Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цветовая мифология, символика и аллегория.






Цвет у истоков культуры был равноценен слову и служил символом различных вещей и понятий. Затем символы входили в существующие мифы и по мере развития сознания передавались из поколения в поколение.
На Востоке - в Индии, Китае, Тибете символизация цвета появилась раньше, чем в Европе. Там в сложных символических системах цвет связывался с временами года, стихиями, сторонами света, животными. Процесс вербализации цветов во всех культурах и языках шел примерно одинаково: человек сначала называл черный и белый цвета, затем большинство народов - красный. В европейских культурах красное или белое означало добро, а черное - зло.
Самая широкая сфера, где использовался цвет, - это религиозные и магические обряды. Распорядители (жрец, колдун, лекарь и т.п.) и его участники одевались в одежду определенных, строго предписанных цветов, красили тело и лицо, пользовались предметами или животными соответствующей окраски (белый, красный и черный, иногда желтый и синий). Каждому цвету приписывалось определенное смысловое значение и магическая сила.
Белый - это цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет приумножения, очищения, приобщения к миру добрых духов (богов).
Белые животные или птицы у всех народов считались особыми, священными и использовались для жертвоприношений добрым духам или для освятительных обрядов.
Не менее почетное место в культуре первобытных народов занимал красный цвет. Он символизировал такие важнейшие для человека понятие, как жизнь, сила, энергия; он отличал все выдающиеся, возвышающиеся над обыденным — это цвет царей, богов, жрецов. Вместе с белым он образовал «жизнеутверждающую» пару, противостоящую черному как цвечу отрицания, зла и смерти. Красный цвет сопровождал человека от рождения до смерти, помогая ему бороться с болезнями и несчастьями, воодушевляя на большие свершения и войны. Новорожденных детей красили красной краской (целиком или только лицо), надевали на руку красную повязку, чтобы придать им крепкость и силу, а также защитить от злых духов.
В медицинской магии красный был самым употребительным цветом. Почти от всех болезней применялись красные амулеты, повязки, шнурки, привязываемые к больному месту. Также использовали контакты с красными птицами и животными.
У первобытных людей вожак племени или глава рода являлся также главным жрецом, отождествлялся с богом. Его рассматривали как дарителя жизни, пищи, благоденствия и здоровья, как главного воина и охранителя от зла. Поэтому он выделялся красным и белым цветами. Это самое распространенное и устойчивое сочетание цветов, присущие внешности царей, богов, жрецов. Устойчивость этого сочетания в значительной степени была связана с его эстетическими и психологическими воздействиями. В нем есть и яркость, и насыщенность, и контрастность — все то, что привлекает внимание, радует и возбуждает.
В греческой мифологии желтый - цвет Аполлона. В Китае желтый - цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император.
Кроме того, желтый - это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые «повязки позора». Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения.
Желтый цвет - цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные.
Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Сопряженные с ним значения — таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство, высокое происхождение (голубая кровь), правосудие (божье дело). У древних Египтян синий символизировал правду и истину. В связи с этим, особо ценился синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо — жилище Ра (верховного Бога Солнца). В римской мифологии этот цвет сопутствовал верховному богу Юпитеру и богине Юноне. Синий в почете на Западе и в Китае, где означает мужество, спокойствие, власть и силу. А вот в Японии он считается плохим цветом, так как символизирует подлость и низость. Синий также символизирует сомнение и депрессию. В христианском искусстве синий символизирует набожность, искренность благоразумие. У древних иудеев это цвет бога.
Так как зеленый цвет доминирует в растительном царстве, он является цветом весны, созревания, плодородия, природы, свободы радости, надежды(поскольку этот цвет символизирует наступление весны и обновление жизни), возрождения, молодости Зеленый часто символизирует непрерывность и даже бессмертие, когда, к примеру, мы говорим «вечнозеленый». В дохристианские времена зеленый цвет был символом плодородия.
В Древнем Египте зеленый был священным цветом, символом надежды, радости, весеннего обновления. Для китайцев зеленый — молодость. Для японцев — будущее, энергия. Для жителей Среднего Востока —плодородие, продолжение рода, сила. Зеленый означает избыток, процветание стабильность. Многие государства выбрали для своих денег зеленый цвет. в западных странах зеленый ассоциируется с надежностью, безопасностью и дозволенностью.
