Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г.А. Зюганов. Уроки жизни.

От автора.

Какие бы тучи ни клубились над нашей страной, какие бы новые " перестройки" ни готовили россиянам недруги нашего Отечества, я был, есть и всегда останусь верным сыном той Великой России, мощь и слава которой добыта трудами и доблестью десятков поколений наших отважных и трудолюбивых предков.

На долю моих современников выпала нелегкая судьба. Мы сражались и трудились, любили и растили детей, мечтая о России, в которой не будет голодных и бездомных, униженных и оскорбленных. России, в которой не страшен завтрашний день. Где не стреляют в своих братьев, и не льется кровь межнациональных конфликтов. Где защита Отечества считается доблестью и святым долгом, а материнство приносит только радость и утешение. Где детство безмятежно и светло, а молодежь жаждет богатства духовного, отвергая соблазны потребительства и индивидуализма. Где отцы семейств спокойны за свой очаг и за будущее своих детей...

Мы не успели построить такую Россию. Нам помешали, нас предали... И все же - это наша вина. Это наша беда. Но это - и наш неизбежный долг перед Отечеством. Значит, пока мы не исполним его до конца, мы обязаны бороться. Ибо если не мы, то кто?

Я, как и миллионы моих соотечественников, хочу внести свой посильный вклад в дело российского возрождения. Я хочу, чтобы мой голос услышали те, кому небезразлична судьба России. Ради этого я живу. Ради этого я пишу свои книги.

Я верю - мы победим!

1. Держава.

Ясно: жизнь заставляет нас быть умнее и зорче. Надо вглядеться в свою собственную историю и понять мировое значение тысячелетней российской государственности, вникнуть в глубинный ее смысл, из века в век вдохновлявший наших предков на труды и подвиги державного строительства. " Порвалась связь времен" - вот, говоря словами шекспировского героя, нынешняя роковая болезнь России. Восстановить сию священную связь - наш главный, первейший долг...

НЕДРУГИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА торжествуют. Некогда единое и могучее государство корчится в муках. " Демократы" всего мира льют слезы умиления, ликуют и празднуют крушение последней империи, стоявшей на пути " прогресса и цивилизации", но теперь, наконец-то, поверженной в прах.

А что же сами народы, освобожденные от " имперской тирании"?

На обломках великой и славной державы убивают друг друга таджики, грузины и абхазы, осетины и ингуши, молдаване и гагаузы, русские и чеченцы, армяне и азербайджанцы. Обуреваемые раздорами, новоиспеченные " независимые государства" медленно погружаются в бездонную пучину экономического хаоса и духовного распада. Такова цена мифической " свободы" - цена доверчивости, беззаботности и безрассудства, с одной стороны; предательства, властолюбия, хитрости и злобы - с другой. Это только начало платы, и одному Богу известно, что ждет нас впереди.

Ясно: жизнь заставляет нас быть умнее и зорче. Надо вглядеться в свою собственную историю и понять мировое значение тысячелетней российской государственности, вникнуть в глубинный ее смысл, из века в век вдохновлявший наших предков на труды и подвиги державного строительства. " Порвалась связь времен" - вот, говоря словами шекспировского героя, нынешняя роковая болезнь России. Восстановить сию священную связь - наш главный, первейший долг...

Смысл российской государственности.

С МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ в XV веке единого и централизованного Московского царства, закономерного преемника древней Киевской Руси, государственность России мужала и восходила " из силы в силу" как государственность имперская. Да и из катастрофы 1914-1917 годов, обнаружившей полный крах выработавших свой " ресурс" господствующих классов, утрату ими государственного инстинкта, наша страна выходила и вышла именно в той мере, в какой в ее государственности на новой социальной основе возрождались державные начала.

А ныне империю не ругает только ленивый. Ее полощут на всех перекрестках, изливают потоки желчи и яда, клеймя ненавистное им " имперское мышление" и " имперское прошлое" нашего народа. Стоит задуматься: а в самом деле, почему они так панически боятся нашего единства, добровольного воссоздания обновленного союзного государства? Чем так ненавистна им традиционная форма державного устройства страны? Каково духовное, политическое, экономическое, национальное содержание самого этого понятия? Ответив на эти вопросы, мы сумеем уяснить многое из того, что столь усердно прячут от нас нынешние хозяева России за дымовой завесой телевизионного вранья и квазинаучной " придворной" политологии...

Империя, держава, говорят нам, - это всевластие чиновничьей бюрократии, удушающей цензуры и отсутствие элементарных свобод. Это насилие над национальными чувствами, презрение к человеческой личности, попрание норм естественного людского общежития...

Ложь! Империя - исторически и геополитически обусловленная форма развития Российского государства. Это, говоря словами русского ученого прошлого века В.И.Ломанского, " чертеж великой державы, обнимающей множество разнообразных племен и народов, связанных единством общей и высшей культуры, сознанием равенства всех перед законом и верховной властью, пользующихся широкими началами местного самоуправления".

Россия издревле сознавала себя преемницей и хранительницей имперского наследия. " Москва - третий Рим" -так предельно сжато означил многовековую преемственность русской государстве.нной идеи инок Филофей еще на рубеже ХУ-ХУ! веков.

