Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туризм как социально-экономическая система. Функции туризма.






Системный подход к характеристике сущности туризма в экономической науке сформировался во второй половине XX в. в результате последовательной эволюции от первоначального доминирования в исследованиях чисто экономической пробле­матики к признанию равноправия общественного, экономиче­ского и экологического аспектов его функционирования. Ту­ризм как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, имеет собственную структуру (субсистемы, элементы) с многообразием внутренних связей, ас другой стороны, являет­ся составной частью трех взаимосвязанных суперсистем (обще­ство, экономика, природная среда).

Туризм как социально-экономическая система – есть совокупность отношений, связей и явлений возник во время перемещения и пребыв людей в местах, отличных от их места жительства и не связанных с их профессиональной деятельностью.

В основе системы туризма, по мнению швейцарского ученого К. Каспара, лежат две внутренние субсистемы:

- субъект туризма – турист, т.е. потребитель туристских ус­луг со всем многообразием его потребностей и мотивов по­ведения;

- объект туризма, включающий в себя в качестве основных элементов туристский регион и туристскую индустрию.

Таким образом, под субъектом туризма, понимается турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путемполучения специфических туристских услуг. Последние предоставляются ему в определенном месте или регионе, являющемся целью его путешествия.

Известно несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы: Как опре­делить территорию, которую турист выбирает вкачестве цели путешествия? Какой размер территории воспринимается раз­личными сегментами потребителей как цель путешествия? Ка­ким требованиям должна отвечать территория, чтобы называть­ся туристским регионам?

В качестве туристского региона могут рассматриваться как отдельная гостиница, так и город, местность, район, область, страна или даже группа стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия. То, каким туристский регион представляет­ся туристу, зависит от его потребностей восприятия. Для тури­ста, являющегося любителем игры в гольф, туристским регио­ном скорее всего будет спортивный центр с соответствующими сооружениями. Для ученого, который заинтересован лишь в уча­стии в научной конференции, туристским регионом станет гос­тиница, в которой будет проходить конференция. В восприятии участника конференции, которого одновременно интересуют история и культура города, в котором проводится данное меро­приятие, туристским регионом является весь город. Следует иметь в виду и следующее обстоятельство: чем на большее рас­стояние от места постоянного жительства туриста удалено место посещения, являющееся целью путешествия, тем шире могут рассматриваться им границы туристского региона (например, для американского туриста, который в предельно короткий срок желает посмотреть всю Европу, туристским регионом может стать весь европейский континент).

Достаточно распространенным является разработанное ВТО туристское районирование, в соответствии с которым в мире выделяется шесть крупных макрорегионов: Европа, Америка, Восточная Азия и Океания, Южная Азия, Африка, Ближний Восток. Каждый из макрорегионов, в свою очередь, подразделяется на мезорегионы. Так, европейский макрорегион представлен следующими мезорегионами: Центральная и Восточная Ев­ропа (в том числе страны СНГ, государства Балтии), Северная, Южная Европа (включая страны бывшей Югославии), Западная Европа и Восточное Средиземноморье (Турция, Кипр, Изра­иль). Приведенная классификация свидетельствует о том, что выделение туристских регионов может в значительной степени отличаться от принятых схем географического районирования

Следует учитывать, что не любая территория может быть от­несена к туристскому региону (региону туристской дестинации). Чтобы называться таковым, она должна отвечает следующим ос­новным требованиям:

1. содержать объекты туристского интереса (памятники исто­рии культуры, музеи, особую флору и фауну и т.д.). Дестинация (место назначения) привлекает туристов, так как обладает такими характерными особенностями, которых нет в местах их постоянного проживания. Именно здесь возни­кает конкуренция между дестинациями, так как чем интересней территория с точки зрения возможностей увидеть и уз­нать больше нового, тем выше ее рейтинг среди дестинаций и, соответственно тем больше она посещается туристами;

2. иметь возможность для предоставления услуг, необходи­мых для удовлетворения потребностей туристов (причем обязательно такого качества, которое ожидает клиент). К ним в первую очередь относятся доставка (транспорт) до дестинации и обратно, обеспечение условий проживания, питания, организации досуга с соответствующим уровнем обслуживания;

3. обеспечивать эффективное функционирование информаци­онных систем (прежде всего компьютерного резервирования и бронирования), которые являются необходимым инстру­ментом деятельности дестинации на туристском рынке.

Таким образом, туристский регион (дестинация) – это тер­ритория, располагающая объектами туристского интереса и пред­лагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворе­ния потребностей туристов.

