Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг инклюзивного образовательного процесса






Процедур оценки результатов образовательной деятельности Орга­низации, реализующих инклюзивную практику, может быть несколько.

Одной из таких процедур является оценка соответствия деятельности организации целям, задачам и принципам инклюзивного образования.

Критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Критерий Показатели Индикаторы
  Реализация индивиду­ального подхода Составление адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом данных диагностики Наличие адаптированных об­разовательных программ с оценкой хода их выполнения
  Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самосто­ятельной активности детей Планирование времени в режиме дня для самостоя­тельной активности детей. Методические рекоменда­ции по психолого-педагоги­ческому сопровождению де­тей с разными образовательными потреб­ностями в процессе само­стоятельной активности

Критерий Показатели Индикаторы
  Активное включение в образовательный процесс всех его участников Наличие психолого-медико- педагогического консилиума Функционирование в Орга­низации разнообразных форм работы, в том числе взаимодействие взрослых и детей
  Междисциплинарный подход Обсуждение специалистами ПМПк особых образователь­ных потребностей детей с ОВЗ, составление и реализа­ция адаптированной образо­вательной программы Циклограмма проведения ПМПк, формы фиксации ре­зультатов
  Вариативность в организации процессов обучения и воспитания Вариативные образователь­ные программы, приемы, методы образования, организационные формы, вариативная образователь­ная среда Использование специалис­тами Организации разных методов и технологий обу­чения и воспитания, наличие методических материалов, обеспечивающих образова­тельный процесс
  Партнерское взаимодействие с семьей Организация партнерских форм взаимодействия с се­мьей, участие родителей в жизни Организации, консуль­тации родителей Участие родителей в разра­ботке и реализации адапти­рованной образовательной программы и индивидуаль­ного образовательного мар­шрута
  Функционирование дошкольной образовательной организации Выстраивание образователь­ного процесса в соответс­твии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образова­тельных потребностей Соответствие качественно­го состава контингента де­тей, штатного расписания, методической базы и пред­метно-развивающей среды. Применение новых техноло­гий в соответствии с выяв­ленными потребностями детей

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДОО (по образовательным областям)

На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспи­тания является ведущим направлением в развитии специального образо­вания в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с огра­ниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соот­ветствии с Законом об образовании. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопо­нимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толеран­тность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимо­помощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует фор­мированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспече­ние равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразова­тельном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Ин­дивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрос­лого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодейс­твовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гон­чарова, О. С. Никольская).

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. На­иболее важным аспектом является психологическая готовность воспита­теля группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсиру­ющего и комбинированного видов. Следует указать, что в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содер­жание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях. Данный раздел Программы имеет своей целью познакомить педагогов, психологов дошкольных обще­образовательных учреждений с технологиями коррекционно-педагогичес- кой работы, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.