Первая империя мира - державный Рим - пала под натиском варваров, но не погибла, возродившись в Византии, столица которой - Константинополь - стала вторым Римом средних веков. Однако в пятнадцатом столетии пала и она, сокрушенная полчищами султана Махмеда II Фатиха. С этого момента русские государи являются естественными преемниками римских и византийских кесарей, а Россия - продолжательницей вселенской имперской традиции. Такова вкратце " геополитическая доктрина" Филофея, легшая в основу российского державного самосознания на многие века вперед.

Когда после победы над Швецией в длительной, кровопролитной войне и заключения Ништадтского мира Сенат и Синод обратились к Петру I с просьбой официально принять на себя титул Императора Всероссийского, царь сослался на имперскую преемственность русской государственности как на нечто само собой разумеющееся. Во многих областях русской жизни Петр, снедаемый жаждою новшеств, отступил от древних традиций, но здесь - понимая особую их важность - сохранил и приумножил.

Стоит ли сегодня отказываться от такого исторического преемства, доставшегося России ценой трудового и ратного героизма десятков поколений наших предков, помноженного на государственную мудрость и политическую предусмотрительность верховной власти?

По мысли позднейших истолкователей тезиса " Москва - третий Рим", историческое движение от Рима через Византию к Москве ознаменовало собой последовательное становление трех главных начал имперской государственности:

римское правовое, властное единство было обогащено византийским духовно-нравственным, христианским единством и, наконец, получило завершение в народном единстве Московской Руси - России. Это и нашло отражение в формуле " Самодержавие. Православие. Народность", выдвинутой полтора века назад министром просвещения С.С.Уваровым.

Эта формула еще тогда была подвергнута резкой критике, причем не только " слева" - со стороны представителей " западничества", но и " справа" - со стороны славянофильского течения общественной мысли. В конкретной ситуации 30-40-х годов прошлого столетия в ней справедливо усматривали отчетливую консервативно-охранительную тенденцию, направленную на защиту отживающего абсолютистско-дворянского строя и, в первую очередь, крепостного права, серьезно тормозившего экономическое развитие державы

Однако нельзя не видеть и того, что наряду с конкретным классовым и сословным содержанием это триединство обладает и более широким культурно-историческим смыслом доступным переводу на язык современной политической аналитики, - смыслом злободневным и поучительным.

Он отражает существенные инварианты, пронизывающие собой различные и даже противоположные по своей форме периоды развития российской государственности. В иную историческую эпоху они нашли выражение в таких, например, формулах, как " союзное многонациональное государство" с " единой и направляющей силой" во главе;

" морально-политическое единство советского общества";

" советский народ как новая историческая общность".

Как и уваровские, эти формулы можно и нужно было критиковать, поскольку из общих принципов, направленных на отстаивание общегосударственных интересов, они превращались в апологетику стоящего в данный момент у власти узкого партийно-номенклатурного слоя, все более начинающего отрываться от действительных нужд народа и государства. Здесь вся сложность - провести четкую грань между общим принципом и его конкретно-историческим облачением.

Державный ключ Руси Великой.

ВДУМАЕМСЯ В СУТЬ российского державного девиза прошлого века, имея в виду широкую перспективу общенародного, общенационального, общегосударственного интереса, и зададимся вопросом: многие ли сегодня понимают и чувствуют, обладателями какого грандиозного наследия мы являемся и как нам жизненно необходимо научиться им пользоваться, обогатить его современным опытом, модернизировать применительно к новым реальностям, гармонично и ненавязчиво вплести в ткань нынешней народной жизни?

Самодержавие. Строго говоря, это есть принцип государственного устройства, предполагающий полную суверенность и политическую самостоятельность в сочетании с ее осознанными державными целями. Самодержцами стали называть себя русские великие князья именно после того, как Россия окончательно превратилась в независимую от иноземных влияний страну. На долгие столетия самодержавие превратилось в единственно возможный принцип собирания страны, отличающийся исключительным разнообразием.

Православие. Отвлеченно рассуждая, любая политическая или общественная форма обретает устойчивость, прочность, волю к жизни и способность к развитию, к борьбе за свое существование лишь тогда, когда она осмыслена и воодушевлена великой Идеей, благородным Идеалом. Для России такой движущей силой явилось стремление воплотить в своем бытии идеалы праведности и любви, милосердия и сострадания, веры и верности. С древнейших времен оно получило свое отражение в самоназвании страны - Святая Русь.

Вера, совпадающая с природными особенностями народа, соответствующая его стремлениям и образу жизни, придает народной стихии неиссякаемую внутреннюю прочность, жизненную устойчивость и деятельную энергию. Во многом именно вековая инерция российских нравственных ценностей помогла нашему народу сохранить себя посреди неимоверных тягот и невероятных испытаний, выпавших на его долю за последнее столетие.

Да и в нынешних условиях невиданного падения нравственного уровня общества, разгула аморализма, разврата и культа насилия разве не нуждаемся мы в том, чтобы в наш быт вернулись понятия совести и чести, бескорыстия и душевности, жертвенности и патриотизма? Разве нам не нужна крепкая семья, построенная на основах добра, взаимной любви и уважения?

Народность. Бытовавшая у нас вульгарная социология почти отучила осмысливать действительность в категориях общенациональных интересов, рассматривающих народ как соборную силу, а не только как арену борьбы противостоящих Друг Другу социальных групп. Особенно сегодня, когда страна все больше напоминает проржавевшую атомную бомбу замедленного действия, каждому необходимо понять, что братоубийство гражданской войны не может быть оправдано никакими теоретико-идеологическими изысками, благими намерениями или красивыми фразами о суверенитете.

