Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управляемость судна.






 

Устойчивость на курсе и поворотливость

 

Управляемостью называется качество судна, позволяющее двигаться ему по заданной траектории или изменять направление движения в соответствии с воздейевием средств управления.

Управляемость зависит как от свойств самого судна, определяемых комплексом: корпус - рулевое устройство - винт, так и от внешних условий: ветра, волнения, глубины и рельефа дна при плавании по мелководье, глубины и ширины канала при плавании в узкостях. Следует особо остановиться на оценке влияния скорости судна на его управляемость, поскольку это влияние проявляется неоднозначно.

При этом момент, создаваемый рулем, изменится сразу же, а гидродинамический момент на корпусе судна будет изменяться медленно, по мере изменения скорости самого судна, поэтому прежнее соотношение между этими моментами временно нарушится, что приведет к изменению кривизны траектории. При увеличении частоты вращения винта кривизна траектории увеличится (радиус кривизны уменьшится) и наоборот. Когда скорость судна придет в соответствие с новой частотой вращения винта, кривизна траектории снова станет равной первоначальному значению.

Сказанное справедливо для случая штилевой погоды. При воздействии ветра определенной силы управляемость будет зависеть от скорости судна. Чем скорость меньше, тем больше влияния ветра на управляемость. Управляемость характеризуется двумя свойствами судна: устойчивостью на курсе и поворотливостью.

Устойчивость. Устойчивостью на курсе называется способность судна сохранять направление прямолинейного движения. Различают два вида устойчивости: собственную (теоретическую) и эксплуатационную.

Собственная устойчивость - это способность судна, получившего угловую скорость от какого-либо возмущения, постепенно снова приходить в прямолинейное движение (на новом курсе) без помощи рулевого устройства.

Суда, не обладающие собственной устойчивостью, после прекращения внешнего воздействия, вписываются в самопроизвольный поворот большей или меньшей кривизны.

Практически все торговые суда не обладают собственной устойчивостью, т.е. являются в большей или меньшей степени неустойчивыми.

Эксплуатационная устойчивость - это способность судна сохранять заданное направления судна с помощью перекладок руля.

Очевидно, что все суда должны обладать эксплуатационной устойчивостью, однако характеристики этой устойчивости у различных судов будут разными, Кроме того, у каждого судна эксплуатационная устойчивость зависит от его осадки и дифферента. Эксплуатационная устойчивость зависит также как от степени собственной устойчивости, так и от эффективности рулевого устройства.

Поворотливость. Под поворотливостью подразумевается способность судна изменять направление движения и описывать траекторию заданной кривизны. При отсутствии внешних воздействий поворотливость определяется характеристиками средства управления и характеристиками корпуса судна (включая его посадку). Устойчивость судна на курсе и его поворотливость являются противоположными качествами: при улучшении устойчивости на курсе поворотливость ухудшается и наоборот. поэтому при проектировании судна стремятся найти целесообразное сочетание этих качеств, в зависимости от типа и назначения судна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.