Типология туристских регионов, по мнению российского ученого М.А. Морозова, может быть представлена следующим образом:

1. крупные столичные города, которые привлекают туристов по многим причинам, в том числе как культурно-исторические и деловые центры;

2. туристские центры – это территории, имеющие высокую концентрацию туристских предприятий, хорошо развитую транспортную сеть, а также являющиеся привлекательны­ми для туристов с культурной, исторической, рекреацион­ной и научной точек зрения;

3. центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов (например, специаль­но построенные деревни викингов в Дании или музеи де­ревянного зодчества под открытым небом в Архангельске);

4. центры, специально построенные для туристов (например, тематические парки «Диснейленд», «Порт Авентура» и т.д.). Вся инфраструктура таких центров направлена исключи­тельно на удовлетворение всевозможных потребностей и интересов туристов.

Направляясь к цели своего путешествия (региону туристской дестинации), туристы на некоторое время (как правило, на не­сколько часов) могут остановиться в так называемом транзит­ном регионе (прежде всего в месте пересадки с одного транспорт­ного средства на другое). Его главная функция – предоставить туристам услуги предприятий питания. Однако туристы могут задерживаться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми распола­гает и они представляют определенный интерес для туристов.

Услуги туристам в том или ином регионе предоставляет ту­ристская индустрия – совокупность предприятий материально­го производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материальной базы туризма. Туристская индустрия яв­ляется важным элементом субсистемы «объект туризма». Одни из предприятий туристской индустрии предлагают потребителям исключительно туристские услуги, для других же туризм – толь­ко одно из направлений их коммерческой деятельности. Форми­рование, продвижение и реализация комплекса туристских услуг, объединенных общим целевым назначением, обеспечивается ту­ристскими предприятиями (туроператорами и турагентами), деятельность которых служит исключительно туризму и составля­ет основу его существования. Туристские предприятия в процессе своего функционирования взаимодействуют с производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными организациями, предприятиями питания и т.д.), для которых в большинстве слу­чаев обслуживание туристов является одним из направлений их коммерческой деятельности. Предоставлением услуг туристам занимаются также предприятия, обслуживающие все население туристского региона, хотя они удовлетворяют одновременно и потребности туристов (прежде всего это относится к предпри­ятиям торговли, связи, бытового и медицинского обслуживания, культурно-просветительским учреждениям и т.д.).

В состав туристской индустрии входят также государствен­ные и общественные организационно-правовые структуры, ре­гулирующие и координирующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия (инфраструктуру, информацию, безо­пасность, доступность и сохранение туристских объектов, фор­мирование туристской привлекательности и имиджа региона и т.д.) эффективного функционирования системы туризма.

Таким образом, туризм необходимо рассматривать в качест­ве самостоятельной социально-экономической системы, которая одновременно интегрирована в суперсистемы «общество», «экономика», «природная среда». Такой подход позволяет с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой определить характер взаимодействия с внешней средой.

Функции туризма. Манильская декларация по мировому туризму гласит: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и ихмеждународные отношения». Тем самым подчеркнуто все большее «вторжение» туризма в различные сферы жизни общества.

Туризму свойственен ряд функций экономического, социаль­ного и гуманитарного характера.

Экономическая функция туризма проявляется через спрос и потребление туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:

- основные;

- специфические;

- дополнительные.

Основные потребности туристов – это потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятель­ности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квар­тиры и т.д.) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности тури­стов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения.

Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки – потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании.

Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений.

Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Именно через потребителя туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

Таким образом, туризм развивает местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициирует приток валюты в страну, обеспечивает поступления в государственный и местный бюджеты, оказывает стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли, осуществляющие вспомогательные и сопутствующие по отношению к туризму виды деятельности (рисунок 18).

 

Рисунок 18 – Доля доходов, получаемых от туризма в различных отраслях экономики

Следовательно, можно говорить о прямом и косвенном влиянии туризма на экономику страны (региона).

Прямое влияние туризма – результат расходов туристов на покупку услуг и товаров туризма. При этом туристские расходы определяются как общая сумма потребительских расходов производимых посетителем или от его имени в ходе поездки и во время пребывания в месте назначения. К статьям туристских расходов в соответствии с рекомендациями ВТО относятся:

1. комплексные поездки, пакет услуг на отдых и комплекс­ные туры;

2. размещение;

3. питание и напитки;

4. транспорт;

5. рекреационные, культурные и спортивные виды деятель­ности;

6. посещение магазинов;

7. прочее (страхование путешествий, комиссионные сборы за обмен валюты и дорожных чеков, расходы по связи и т.п.).