Наша тысячелетняя история была слишком тяжела и сурова, чтобы не сделать из нее таких выводов.

Революция 1917 года стала закономерным результатом всеобъемлющего кризиса, поразившего основы государственной жизни и национального самосознания. Самодержавие постепенно, но неуклонно вырождалось в режим всевластия космополитической чиновничьей бюрократии, непробиваемой стеной отделившей верховную власть от народной толщи, в которой росло глухое недовольство. Народность, как основополагающий принцип общенациональной солидарности, пала под напором безмерных политических амбиций партийных лидеров и националистических региональных элит.

Грандиозный по своему размаху и страшный по ожесточению революционный напор вздыбил огромную страну. Вселенский масштаб происходящего определил его крайнюю сложность и противоречивость, величие и непоследовательность. Благороднейшие по своей форме лозунги становились катализаторами братоубийственной бойни, благие стремления и возвышенные порывы переплетались в революционном хаосе с взрывами классовой, национальной и религиозной ненависти.

Героизм и предательство, подлость и жертвенность, величие и низость, патриотизм и русофобия слились в единый огненный поток, прокатившийся по землям России " от финских хладных скал до пламенной Колхиды". Но с самого начала - и в пылу борьбы, и особенно после ее окончания - в стане победителен все яснее и четче обозначались разные подходы к будущему страны.

Для одних Россия, независимо от названия - СССР, несмотря ни на какие идеологические изменения, революции и войны, оставалась Отчизной, любимой, родной страной, на благо которой в меру своего разумения они собирались трудиться, используя завоеванную в гражданской войне власть. Для других она была лишь порцией хвороста в костре мировой " перманентной" революции, плацдармом для подготовки новых международных катаклизмов, полигоном для бесчеловечных экспериментов, неисчерпаемым резервом сырья и " человеческого материала".

Первые устремились восстанавливать разрушенное, парализованное хозяйство, налаживать продовольственное снабжение, модернизировать экономику, строить новые заводы, возрождать вооруженные силы. Вторые подписывали зверские приказы о поголовном " расказачивании", тысячами уничтожали заложников, пропагандировали " расстрелы как метод воспитания", организовывали концлагеря, хладнокровно морили голодом миллионы людей и взрывали национальные святыни. Внутрипартийная борьба этих двух группировок, то ослабевая, то разгораясь с новой силой, не прекращалась ни на миг, затянулась на долгие десятилетия, составила своеобразную фабулу советского периода истории России и в решающей мере предопределила драматические события ее последних лет.

Союз нерушимый...

С МОМЕНТА СВОЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ новое государство вело жизнь, полную противоречий. С одной стороны, огромная историческая инерция российской государственности и державная традиция национального самосознания неуклонно подталкивали Советский Союз к принятию на себя той геополитической роли, которую на протяжении долгих веков играла историческая Россия. С другой стороны, неоправданно резкий разрыв тысячелетней государственной и духовной традиции, безоглядное очернительство прежних идеалов и безудержный нигилизм по отношению к национальным ценностям народной жизни крайне отрицательно сказывались на развитии страны.

Складывалась парадоксальная ситуация, когда плоды героического народного труда, его созидательного, творческого энтузиазма, позволившего в кратчайшие сроки превратить обессилевшую, разоренную гражданской войной страну в индустриально развитую, технологически передовую державу, ставились под угрозу заданностью идеологического доктринерства, сознательной, злонамеренной русофобией внутрипартийных группировок, кощунственной кампанией по " расхристианиванию" России и огульному охаиванию ее великого прошлого.

Миллионы патриотов стояли у станка, сеяли хлеб, проектировали корабли и самолеты, без отдыха трудились в дальних научных лабораториях и воинских гарнизонах, сберегали в уцелевших церквах и храмах святыни богатейшего духовного наследия, писали книги и стихи, жили - не щадя и не жалея себя - для России и во имя России. И в то же время лукавые ревнители псевдокоммунистической " девственности" со всех трибун оплевывали понятие национального патриотизма, клеймили " великорусский шовинизм", требовали упразднить, как " реакционное", само понятие русской истории. Попытки решительно изменить соотношение сил не удавались ни одной из сторон, и только к концу 30-х годов и особенно с началом Великой Отечественной войны обстановка существенно изменилась.

Страшная по своему размаху и кровопролитности, эта война на время отодвинула на второй план все вопросы, кроме одного, самого главного, решающего: быть или не быть самостоятельной, независимой державе, быть или не быть русскому народу как жизнеспособному этническому субъекту, самобытному национальному, культурному и духовному организму? Тогда, перед лицом смертельной опасности всем было ясно, что именно от решения этого вопроса зависит будущее Европы и мира, не говоря уже о возможностях выживания десятков и сотен народов, племен и этнических групп, входивших в состав Советского государства.

В этих условиях возврат и обращение к чувству глубокого и искреннего народного патриотизма, к историческим традициям России сотворили чудо.

Фашисты недооценили " силы и возможности Советского государства, могущественные потенциальные и духовные силы народа, - писал в своих всемирно известных воспоминаниях великий русский полководец Георгий Константинович Жуков. - Ход и исход войны показал решающую роль в ней народных масс".

