Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






воспитание национальной культуры.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Рябкова С.В.,

МБОУ СОШ №10, учитель музыки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

Важнейшей задачей современного школьного образования по ФГОС является формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания, принимать нестандартные решения и умеющей творчески мыслить. Перемены в жизни современной школы требуют от учителя музыки умения придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

С первых дней моего общения с детьми я отметила для себя, что они открыты, любознательны, владеют культурой общения, но вместе с тем имеют слабые представления об искусстве и о классической музыке, у многих, к тому же, не развито чувство ритма, и в школе не так много чисто интонирующих детей. Выявленные проблемы никогда не казались мне неразрешимыми, ведь искусство – великая сила, способная повлиять на формирование личности. Столкнувшись с проблемой отсутствия у детей элементарных музыкальных проявлений, обратилась к искусству. Обобщая опыт таких педагогов как Д.Б.Кабалевский, К.Д.Ушинский, Б.М.Теплов, опыт моих коллег- музыкантов, я определила основную цель своей деятельности, которая заключается в воспитании музыкальной культуры обучающихся и сформулировала следующие задачи:

- формирование нравственности обучающихся;

-формирование высокого художественного вкуса;

воспитание национальной культуры.

Данные задачи прописаны в концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Ещё в период античности древние греки считали, что все виды искусства родственны, нет искусства главного и второстепенного, но не владеть каким – либо музыкальным инструментом считалось признаком дурного тона. И вот, спустя столько времени, взаимосвязь различных видов искусства - современное требование к образовательному процессу. Музыка, литература, ИЗО тесно связаны между собой, и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого.

Эта проблема сегодня актуальна, так как живое общение с искусством способно развивать у обучающихся качества, благодаря которым они смогут реализовать себя во взрослой жизни. Программа современного урока музыки предполагает вовлечение детей в активную творческую и исследовательскую деятельность.

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи как один из способов интеллектуального развития школьников дает возможность:

- включать разные типы художественного мышления;

- визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;

- осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия;

- развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства.

Чтобы ребёнок с радостью шёл на урок, конечно, необходимо и самому учителю обладать определёнными личностными качествами: быть добрым, любить детей, быть им другом, уметь выслушать и дать совет. Но чтобы дети всю неделю с нетерпением ждали встречи музыкой, их нужно увлечь. В этом мне помогает синтез искусств. Существует много приёмов, которые позволяют показать взаимосвязь различных видов искусства. При знакомстве с музыкальными произведениями можно предложить детям как просмотр отрывков из опер, балетов, музыкальных фильмов, так и чтение отрывков художественных произведений, демонстрацию картин великих художников.

Несмотря на то что урок музыки состоит из нескольких видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое пение, музыкально-ритмические движения, игра на элементарных детских инструментах), восприятие музыки осуществляется на всех этапах урока. И это происходит в тесной взаимосвязи с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, киноискусством, русским фольклором…

Планируя свои уроки, мы должны иметь представление о программах по культуре и истории Башкортостана и России, по башкирской и русской литературе, всемирной истории, изобразительному искусству, географии, физической культуре. Это необходимо для того, чтобы знать, в каких случаях можно опереться на ранее полученные сведения, ведь уроки музыки подготавливают ребят к восприятию материала по другим дисциплинам. «Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь!» - это слова композитора и педагога, посвятившего свою жизнь детям, Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Наиболее полно межпредметные связи выступают в содержании родственных предметов, в том числе художественно-гуманитарного цикла.
Ребенок мыслит конкретно. Он с раннего возраста привыкает передавать окружающие его предметы, явления жизни на бумаге. Язык рисунка малышу хорошо знаком и понятен, именно поэтому мы и привлекаем учащихся к передаче чувств, мыслей, настроений, характера прослушанной музыки через рисунок.

Помимо собственных рисунков ребят, которые им предлагается выполнить в соответствии с изучаемым музыкальным материалом, в раскрытии темы урока, в достижении необходимого накала эмоций, в возникновении остроты мироощущения неоценимую помощь может оказать использование высокохудожественных образцов изобразительного искусства. Зрительные образы, создаваемые картинами художников, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы.

На уроках музыки прослеживается связь не только с живописью, но и с
литературой, историей, географией, хореографией и т.д. Так, например, в
начальной школе, особенно в первых классах, неотъемлемой частью урока должны быть физминутки. И, конечно, на уроках музыки они становятся танцами и играми, а в среднем звене широко прослеживается связь музыки с литературой, историей и географией.

Для формирования национального самосознания считаю целесообразным дать представление о традициях русского и башкирского народа. Одним из самых ярких и весёлых праздников на Руси является Масленица, а в Башкортостане - Сабантуй. Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица» и А.Ф.Лутфуллина «Сабантуй», которые настраивают их на образное восприятие национального колорита. Выясняю, что дети знают об этих праздниках, какие чувства, ассоциации связаны с ними. Спрашиваю, сопровождаются ли эти праздники музыкой, и какой она должна быть. После просмотра интересных видеопрезентаций о праздниках предлагаю разучить одну из народных песен о Масленице и о Сабантуе.

Неотъемлемой частью наших уроков являются музыкально-ритмические движения. Интересным видом деятельности является инсценировка песни. Песенки-инсценировки способствуют развитию речи, музыкального слуха, чувства ритма и внимания. Примером может служить инсценировка песенки «Весёлый музыкант», в которой куплет песни поется, а на проигрыше ребята играют на музыкальных инструментах. И здесь не обходится без синтеза искусств: музыки, театра, изобразительного искусства, литературы…

На отдельных уроках я даже обращаюсь к математике. Как объяснить учащимся, что значит половинная, четвертная или восьмая паузы? Привожу пример, как разделить целое яблоко на двоих, на троих и на четверых человек.

Практически ни один урок не обходится без применения межпредметных связей.

Но самое главное, чтобы при подготовке своих уроков каждый из нас подходил к работе творчески. Ведь если учитель сумеет обогатить свои знания из разных областей искусства, то тогда уроки музыки у нас в общеобразовательной школе станут интересными, поучительными, нравственными, и в них всегда будет звучать главная тема- «Взаимодействие видов искусства».

Я обучаю, развиваю и воспитываю детей, воздействуя на их эмоции и души. Работа с хором и солистами требует от меня широкого спектра знаний и умений, ведь исполнение песни – это целая театральная постановка. Вместе с детьми обсуждаем, как песню обыграть, какие танцевальные движения будут уместны к ней, какие костюмы будут смотреться эстетично, ведь на сцене, помимо вокального исполнения, важно всё: и поворот головы, и мимика, и движение рук, и размер шага… Свои достижения выносим на суд зрителя. Выступаем на школьных, городских мероприятиях и конкурсах.

В заключение хочу обратить ваше внимание на то, что моя деятельность как учителя музыки подтверждается словами Николая Андреевича Римского-Корсакова: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мероприятия в лагере | Oslash; 5 Три основные задачи БЖД




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.