Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы реферативных и курсовых работ. 1. Особенности учебной деятельности детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в развитии.






1. Особенности учебной деятельности детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в развитии.

2. Специфика учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития.

4. Изучение процесса адаптации первоклассников группы риска.

5. Изучение процесса адаптации учащихся группы риска к обучению в среднем звене школы.

6. Изучение особенностей психического развития дезадаптированных первоклассников.

7. Особенности личностного развития младших школьников (подростков) группы педагогического риска.

8. Причины и типы нарушений поведения у младших школьников.

9. Педагогическая коррекция отклонений в поведении младших школьников.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ

1. Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Дон: «Феникс», 2004.

3. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

5. Специальная педагогика./ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред.Н.М. Назаровой – 3-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

6. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

7. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: (Книга для учителя и школьного психолога) / Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников нар. обр. Моск. обл. – М.: ИПК и ПРНО МО, 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Дефектология: Словарь-справочник. / Авт.– сост. С. С.Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.; Новая школа, 1996.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.– М.: ТЦ «Сфера», 2002.

7. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Изд. центр «Академия», 1996.

8. Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: НПЦ «Коррекция», 1995.

 

Семинар № 4.

Тема: «Педагогическая и психологическая диагностика в коррекционно-развивающей работе в начальной школе»

Цель: раскрыть основы педагогической и психологической диагностики в коррекционно-развивающей работе в начальной школе.

План

1. Педагогическая и психологическая диагностика как основа коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам.

2. Место и задачи педагогической диагностики в многоуровневой системе изучения ребенка.

3. Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации.

4. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений как основа индивидуализации обучения и коррекционно-развивающей помощи.

5. Психолого-педагогическая диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы в начальной школе.

В результате освоения данной темы обучающийся должен:

Знать: основы педагогической диагностики, основные методы и приемы педагогической диагностики предпосылок и признаков адаптационных нарушений школьников; принципы выделения критериев и показателей эффективности коррекционно-развивающей деятельности.

Уметь: проводить диагностику предпосылок и признаков адаптационных нарушений, адекватно подбирать диагностические процедуры, проводить диагностику коррекционно-развивающей работы с учащимися группы риска всех возрастных категорий, анализировать и оценивать результативность проводимой коррекционно-развивающей работы.

Владеть: владеть методами и приемами педагогической диагностики.

Основные понятия:

педагогическая диагностика, психологическая диагностика, школьная дезадаптация, адаптационные нарушения, индивидуализация обучения

Вопросы для обсуждения

I. Педагогическая и психологическая диагностика как основа коррекционно-развивающей помощи.

1. Место и роль педагогической диагностики в коррекционно-развивающей работе.

2. Определение уровня актуального и ближайшего развития ребенка.

3. Связь педагогической и психологической диагностики.

4. Принципы педагогической диагностики.

5. Изучение ребенка в деятельности.

6. Разносторонность изучения, динамичность, использование в процессе изучения ребенка комплекса взаимозаменяемых методов.

7. Методы педагогической диагностики.

a) Метод педагогического тестирования.

b) Метод направленных наблюдений.

c) Беседа.

d) Обучающий эксперимент.

e) Анализ медицинской документации ребенка.

f) Обобщение данных независимых характеристик.

8. Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми.

9. Психодиагностика познавательных особенностей и уровня умственного развития детей.

10. Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы детей.

11. Психодиагностика особенностей мотивационно-потребностной сферы личности учащихся.

12. Психодиагностика характерологических особенностей детей.

II. Диагностика предпосылок и признаков школьных трудностей учащихся начальных классов.

1. Программа диагностики предпосылок и признаков адаптационных нарушений.

2. Изучение личностных особенностей в процессе обучения.

3. Изучение познавательной деятельности школьников.

4. Диагностика особенностей овладения знаниями.

5. Формы учета данных о динамике развития школьника.

6. Психолого-педагогическая диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы в начальной школе.

7. Критерии и показатели эффективности.

8. Методы и приемы психолого-педагогической диагностики готовности проблемных учащихся начальных классов к переходу в среднее звено школы.

III. Диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы с младшими подростками классов КРО.

1. Критерии и показатели результативности коррекционно-развивающей работы.

2. Отношение к учению как обобщенный критерий эффективности коррекционной работы с младшими подростками группы риска.

3. Критерии отношения к учению: познавательные интересы, самооценка, эмоциональное благополучие. Их показатели и уровни.

4. Диагностика отношения к учению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.