В момент высочайших испытаний партия, теснейшим образом сливаясь с воюющим народом, опираясь на его духовную мощь и державные традиции, проявила лучшие свои организаторские и политические качества У коммунистов тогда была одна привилегия - первыми подниматься в бой и быть первыми расстрелянными или повешенными, если попадали в плен.

В области внутриполитической в это время наметился осознанный поворот к национальным ценностям, отказ от доктринерских мифов, от русофобии, от оголтелой антицерковной кампании. Именно эти перемены легли в основание еще одного чуда - невиданно быстрого восстановления народного хозяйства, разоренного войной.

Прошло всего несколько лет, и грянула хрущевская " оттепель", которую, несмотря на некоторые позитивные результаты, можно с полным основанием назвать репетицией сегодняшней " перестройки". Как и сейчас, режиссеры цинично воспользовались тогда народной доверчивостью и стремлением к справедливости. Под аккомпанемент речей о необходимости реабилитации жертв политических репрессии что само по себе было крайне необходимо, духовные потомки всех ненавистников России сумели свернуть, заморозить едва начавшийся процесс национального российского возрождения.

Более того, как период хрущевского правления, так и последовавшая за ним эпоха " застоя" были умело использованы ими для всемерного восстановления и укрепления своих позиций во всех звеньях управленческо-информационных структур. С другой стороны, в партийных низах и среди значительной части руководящих работников продолжали укрепляться и зреть государственно-патриотические убеждения, росло понимание того, что без опоры на наше великое тысячелетнее наследие мы будем лишены будущего. Всецело устремленный в это будущее гениальный космический конструктор Сергей Павлович Королев так сформулировал свой наказ дочери в день ее совершеннолетия: " Всегда люби наш народ и землю, на которой ты выросла".

К середине восьмидесятых годов в партии объективно сложилась такая ситуация, когда " смена поколений", которая должна была естественным путем произойти в ближайшие годы, с неизбежностью привела бы к власти политиков новой формации, тяготевших к исторически преемственным, национально-государственным державным идеалам. Несложно представить, как пугала такая возможность наших внешних и внутренних недоброжелателей. Были задействованы все возможные варианты " аппаратных игр", включены в дело все " агенты влияния". Результат... Сегодня он уже не требует комментариев.

Ожесточенность этой ненависти удивляла даже русскую эмиграцию, обычно сдержанно относившуюся к успехам СССР и успевшую, казалось, уже ко всему привыкнуть за долгие десятилетия жизни на " свободном" Западе. Иван Алексеевич Ильин, выдающийся философ, публицист, политолог и аналитик, хорошо знавший европейскую действительность, писал в 1949 году: " Живя в дореволюционной России, никто из нас не учитывал, до какой степени организованное общественное мнение Запада настроено против России... Западные народы боятся нашего числа, нашего единства, нашей возрастающей мощи (пока она, действительно, вырастает), нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и церкви, наших намерений, нашего хозяйства и нашей армии...

Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы " цивилизовать" ее по-своему; угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее; реакционная, религиозно-разлагающаяся, чтобы вломиться в нее с пропагандой реформации или католицизма; хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на ее " неиспользованные" пространства, на ее сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры и концессии",

Нынешний коррумпированный режим национальной измены все это уже почти осуществил! Немудрено, что Запад его так нежно любит...

Что день грядущий нам готовит?

ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ войны научно-техническая революция вплотную подвела человечество к технологическому рубежу, позволяющему обеспечить глобальный всесторонний контроль над его развитием. Возможности существующих сегодня систем информации и управления достаточны для того, чтобы эффективно координировать развитие мировой цивилизации по всем важнейшим параметрам: от идеологического и политического до хозяйственного, демографического и экологического.

Нет ничего удивительного, что это вызвало резкую активизацию транснациональных, космополитических сил, стремящихся реализовать такие возможности в конкретной геополитической форме мирового сверхгосударства. Эта суперструктура должна, по замыслу их разработчиков, постепенно поглотить национальные суверенные государства. В крупных державах сперва стимулируются процессы, дробящие единую государственность на мелкие куски, которые легче " переварить". В итоге все страны, по мере утери самостоятельности, включаются в поле общего политического влияния в качестве периферийных элементов, своеобразных ретрансляторов воздействий и команд, исходящих из единого управляющего центра.

Практическая работа по созданию такого центра началась давно.

К чему сводятся последствия этого для России? В самых общих чертах они сводятся к следующему.

В области экономической. Сегодня ясно, как никогда, что сырьевые запасы Земли отнюдь не бесконечны. Они весьма ограниченны, и расчеты показывают, что попытки России или развивающихся стран выйти на уровень энергопотребления, который обеспечивает " золотому миллиарду" проживающему в так называемых развитых странах, высокий стандарт жизни, неизбежно кончится грандиозным мировым экономическим кризисом и экологической катастрофой Для того, чтобы мир развивался гармонично, Запад должен пойти на неизбежные самоограничения. Это единственная возможность заровнять разверзающуюся пропасть, отделяющую горстку сверхбогатых государств от остального человечества. Излишне говорить, что такая перспектива расценивается Западом, по крайней мере в ближайшее время, как малоприемлемая. Именно поэтому развитые капиталистические страны с готовностью поддерживают идею создания " нового мирового порядка" (НМП), в рамках которого они надеются удержать и закрепить свое лидирующее положение.