Белому и красному - позитивным жизнеутверждающим цветам - противостоял черный, изображающий зло, темноту, страдание, несчастье, болезнь, смерть.
В раскраске ритуальных масок и предметов, убранстве жертвенных животных, в одежде жрецов наряду с белым и красным большей частью присутствовал и черный цвет. Это говорит о том, что иногда черный цвет выступал в позитивной роли.
В процессе дальнейшего развития человечества мифологизм мышления постоянно сменялся рационализмом. Произошло усложнение общественных отношений, наука стала постепенно занимать место религии. Начался процесс замены символов менее масштабными понятиями - аллегориями – условными обозначениями. Аллегория обычно выбирают из множества символических значений одно (красный - кровь, синий - небо).
Развитие аллегорий шло под влиянием дифференциации общества примерно с X1V-XVI веков, и ведущую роль в нем играли уже не биологические, а социальные факторы. Если мифы порождались общечеловеческим сознанием - национальным или культурным, то аллегория - классовым и групповым. Поэтому аллегории, например, рыцарства отличались от монашеских, а те, в свою очередь, - от крестьянских. Наиболее распространенные современные отечественные аллегории - «белая ворона», «розовые очки», «черный юмор».
Потребность в аллегориях значительно увеличивается в периоды резкого раскола общества и противостояния его частей друг другу. Недаром большое количество аллегорий появлялось во времена войн или политических катаклизмов (гражданская война, разбившая народ на белых, красных и зеленых), и сейчас мы используем цветовые аллегории для определения политической, культурной или сексуальной ориентации окружающих: «красные», «коричневые», «зеленые», «голубые», «розовые».
Аллегория проявляла себя в основном на бытовом уровне. Так, при дворах итальянских феодалов дамы и кавалеры изощрялись в изображении цветовых языков, которые были понятны только им. Например, белое с красным означало «любезность и достоинство», а белое с голубым — «лояльность и достоинство».
Процесс измельчания семантики цвета достиг следующей ступени вербализации - метафоры, которая представляет собой словесный образ. Это уже порождение индивидуального сознания. Смыслы цвета определяются здесь очень узко - только для одного стихотворения, картины и т.д., а в другом произведении тот же цвет может иметь совсем иное значение (поэзия Б. Ахмадулиной и проза В. Набокова).
В нашем веке интерес к мифу и символу и сопутствующему им цвету возрождается вновь: дойдя до абсолютного индивидуализма, представленного в словесных образах, человек начинает выражать то общее, что свойственно всем людям.

8. Цвет как фактор зрительного комфорта и психологического воздействия
Для обеспечения оптимальных условий функционирования органа зрения следует придерживаться определенной системы соотношения яркости: нижняя зона помещения - относительно темная (р=0, 4-0, 3), средняя зона светлее (р=0, 5-0, 7) и верхняя - самая светлая (р=0, 8-0, 9). Такое распределение яркости наиболее привычно для человеческого глаза, так как оно наблюдается и к естественной среде. Слишком светлый пол вызывает впечатление хрупкости и непрочности. Следует избегать больших яркостных контрастов. Стену с окнами желательно окрашивать как можно светлее, чтобы простенки меньше контрастировали по яркости с окнами.
Если в помещении рассматриваются какие-либо объекты, необходимо обеспечить условия для их наилучшего восприятия. Светлые объекты лучше различимы на темном фоне, а темные - на светлом. В производственных зданиях яркостный контраст между объектом и фоном регламентируется общими и отраслевыми санитарно-гигиеническими нормами. Цвет фона для хроматических объектов выбирается обычно контрастным к цвету объекта, но может быть также ахроматическим соответствующей яркости. Конкретно этот вопрос решается в зависимости от объекта.
Если глаз вынужден долго фиксировать какой-либо объект, следует дать ему возможность отдохнуть на контрастирующем цветовом пятне. Если рабочий объект лишен хроматических цветов, следует вводить цветные пятна в окружение, не только в виде окраски поверхностей, но и в виде декоративных элементов. Иногда для снятия цветового утомления целесообразно использовать специальные экраны, трансформируемые и переносные. Такие устройства встречаются в ткацком, красильном и швейном производствах, где приходиться иметь дело с объектами насыщенной окраски.
