины XVI в. на белорусских землях, входивших в состав ВКЛ, приобретает необычайную мощь реформационное движение, которое возглавлял канцлер ВКЛ МиколайРадзивил Черный. Помимо него Реформацию поддержала значительная часть белорусско-литовской аристократии, в том числе и такие могущественные магнаты, как Астафей Волович и Лев Сапега.

Разворачивает свою деятельность СымонБудны, знаменитый философ, историк, филолог и религиозный реформатор. В Вильно он занимает пост катехизиста (преподавателя протестантской общины). Вскоре Будный вместе со своими друзьями основывает в Несвиже типографию, из кот.выходят в свет две его работы на старобелорусском языке «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Из его типографии выходит Новый Завет с предисловиями и комментариями философа. Еще один труд Будного «О главнейших положениях христианской веры», вышедший из той же типографии в Лоске в 1576 г., исследователи считают главным религ.-филос. произведением. В нем предлагается оригинальная версия происхождения христианства. Согласно ей, богом в христианской религии является лишь Бог-отец, Святой же Дух – только сила божья. Что касается Иисуса Христа, то он – простой человек, возведенный в божеский сан благодаря его высоким моральным достоинствам и заслугам в пропаганде христианского учения. По существу это была не столько теологическая, сколько типично рационалистическая интерпретация христианства, разрушавшая его основополагающий догмат святой Троицы.

Андрей Волан объявлял право выражением коллективной воли народа, своего рода высшим разумом, заложенным в природе. Законы, издаваемые в государстве, по его мнению, должны соответствовать природному разуму, а это станет возможным, если они будут соединены с идеей общего блага граждан.

Во многом с идеями Волана совпадали взгляды позднеренессансного политического деятеля Льва Сапеги. Он тоже убежден, что на основе закона и права можно защитить ценности, здоровье и имущество народа. С именемСапеги связаны подготовка и издание третьего Статута Великого княжества Литовского 1588 г. В нем содержались статьи, закреплявшие политико-правовой статус княжества в составе Речи Посполитой.Статут, в частности, требовал вводить в ВКЛ государственное судопроизводствона белорусском языке, запрещал польским феодалам получать посты и приобретать земли в княжестве.

В ХIХ в. отечественная ф-я находилась под влиянием романтизма, герменевтики, демократических идей (филоматы, филареты – А. Мицкевич, Я. Чачот, Т. Зан, И. Домейко, В. Врублев-ский, К. Калиновский).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.