Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и объект социологии и психологии управления






Среди актуальных проблем современной общественной науки вопросы управления приобретают все большее значение, поскольку по мере развития цивилизации и культуры многие социальные процессы, протекавшие ранее стихийно, становится возможным сознательно регулировать

В самом широком смысле слова управление является функцией организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры, реализацию программы или цели деятельности.

Следует отметить, что социальное управление есть такое воздействие на общество в целом или его отдельные звенья, которое направлено на сохранение их качественной специфики, упорядочивание и нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное продвижение к заданной цели

Соответственно основным сферам общественных отношений различают четыре разновидности управления: экономическими, социальными, политическими и духовными процессами.

Специфика экономического управления заключается в стремлении наилучшим образом регулировать хозяйственные отношения, чтобы добиться максимального эффекта при минимальных затратах используемых ресурсов

Социальное (в узком смысле) управление связано с направленным воздействием на систему специфических связей между людьми как представителями конкретных общностей, больших или малых групп (национальных, территориальных, профессиональных, половозрастных, конфессиональных и др.).

Управление политической сферой предполагает воздействие на различные общественные процессы, отношения, организации и институты посредством властных функций государства и норм права.

Управление духовной жизнью общества и каждого отдельного его члена распространяется на такие области деятельности, как наука, культура, искусство, образование, просвещение и воспитание.

К проблемам социологии и психологии управления относится эффективность функционирования системы учета мнений и предложений народных масс, весь комплекс подбора, расстановки и воспитания управленческих кадров, а также отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления, и специфика имеющихся у них потребностей.

Эта наука исследует и вопросы дисциплины, ответственности и исполнительности, которые являются не просто социальными качествами личности, а выступают выражением определенных социальных отношений, возникающих в процессе управления. Данную науку целесообразно рассматривать как одну из частных теорий, важнейшей задачей которой является анализ закономерностей управленческих отношений, как на всех уровнях функционирования общества, так и во всех предметных сферах жизнедеятельности социума.

В рамках этой частной теории проблемы управления рассматриваются исходя из представления о способах самоорганизации и воспроизводства форм человеческого общежития, то есть социальности. Первооснова же социальности кроется в процессах обмена веществом, энергией и информацией между человеком и средой, между социальными институтами и между самими людьми. Важнейшими характеристиками этих процессов являются эффективность совместного производительного труда, уровень развития общественного сознания и мера гуманизации человеческих отношений.

Следует отметить, что большинство социальных проблем в истории цивилизации нередко решалось не на основе научного знания о законах развития общества, а по воле царей, императоров, диктаторов, политических партий. На уровне же отдельных предприятий обычно ставилась задача выпуска продукции с наименьшими затратами и наибольшей прибылью, при этом преобладал технократический подход и почти не учитывался «человеческий фактор».

Необходимо отметить, что главные усилия социологии и психологии управления в России долгое время были направлены на адаптацию концепций и представлений общей теории систем к социальной сфере, условиям конкретного типа общественно-экономической формации. Лишь в 90-е годы стала все острее осознаваться необходимость существенного пересмотра теории, методологии и методики социологии и психологии управления с целью выявления и реализации внутренних резервов всех участников совместной жизнедеятельности в деле обновления и возрождения страны.

объектом изучения социологии и психологии управления является система социальных институтов и организаций, а предметом - закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на процессы, протекающие в этих структурах, характер управленческих отношений.

В структуре социологии и психологии управления можно выделить три уровня. Первый - уровень теоретических обобщений, где могут быть достаточно глубоко осмыслены (с точки зрения «человеческого фактора») основные виды и принципы управленческих отношений.

На втором уровне - методологическом - находятся специальные знания, связанные с разработкой и обоснованием способов и средств исследования и преобразования управленческих отношений. На этом уровне обычно рассматривают методы, стиль и функции управления как выражение гуманистического содержания этой специализированной деятельности.

Третий уровень может быть обозначен как социально-технологический или социоинженерный. Сюда входят все направления, связанные с деятельностью специалистов в практике управления: консультирование (как внешнее, так и внутреннее), функциональное управление, обоснование и формирование социальных структур и др.

Можно выделить три основные функции социологии и психологии управления как науки и учебной дисциплины. Первая - гносеологическая (или познавательная, мировоззренческая, теоретическая, информационная, методологическая) функция определяется необходимостью изучения целостной системы (всей совокупности) объективных социальных условий и субъективных факторов, относящихся к сфере управления, то есть получение достоверной информации о сущности процессов, отношений и наиболее важных, типичных проблемах (реальных противоречиях) управленческой деятельности, а также возможных способах их эффективного разрешения с учетом всех имеющихся (всегда ограниченных) ресурсов (человеческих, социально-экономических, политических, социокультурных и других

Вторая - прикладная (или практически-преобразовательная, социально-технологическая) функция социологии и психологии управления проявляется в обучении умениям, навыкам и приемам выработки основных направлений, прогнозов, вариантов, сценариев, моделей и инновационных методик развития управленческой деятельности в будущем с целью совершенствования как общества в целом, так и отдельных социальных общностей или организаций.

Третья функция данной науки и учебной дисциплины - ценностно-ориентирующая (или гуманистическая, идейно-воспитательная, идеологическая) определяется необходимостью и важностью выработки у современных специалистов патриотизма, социальной ответственности, доброжелательного подхода к себе и окружающим людям, утверждения нравственных принципов поведения каждого человека во всех сферах общественной жизни.

В социологии и психологии управления, как и в любой другой науке, имеются два основных компонента: знание и средства его получения, которые следует рассматривать как результат деятельности ученых и исследовательских коллективов.

Первый компонент - знание - включает в себя знание о предмете и методологическое знание (знание о знании). Знание о предмете - это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, теории и статистические данные, используемые социологией и психологией управления.

Второй компонент - это и отдельные методы, и собственно социолого-психологические. Необходимо отметить, что по масштабу применения в социологии и психологии управления различают общенаучные, междисциплинарные (интернаучные) и специфические методы, являющиеся средством получения и систематизации знания о социальной реальности, способом построения и обоснования полученных сведений.

по каким бы основаниям ни классифицировались методы, применяемые в социологии и психологии управления, все они становятся эффективными лишь в комплексном использовании, что позволяет рассматривать различные стороны жизнедеятельности любой организации в целом, предохраняя тем самым исследователя от одностороннего, упрощенного подхода к социальной реальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.