Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плавание и управление судном во льдах.






Плавание во льдах требует использования специальных приемов по уточнению курса и скорости. Рекомендуется прокладывать на карте генеральный курс и пройденное расстояние за каждый час. Для этого необходимо каждые 5-6 минут замечать курсы, осредняя их за час. Удобно для этой цели применять маневренный планшет. Определение скорости судна производится методом «планшнрного лага»: замечают время прохождения льдиной двух заранее намеченных точек на судне и вычисляют скорость в узлах по формуле:

 

где l -длина базы, м;

t - промежуток времени, с.

Для нахождения дрейфа необходимо получить две надежные обсервации. При первом определении одновременно берется пеленг и расстояние по РЛС до приметной льдины, которая затем наносится на карту. После второй обсервации вновь измеряется пеленг и расстояние до льдины. Полученное новое положение льдины будет характеризовать величину дрейфа.

У судна не должно быть крена, который резко ухудшает поворотливость в сторону накрененного борта и способствует получению ледовых повреждений на приподнятой стороне корпуса. Лопасти винта чаще всего повреждаются, когда он находится в застопоренном состоянии, поэтому при маневрировании в сплоченном льду не следует останавливать двигатель. Реверсы следует выполнять как можно быстрее. Во всех случаях движения задним ходом руль должен находиться в положении «прямо». Во избежание удара о подводный «таран» не следует проходить вблизи льдины, имея значительную скорость. Опасно входить в трещины или каналы в ледяном поле, в которых отсутствует мелкобитый лед. т.к. в случае сжатия возможны тяжелые повреждения. При форсировании перемычек сплоченного льда к ним следует подходить с незначительной инерцией, а после того, как судно упрется носом в лед, постепенно увеличивать частоту вращения винта.

Судно самопроизвольно отклоняется в сторону разряженного льда. Если такое отклонение совпадает с генеральным курсом, то это свойство целесообразно использовать.

Следует ежечасно делать замеры воды в носовых отсеках, а также после сильного удара о лед.

РЛС позволяет оценить ледовую обстановку в радиусе 3 миль, если лед торосистый, однако гладкие ледяные поля почти не дают отметки на экране.

 

Самостоятельное плавание во льдах.

 

До начала плавания во льдах капитан судна дожжен получить от руководства ледовыми операциями полную информацию о ледовых условиях на пути перехода. Такая информация передается в виде ледовой карты.

Заблаговременно обнаружить кромку льда помогают следующие признаки: «ледяное» небо - белесоватое отсвечивание на низких облаках в той части горизонта, где находится лед.

Рефракция - позволяющая видеть кромку льда на большом расстоянии. Отсутствие волнения при свежем ветре — надежный признак близости льда с наветренной стороны.

Шорох трущихся льдин слышен в непосредственной близости от наветренной кромки льда (помогает обнаружить кромку льда при пониженной видимости).

В наветренную кромку сплоченного льда следует входить под прямым углом на самом малом ходу. Нельзя входить в сплоченный лед, если наблюдается его дрейф в сторону близкого берега.

Следует избегать торосистых участков, т.к. они труднопроходимы, и риск повреждений при их форсировании сильно увеличивается.

Плавание под проводкой ледоколов.

Основным видом ледового плавания является плавание судов за ледоколами Единственным нормативным актом, регулирующим ледокольную проводку, являются приведенные ниже Правила для судов, проводимых ледоколами через лед, издания 1966 года.

1. Требование о проводке судов через лед должно быть направлено в порту начальнику порта, а в морс — капитану ледокола.

2. На судне, подлежащем проводке, должны находиться в пределах требований морской практики достаточный для перехода во льдах запас топлива и продовольствия, деревянные брусья, быстросхватывающийся цемент, пластырь, маты и т.п.; водоотливные средства и радиоустановка должны быть в исправности; судно должно иметь свидетельство о годности к плаванию. При невыполнении всех этих условий судну может быть отказано в ледовой проводке.

3. Всякое судно, нуждающееся в ледокольной проводке, должно ожидать прибытия ледокола и не идти без ледокола в лед.

4. Время и порядок следования судов через лед. а равно и число проводимых судов определяются в порту начальником порта, а в море - капитаном ледокола.