Модель единого мирового хозяйства в рамках НМП предусматривает с этой целью разные уровни потребления для ее составных частей. Определенные регионы будут процветать и дальше, развитие же других будет искусственно заморожено. Надо ли уточнять, в какой разряд попадет Россия при таком " разделении труда"?

В области военно-политической. Неравномерность уровня жизни будет закономерно служить источником бесконечных конфликтов. Их локализация и подавление потребуют применения военной силы. С каким цинизмом и жестокостью будет " международное сообщество" это проделывать, любой непредвзятый наблюдатель может понять на примере кровавых бомбежек Ирака и карательных рейдов НАТОвской авиации в Сербии.

Только в 1993 году ООН проводила более десятка операций " по поддержанию мира". Численность международного " миротворческого контингента" вышла далеко за рамки ста тысяч. Характерно, что уже не раз звучали призывы к его использованию на территории бывших республик СССР. Есть все основания утверждать, что после ликвидации Советского Союза ООН стремительно теряет функции гармонизатора отношений, превращаясь в орудие становления геополитической диктатуры. Этой же цели служит и расширение НАТО на восток, вплотную приближающее военную инфраструктуру альянса к границам ослабленной России.

Последствия всех этих событий тем более опасны, что находящийся сегодня у власти режим национальной измены скорее всего станет покорным проводником иноземных влияний в любой конфликтной ситуации, которая может возникнуть в России. Это, впрочем, легко объяснимо: нашу самопальную " псевдоэлиту", состоящую из беспринципных властолюбцев и коррумпированных нуворишей, влечет и манит возможность повысить свой статус, войдя (или вползая) в транснациональный космополитический правящий класс, прослойку новых " господ мира", стоящих у руля управления " международным сообществом".

В области национальной и культурно-духовной. Управление человечеством из единого центра невозможно без предельной унификации и стандартизации процесса. Стремление обеспечить в этой области наибольшую эффективность обязательно приведет к решению свести до минимума местные особенности управляемой среды. В переводе на простой язык это значит, что под угрозой полного уничтожения окажутся национальная и культурная самобытность народов, их духовное, историческое, религиозное своеобразие.

Соответственно будут предприняты меры, да они уже и предпринимаются у нас в России, чтобы навязать всем без разбора " общечеловеческие ценности". В области религиозной, например, перспективы этой деятельности связаны с экуменическим движением, в области культурной - с ее безудержной коммерциализацией.

Унификации при таком подходе подлежит и этническое разнообразие мира, и численность населения того или иного региона " Неперспективные" в глобальном плане народы или те, чья численность превышает расчетный предел, определяемый минимальным уровнем потребления, неизбежно должны подвергнуться планируемому сокращению. Это легко сделать, регулируя условия жизни, - и никаких тебе лагерей и газовых камер. В России, во всяком случае, вот уже пять лет кряду население сокращается, и это конкретный пример того, как экономическими " реформами" можно регулировать демографические процессы...

Что же ждет нас в ближайшем будущем? В принципе имеются два возможных варианта поведения в сложившихся условиях. Первый - принять навязанные нам правила игры и бороться за увеличение жизненных " квот" в рамках мондиалистской схемы мирового развития. Это значит, что предстоит смириться с грядущей утерей политического и экономического суверенитета, с безвозвратным разрушением тысячелетней российской духовности и культуры, с вопиющей социальной несправедливостью и превращением страны в ударный плацдарм " нового мирового порядка". Взамен - возможность биологического выживания для большей части населения, сносное существование для незначительного " квалифицированного" меньшинства и роскошь " мировых стандартов" для компрадорской верхушки, выполняющей роль надсмотрщика над своими соотечественниками.

Второй вариант предполагает, что Россия примет тот исторический вызов, перед лицом которого оказался сегодня наш народ, не смирится с грядущим порабощением и попытается вернуть себе прежнюю державную роль - роль гармонизатора различных национально-политических интересов, сберегателя баланса сил, обеспечивающего многообразие путей развития, исключающего монополизацию в геополитической области.

Для этого прежде всего необходимо восстановить историческое преемство российской государственности и отечественной духовности. При том нужно иметь в виду, что нынешняя Российская Федерация - еще не вполне Россия, а обрубок с кровоточащими разорванными связями. Без возрождения Союза на новой основе свободного и добровольного выбора народов, воссоединения ныне разделенного русского народа наше государство не поднимется с колен.

Не стоит себя обманывать: это трудная задача. Она потребует мобилизации всех здоровых сил общества, ибо по своей значимости и масштабу возможных трагических последствий вызов, брошенный сегодня России, не менее опасен, чем все вместе взятые набеги, которые пережила наша многострадальная Родина в. своей истории. По сути, речь идет о жизни и смерти государства. Поэтому задачи национально-освободительной борьбы выходят сегодня на первый план. Любые идеологические разногласия меркнут перед ними. Ныне на просторах России в схватке сошлись две партии - " эта страна" и " наша страна". Не будем сомневаться и медлить: наше будущее пока еще в наших руках!

2. Подвиг Руси - очерк российской геополитики.

Сегодня, как и в прошлые века, жизненные интересы России заключаются вовсе не в том, чтобы кого-нибудь " покорить" или " подчинить". Не в том, чтобы бесконечно расширять свою территорию, и так самую обширную в мире. Не в том, чтобы напрягать народные силы в тщетных попытках навязать кому-либо собственный взгляд на мир как " единственно правильный" и безальтернативный.