Полный ахроматизм так же утомителен для глаза, как чрезмерная насыщенность цвета или пестрота. Исходя из условий физиологического комфорта, следует выбирать оптимальное в данной ситуации количество цветов. При этом следует учитывать, что утомляющее действие цвета зависит главным образом от насыщенности пятна и угла его восприятия. Утомляющее воздействие оказывает также большой контраст - и хроматический, и яркостный.
Физиологически оптимальными цветами являются средневолновые - от желтого до голубого. Любой объект I группы можно запроектировать, не выходя за пределы средневолновой гаммы. Применение коротковолновых и длинноволновых цветов уместнее в объектах II и III классов.

Цвет как фактор психологического воздействия
Цвет в интерьере всегда был могучим средством воздействия на душу человека, на его настроение и поведение. Приступая к проектированию цветового климата, необходимо решить, какой должна быть общая цветовая гамма в данном интерьере - возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Этот вопрос решается в зависимости от характера производственного процесса или от художественного замысла.
Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психологический тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями. Необходимо пояснить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов.
Тонизирующие цвета применяются в любой производственной обстановке или общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно поддерживать в нем деловую бодрость и работоспособность. К тонизирующим цветам относят оранжевый, желтый и некоторые зеленые. Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, для дневного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый цвет также является тонизирующим цветом, но область применения его ограничена по эстетическим причинам.
Успокаивающие цвета-зелено-голубые, голубые и синие -применяются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальных, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или аудиториях, иными словами, там, где требуется успокоить нервную систему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые помещения (кабинеты администрации, приемные, вестибюли административных зданий). Чаще голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях, горячих цехах).
Во всяком помещении имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы. В заводских цехах - шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т.д.; в учебных аудиториях -многолюдье, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток кислорода; в коридоре - избыточная длина помещения и недостаток естественного света и т.д. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами.
В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски. В шумных помещениях желательно применение холодных и малонасыщенных цветов. В помещениях с избыточной влажностью рекомендуют применять белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками. К белому можно дополнить голубой и зеленый цвета, и подчеркнуть черными акцентами. В пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются.
Запах можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным психологическим воздействием. Так при выделении сладких запахов лучше применять «горькую» гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным. При горьких запахах рекомендуют применять теплую гамму; а при очень неприятных запахах применяют максимально гигиеническую гамму: белый, светло-голубой, светло-серый.
В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. При большой психологической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений. Мельтешение в поле зрения можно сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское пятно.
Любой цвет в зависимости от ситуаций может быть и прекрасным, и безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть — элегантнейший материал, а серая масляная окраска стен наводит на грустные мысли.
Для всякого интерьера существуют цвета, использование которых может вызвать негативный психологический эффект, например, во всех помещениях медицинских учреждений неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать коричневый, терракотовый. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых помещениях не рекомендуют применение розовых цветов, так как они внушают, несерьезные и неделовые эмоции.