5. Капитаны судов, следующие во льду за ледоколами, обязаны подчиняться приказам капитана ледокола, касающимся движениям во льду, и действовать, сообразуясь с ними. Своими действиями капитаны судов обязаны помогать капитану ледокола для совместного быстрейшего и безаварийного прохождения ледовой зоны.

6. Суда, идущие за ледоколами, не должны обгонять друг друга.

7. Суда, идущие за ледоколами, должны быть готовы дать немедленно полный ход назад. Когда судно начнет двигаться назад, следует иметь руль в положении «прямо».

8. Суда, идущие во льду на буксире ледокола, не должны давать своей машине ход вперед без приказания капитана ледокола. Они должны быть постоянно готовыми отдать буксир по первому требованию капитана ледокола, а также дать полный ход назад.

9. В первую очередь проводятся суда военные, почтово-пассажирские и суда с таким грузом, относительно которого сделаны особые указания о срочности, а затем все остальные суда в порядке очереди прибытия их к кромке льда или готовности к выходу из порта.

10. В случае аварии на судне, следующем за ледоколом, оно обязано поднять сигнал бедствия по МСС. Если судно получит во льду какое-либо повреждение или течь, то капитан этого судна и его экипаж должны немедленно принять меры к ликвидации их и одновременно сообщить капитану ледокола по радио или иным средствам связи о повреждении.

11. Суда, следующие за ледоколом во льду, обязаны руководствоваться международными сигналами.

12. В случае неисполнения распоряжения капитана ледокола капитаном судна, которое идет под проводкой данного ледокола, капитан ледокола в праве отказать в проводке впредь до исполнения приказания.

13. Ни ледокол, ни владелец ледокола, ни фрахтователь не несут имущественной ответственности за повреждения и другие убытки, могущими быть причиненными проводимому судну во время и вследствие проводки через лед и связанных с этой проводкой маневров.

14. Торговые суда всех флагов пользуются бесплатно услугами ледоколов при проводке от кромки льда в порт к причалу и из порта в море, а равно для буксировки во льдах время проводки, если эта буксировка будет признана капитаном ледокола необходимой. Перешвартовка судов, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочных операций, бункеровкой, вводом в док и т.п.. производится за отдельную плату.

15. Всякое судно, воспользовавшееся ледоколом для проводки через лед, этим самым изъявляет согласие на подчинение постановления настоящих правил

Судно должно быть готово в любой момент принять с ледокола буксир, имеющий на конце «усы», для проводки через якорные клюзы. Для этого якоря должны быть завалены заранее на палубу, а якорные цепи обтянуты втугую. Между якорными клюзами на палубе должна быть выложена «подушка» из деревянных брусьев, на которой огоны «усов» соединяются между собой с помощью нескольких шлагов растительного троса, который при необходимости легко перерубить.

Эффективность проводки судов во льду в значительной мере определяется дистанциями между судами в караване: чем они меньше, тем реже суда застревают во льду. Но при этом приходится считаться с опасностью навала на впереди идущее судно, если оно неожиданно застрянет.

Безопасная скорость каравана выбирается такой, при которой нет риска серьезных повреждений корпусов судов.

Успешная проводка каравана через сплоченный лед в условиях сжатия зависит от времени, затрачиваемого на прохождение пути, равного длине каравана, т.е. от кормы последнего в караване судна до кормы ледокола. Если это время меньше времени сжатия канала, пробитого ледоколом, то проводка может проходить без задержек. При значительном сжатии льда, концевые суда могут застревать. В таких случаях проводка может осуществляться по частям, а в особо сложных условиях - по одному судну на буксире способом «вплотную». Для этого нос судна с помощью буксирной лебедки ледокола втягивается в специальный вырез в корме ледокола, окантованный плетеным кранцем. При этом виде буксировки проводимое судно обязано по команде капитана ледокола давать ход своей машине, чтобы облегчить продвижение во льдах.

Застрявшее во льду судно ледокол окалывает, проходя вдоль его подветренного борта со стороны кормы. При этом, когда форштевень ледокола поравняется с кормой застрявшего судна, на последнем необходимо дать малый ход вперед, а когда нос ледокола дойдет до середины судна необходимо дать полный ход вперед. Запаздывание с дачей полного хода может привести к тому, что судно не двинется за ледоколом и околку придется повторять. К моменту начала движения необходимо руль переложить на борт, противоположный околке, чтобы несколько задержать резкий поворот судна в сторону кормы ледокола.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.