Они, прежде всего, в том, чтобы собрать на своей земле, под своим крылом, под защитой единой могучей государственности всех русских людей, всех, кто считает Россию своей родиной, все те народы, которые согласны связать с ней свою историческую судьбу. И отказываться от такой традиционной роли " собирательницы земель" Москва не вправе - и не станет этого делать, как бы ни хотелось кому-то " затравить русского медведя в его берлоге".

ВЫСОЧАЙШИЕ ВЗЛЕТЫ державной мощи и духовной чистоты чередовались в истории нашего Отечества с периодами государственно-политических катастроф и религиозно-нравственных затмений. Их глубинные причины и корни недоступны для анализа в рамках привычного подхода и нуждаются в серьезном и комплексном философском осмыслении. Эта область еще ожидает своего вдумчивого и непредвзятого исследователя. В то же время практические нужды сегодняшнего дня настоятельно требуют определить плюсы и минусы нынешнего положения России, исходя из многовековой державной традиции.

Для того, чтобы мы могли " твердой ногой" встать, наконец, на родную почву исконных национальных интересов страны, нам жизненно необходимо восстановить естественную историческую ретроспективу. А постановка такой важнейшей мировоззренческой проблемы в свою очередь предполагает решение следующих задач:

1. Формулирование концепции, позволяющей выявить и обосновать " геополитические инварианты" российских национальных интересов, т.е. те устойчивые требования по обеспечению государственной безопасности, которые гарантируют нам долговременные условия мирного и гармоничного развития страны.

2. Выработку методики " идеологической коррекции" нашего больного общества, направленной на то, чтобы восстановить в национальном самосознании историческую преемственность российской жизни; возродить духовное здоровье народа и обеспечить нравственный иммунитет общественного мнения против рецидивов " чужебесия".

3. Определение перспективной модели общественного и государственного развития России в русле ее самобытных традиций, духовных ориентиров и религиозных святынь.

Два подхода.

ОДНИМ ИЗ СВОЕОБРАЗНЫХ МЕТОДОВ, позволяющих выявить инварианты государственных интересов России, является метод геополитического анализа. Геополитика по своему содержанию есть наука, исследующая закономерности влияния географических факторов на роль государств в мировой истории, формирование политических тенденций и национально-государственных интересов различных народов и стран.

Основные положения этой науки были сформулированы еще в конце прошлого века английским политологом Хэлфордом Макиндером (1861-1947), чьи исследования легли в основу всех последующих геополитических моделей мировой истории. Сам же термин " геополитика" был впервые введен в употребление шведским экспертом Рудольфом Челленом и тут же подхвачен в Германии Карлом Хаусхофером, который и стал одним из крупнейших авторитетов в этой области.

Важнейшим постулатом геополитики служит утверждение, что для выработки оптимальной стратегии государственного развития первостепенное значение должны иметь не политические или идеологические пристрастия - кратковременные и быстро меняющиеся, а стабильные факторы пространственно-географического положения страны. К таковым геополитика, прежде всего, относит размещение государства (континентальное, островное или прибрежное), размеры его территории, господствующий тип коммуникаций (морской или сухопутный), преобладающие ландшафты и тому подобные параметры.

Все остальные аспекты государственной жизни, будь то хозяйственно-экономические или политико-идеологические, признаются с этой точки зрения факторами хотя и важными, но все же подчиненными. При этом считается, что именно постоянство главных " опорных характеристик", избранных в качестве точки отсчета, позволяет геополитике с максимальной эффективностью формулировать стратегию государственного развития - будь то в области ее внешней политики или обороны.

В самом общем виде сущность геополитической доктрины может быть охарактеризована следующими важнейшими тезисами:

На протяжении всей человеческой истории в основе государственного строительства лежат два альтернативных, непрерывно соперничающих подхода к освоению земной поверхности. Они могут быть обозначены как подход " континентальный", сухопутно-экспансионистский, характерный для материковых государств, и подход " морской", основывающий экономическое процветание и государственную мощь метрополии на эксплуатации заморских территорий, что делает принципиально важным господство на водных коммуникациях.

В новой европейской истории основные принципы геополитики убедительно иллюстрируются противостоянием " владычицы морей" - Британской империи государствам континентальной Европы, вылившемся в ХVI-ХIХ веках в серию почти непрерывных войн и столкновений как в европейском регионе, так и в колониальных владениях противников. Америка, превратившаяся в XX веке в геополитического преемника Великобритании, но уже не в региональном, а в глобальном, общемировом масштабе, естественным путем унаследовала все принципиальные черты такого пути развития. На протяжении последнего столетия научно-техническая революция внесла и продолжает вносить ряд существенных корректив, связанных с модернизацией средств сообщения и связи, но принципиальных изменений здесь все же пока не произошло.

Говоря в этой связи о формировании культурных и мировоззренческих ценностей, следует сделать оговорку:

сложная и таинственная область духовного, религиозно-нравственного развития народов не может быть адекватно описана в терминах геополитики, концентрирующей главное внимание на внешних, государственно-политических формах общественного бытия. Но при этом отчетливо видится: либерально-демократическая идеология с ее культом индивидуализма и личного успеха, обслуживающая хозяйственно-экономический механизм " рыночного" ограбления континентальных источников сырья и рабочей силы, становится важнейшей опорой торговой " морской" цивилизации. В то же время традиционное мировоззрение с мощными общинными корнями, предполагающее приоритет солидарных, коллективных, соборных форм общественной самоорганизации, превращается в идеологический фундамент " тоталитарной" континентальной культуры и духовности.