9. ХАРАКТЕРИСТИКА КРАСНОГО, БЕЛОГО И ФИОЛЕТОВОГО ЦВЕТОВ. Красный Это древнее общеславянское слово, которое означает «красивый» или «прекрасный».В древности на Руси слово «красный» означало красоту физическую, красивую, привлекательную внешность. Затем оно стало определять красоту предметов, явлений природы и общественной жизни. Позже это слово вошло в религиозно-ритуальную литературу, означая качества положительные, с точки зрения христианской морали, - «достойный», «почетный» и даже «святой». В бытовой речи оно еще значило «светлый», «яркий». Прилагательное «красный» вплоть до XVIII века употреблялось как слово, выражающие разнообразные положительные качества: красивый, прекрасный, привлекательный, превосходный, великолепный, драгоценный, отличный, отменный. И только потом оно стало означать цвет красной краски.В основе физиологического воздействия красного цвета лежат таке его свойства, как физическая активность и возбуждение, а его природные ассоциации - кровь, огонь.На чисто физическом уровне этот цвет связан с возбуждением, на физиологическом - с сексуальностью, на эмоциональном - со страстью, на высшем сознательном - с любовью.Красный, как цвет активности и действия, служит символом силы и власти, недаром цари, императоры и короли носили красную одежду. Однако стоить знать, что этот цвет символизирует лишь физическую силу и активность, он лишен духовности. Белый. Восприятие этого цвета, первого, отличаемого человеком, связано с двумя понятиями - свет и начало. Оба эти понятия тесно связаны с рождением человека: это и начало его жизни, и свет, который он в тот момент еще не видит, но уже ощущает. Эти ощущения идут из глубин коллективного бессознательного, будучи заложенными в каждом из нас. Белый цвет ассоциируется с такими понятиями, как чистота, пустота и освобождение от прошлого. Любое начало - это умирание старого, освобождение от прошлого и появление чего-то нового. В жизни это проявляется в ритуальном наряде невесты. Белый цвет подвенечного платья символизирует переход девушки в новое качество - в женщину. Он означает одновременно чистоту и целомудренность новобрачной, начало жизни новой семьи.Белый цвет - это ясность, бесстрастие и рациональность, мудрость. Первые два понятия связаны между собой, ибо ясность сознания и мышления наступает при полной бесстрастности. Ясность, бесстрашие и мудрость, соединенные с добром, сливаются в понятие духовности и в ее высшее проявление - святость.Холод и пустота — это ассоциации, которые вызывает белый цвет основаны на чисто физических ощущениях.Цвет траура у китайцев и японцев — белый, означает одновременно конец и начало.В древние времена и в Средневековье белый цвет ассоциировался больше с неэмоциональными понятиями - бесстрастием, безмолвием, холодом, светом и ясностью. В новое время появилось новее значение этого цвета - радость. Фиолетовый. Этот цвет получается смешением двух цветов: холодного, логического, рационального синего и активного, энергичного, бессознательного красного. Такая смесь порождает скрытое возбуждение, внутреннее напряжение, воздержанность и тайну. Этот цвет уходит от голого рационализма синего и содержит в себе чувственность и интуицию, поэтому считается цветом мистики, магии. Фиолетовому свойственны благородство и консерватизм.


10.ХАРАКТЕРИСТИКА СИНЕГО, ОРАНЖЕВОГО И ЧЕРНОГО ЦВЕТОВ
Синий Синий цвет (компенсирующий оранжевый) очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос и соответствует планете Юпитер. Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу Синий цвет. Символизм этого цвета имеет корни в природе - это прозрачная вода, чистое небо. Его основные психофизиологические свойства - успокоение и удовлетворение - лежат в основе таких вызываемых им ассоциаций, как освобождение, мир, спокойствие. Высшими понятиями, символизирующими этот цвет являются вечность и бесконечность.
. Оранжевый. Соединяет в себе черты красного и желтого цветов. Это самый теплый цвет хроматического круга и самый энергетичный. Основные понятия, образуемые желтым цветом, исходят из тех ощущений, которые он вызывает: тепло, жар, зной. Это эротическая страсть, более утонченная и одухотворенная, чем физиологическая сексуальность красного цвета, это радость и творческие способности.
Черный. Этот цвет ассоциируется в психике человека также с двумя основными понятиями - конец и тьма. Можно проследить целую цепочку ассоциаций этого ряда: тьма, неизвестность, тайна, будущее. Тьма дает начало неизвестности, а вместе они рождают страх. Всегда неприятности для человека появлялись из темноты и сопровождались страхом и тревогой. Поэтому цепочка: черный, тьма, неизвестность и страх сильно укоренена в нашем бессознательном.
Другой ассоциативный исток Черного - понятие «конец» -связан с завершением, окончанием, а также с абсолютным поглощением чего-либо.
Черный цвет часто ставится символом не столько смерти, окончания, сколько отрицания, протеста и оппозиции к происходящему. Недаром черный цвет предпочитают агрессивные упрямцы, оппозиционеры, разбойники и анархисты (недаром это цвет пиратского флага, партии анархистов, гитлеровских чернорубашечников и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.