Прямое влияние туризма понимается как результат вклада денег, полученных от туристов, в туристские предприятия, мате­риальное обеспечение работников туризма, создание новых ра­бочих мест. Расходы туристов повышают доход страны (регио­на), обеспечивают пополнение бюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятий туристской индустрии.

Косвенное влияние туризма на экономику известно под назва­нием эффекта мультипликации, который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в стране, (регионе). Расходы ту­ристов повышают доход туристского региона, что, в свою оче­редь, ведет к цепной реакции: расход – доход – расход и т.д. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы ту­ристов, нуждаются в покупке товаров и услуг других секторов ме­стной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строительных и коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей продовольственных товаров и др. Чем большая доля полученных от обслуживания туристов доходов за­трачивается в стране (регионе), тем выше эффект мультипликатора.

Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет совокупное воздействие туризма на экономику страны (региона). Оно проявляется через воздействие туризма на платежный баланс, занятость населения и региональное развитие.

Влияние туризма на платежный баланс выражается в виде
разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом.

Туризм оказывает существенное влияние на занятость населе­ния. По экспертным оценкам, число рабочих мест в туристской индустрии составляет более 200 млн. человек, или 8 % от общих показателей занятости в мире. В туристской индустрии стран Ев­ропейского союза занято 65 % всего работающего населения. По прогнозам к концу 2010 г. возникнет потребность в дополнитель­ных трудовых ресурсах от 2, 2 до 2, 3 млн. человек, а ежегодное уве­личение числа рабочих мест в туристской индустрии составит от 1 % до 5 %.

Большую часть трудовых ресурсов в туризме поглощают гос­тиничное и ресторанное хозяйство, транспортные предприятия, туроператоры и турагенты. Кроме того, помимо собственно ту­ристской деятельности по обслуживанию посетителей значи­тельного объема труда требуют предприятия сопряженных с туризмом отраслей экономики: торговли, строительства, связи и т.д. Поэтому реальная оценка занятости в туризме затруднена в силу разнообразных связей между ним и другими секторами экономики, а также из-за специфического характера труда в ту­ризме.

Основные особенности характера труда и структуры занято­сти в туризме заключаются в следующем:

1. неполная занятость;

2. сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;

3. значительный удельный вес неквалифицированных работ­ников (около 80 %).

Указанные особенности имеют как негативные, так и пози­тивные последствия. С одной стороны, они являются причине непопулярности рабочих мест в туризме (особенно в гостинич­ном и ресторанном хозяйстве) среди населения высокоразвитых стран и вызывают необходимость привлечения иностранной ра­бочей силы, что, в свою очередь, нередко обостряет социальные и демографические противоречия. С другой стороны, сезон­ность и неполная занятость являются в ряде случаев положи­тельными факторами, позволяющими включить в сферу труда и обеспечить дополнительными источниками дохода отдельные категории населения (например, студентов).

Туризм несет в себе глубокую социальную функцию. Дело в том, что научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и ком­пьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

«Социальная значимость туризма обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших потребностей челове­ка – восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил», – отмечается в Манильской декларации по мировому туризму. fi

Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту, предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

Гуманитарная функция заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой лично­сти. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира.

Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценно­стям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессио­нальных. Разнообразие тематики экскурсий и туров – деловые, конгрессные, познавательные, обучающие (языковые), экологи­ческие, приключенческие и др. – позволяет человеку реализовать свои запросы в сфере туризма.

Туризм способствует удовлетворению коммуникативной потребности человека – потребности в общении и обмене инфор­мацией. Увеличивается число туристских поездок с целью посещения друзей и родственников, установления гуманитарных и деловых контактов. Туризм играет важную роль в развитии мирных и дружественных отношений между народами, расширении межнациональных контактов.

Существенное место туризм занимает также в воспитании подрастающего поколения: расширении объема его знаний и интересов, формировании эстетических вкусов, отношении к обществу и окружающей среде.

Социально-гуманитарный характер туризма особо подчерки­вается в Глобальном кодексе этики туризма. Этот документ носит рекомендательный характер и адресован не только специалистам по туризму, но и государственным структу­рам, представителям средств массовой информации, а также непосредственно самим туристам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.