Применительно к современным условиям сказанное выше означает, что территории и регионы, лежащие на " континентальной периферии" Евразии и являющиеся как бы связующим звеном между внутренними пространствами материка и просторами Мирового океана, неизбежно становятся ареной ожесточенного противостояния.

" Морская" цивилизация всемерно стремится продвинуться внутрь материка, превращая отвоеванные у него пространства в " зоны передового базирования", своеобразные опорные пункты по защите своих глобальных интересов. В свою очередь представителям " континентальной" геополитической традиции ничего не остается, как напрягать все силы с тем, чтобы " сбросить в море" своего океанского противника, усилив собственное влияние в прибрежной полосе, создавая таким образом заслон против его экспансии.

Соединенные Штаты затрачивали колоссальные усилия для того, чтобы утвердить на внешних границах СССР знаменитую " дугу нестабильности". Или вспомним призыв Збигнева Бжезинского - " обкусать русский пирог по краям". Воистину есть о чем задуматься.

В такой системе координат пресловутый " новый мировой порядок" выглядит не чем иным как попыткой закрепить в планетарном масштабе лидирующую роль " океанской державы" США и ее сателлитов путем силового навязывания всему мировому сообществу " либерально-рыночных" ценностей торговой " морской" цивилизации.


Возвышение державы.

КАК СУБЪЕКТ ГЕОПОЛИТИКИ, Русское государство сформировалось еще в IX веке в результате объединения родственных восточнославянских племен, древним культурным центром которых было среднее Приднепровье во главе с Киевом. С момента своего образования Киевская Русь сразу стала одним из крупнейших государств той эпохи, и ее государственность носила однозначно континентальный характер. Основой материального благополучия Киевской Руси, в значительной мере предопределившего и расцвет богатейшей культуры, стал контроль над внутренними материковыми пространствами, по которым пролегал знаменитый торговый путь " из варяг в греки" - важнейшая коммуникационная артерия Евразии тех времен.

Впрочем, развитие русской государственности с самого начала было преисполнено драматизма. На пути к процветанию юную державу ожидало суровое испытание: коварный степной хищник, Хазарский каганат, ревниво следил за набиравшим силу соперником. Несколько десятилетий длилась их борьба, в ходе которой иногда казалось, что Руси уготована незавидная роль покорного вассала, пока, наконец, отважный и воинственный князь Святослав не разгромил каганат в середине Х века.

Первые военные столкновения как бы задали тревожный тон ко всей последующей российской истории. В течение десяти веков после этого Россия в беспрерывном соперничестве с агрессивными соседями должна была раз за разом - снова и снова - доказывать свое право на самобытное существование, оплачивая это кровью лучших своих сыновей и дочерей.

Едва ли не самым страшным испытанием на ее историческом пути стало татаро-монгольское иго. Огромная империя Чингизидов, охватившая весь материк, раскинувшаяся " от стен недвижного Китая" до Прибалтики и от Северной Сибири до Хорезма и Бухары по всем расчетам должна была навеки поглотить в своем составе " земли русов" как дальнюю западную провинцию.

Никому не могло прийти в голову, что разоренная, гибнущая в смуте княжеских междоусобиц Русь примет у империи Чингизидов эстафету и ценой невероятных жертвенных усилии объединит в себе гигантские пространства Евразии, на века превратившись в гаранта и хранителя мирового политического равновесия.

Тем не менее случилось именно так.

Затерянная в глуши непроходимых лесов заштатная деревушка Москва усилиями длинного ряда русских князей - терпеливых, последовательных и целеустремленных строителей державной мощи - поднималась все выше и выше, становясь зримым центром общественного национально-государственного единства. Эту роль она отстояла в Х1У-ХУ веках дипломатическим искусством своих правителей, торговой сметкой купцов и воинской доблестью ратников, без числа павших в 1830 году на Куликовом поле, по высшей цене оплативших независимость родной страны.

К середине пятнадцатого столетия в результате героических усилий русская государственность под скипетром Иоанна III обрела новое качество.

И все же подлинным основателем российской геополитической державы стал Иоанн Грозный. Во-первых, он завоевал Казанское и Астраханское царства - последние островки былой татаро-монгольской мощи. Вторым стратегическим прорывом России стало присоединение Сибири. Целиком этот процесс занял не одно десятилетие, но его решающим этапом стал поход казачьего атамана Ермака Тимофеевича, возревновавшего о безопасности восточных рубежей страны от набегов кочевников.

Грозный царь ясно понимал геополитические нужды своей державы. Для него не было тайной, что логика национально-государственных интересов России настоятельно требует контроля над приморскими регионами, и он начал на западе изнурительную и кровопролитную войну за возврат морских рубежей страны - за выход к Балтийскому морю, получившую название Ливонской. Двадцать пять лет (1558-1583) напрягала Россия силы в борьбе сразу с четырьмя противниками - Польшей, Швецией, великим княжеством Литовским и Ливонским орденом. Начатое Иоанном дело завершил другой знаменитый государь - основатель Российской империи Петр I.

В отличие от устоявшегося мнения, воюя со Швецией (сильнейшей в то время европейской державой) за Прибалтику, Петр стремился не столько " прорубить окно в Европу", сколько, наоборот, обезопасить Россию от возможной агрессии со стороны морских направлений.

Этими же геополитическими соображениями диктовались многие другие знаменитые начинания Петра - строительство военно-морского флота, решение возводить новую столицу " на берегу пустынных волн", пристальное внимание к европейским техническим и военным новшествам. Когда Северная война со Швецией завершилась в 1721 году Ништадтским миром (присоединившим к России Ингерманландию, Эстляндию и Лифляндию), это означало не только возврат исконно российских земель, но торжество геополитической целесообразности, обеспечивавшее, между прочим, населению региона в течение последующих двухсот лет (пока не нашлись охотники " исправить несправедливость") режим максимально возможного покоя и мира.

Все дальнейшие шаги России, направленные на обретение своих естественных геополитических границ, диктовались ее стремлением к державному миротворчеству. Ближайшим тому подтверждением служит история присоединения к России Крымского полуострова. С XV века Крымское ханство, последний осколок могучей некогда Золотой Орды, закрепившись в Крыму и став вассалом турецкого султана, превратилось в пиратское гнездо, регулярно выплескивавшее свои орды, опустошавшие все вокруг и доходившие в набегах до стен Москвы.

Не раз пытались русские войска прекратить этот разбой, но сил оказывалось недостаточно, и набеги продолжались. Наконец, в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в которую Екатерина II вынуждена была вступить с целью обезопасить южные стратегические рубежи страны, Крым был взят войсками Потемкина. Очаг агрессии был подавлен, и долгожданный мир водворился на огромных пространствах причерноморских степей, утративших в результате целенаправленного следования Российской империи своим геополитическим интересам приграничный и " прифронтовой" статус.

Не менее яркий пример российского миротворчества - ее решающий вклад в победу над Наполеоном. С точки зрения локального противостояния Франция-Англия, Наполеон со свой " континентальной системой" был, безусловно, главной угрозой " морскому" геополитическому принципу, олицетворявшемуся Великобританией. И все же в масштабах огромной Евразии этот конфликт имел явно местный, периферийный характер, в то время как попытка Бонапарта завоевать Россию, расчленив ее гигантские пространства, несли смертельную угрозу всему геополитическому равновесию материка.

Любопытно, что даже такой определенно антироссийский политик, как Генри Киссинджер, вынужден был признать недавно на страницах газеты " Интернэшнл геральд трибюн", что " царская и советская империи дважды спасали независимость европейских стран, поскольку без их вклада Наполеон и Гитлер одержали бы верх". Комплимент, конечно, из весьма сомнительных уст, но все же...

После победы над Бонапартом именно стараниями Александра I (при активной роли австрийского канцлера Меттерниха) был заключен Священный Союз континентальных государств Европы - России, Пруссии и Австро-Венгрии, ставший еще одной попыткой утвердить в европейской части материка стабильность и безопасность. В этом же направлении лежали настойчивые попытки - завершенные уже Николаем I - обеспечить российский контроль над стратегически важным регионом Кавказа.

Кавказская война 1817-1864 годов, закончившаяся присоединением к России Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа, вовсе не была (как и остальные российские войны) завоевательной или агрессивной акцией. После добровольного вхождения в состав России Грузинского Царства (1801-1810) и Азербайджана (1803-1813) Северо-Западный Кавказ превратился в плацдарм турецкой и иранской экспансии в регионе, порождавший бесконечные военные конфликты, несший разорение целым областям, горе и смерть - сотням тысяч мирных жителей.

Такое положение вещей активно поддерживала Англия, для которой укрепление континентального могущества России таило в себе большую угрозу. О результатах присоединения Кавказа можно судить хотя бы по тому, что под российским скипетром надолго прекратились бесконечные кровопролитные войны, из века в век почти непрерывно терзавшие этот регион. И вот в наше постперестроечное время, когда защитники Отечества покидают " независимые государства", льется кровь в Чечне и Ингушетии, Осетии, Абхазии, Грузии, Армении и Азербайджане! Неужели история нас так никогда ничему и не научит?

Вообще говоря, ведущие политики России прекрасно понимали, что евразийские интересы империи не могут обеспечиваться исключительно военной силой, и всегда делали ставку на мирное влияние в регионах, где были сосредоточены ее жизненные интересы. Этим, кстати, обусловливается уникальный многонациональный характер России, которая в течение долгих столетий принимала как братьев все воссоединившиеся с ней народы.

Казалось, это растущее континентальное могущество России стало вечным и несокрушимым. И все же вопреки очевидности XX столетие явилось для нашей страны периодом сокрушительных социальных катаклизмов, кровопролитных войн и геополитических катастроф.

Чтобы понять, почему это стало возможным, необходимо обратиться к тем духовным и мировоззренческим процессам, которые определили внутреннюю крепость Российской Державы.

" Небесная" душа.

ГЕОПОЛИТИКА ПОДСКАЗЫВАЕТ, как содержать в здоровом и жизнеспособном состоянии державное тело страны, как гармонизировать и привести в соответствие с объективными потребностями внешнюю область жизнедеятельности великого народа. Но за рамками такого подхода неизбежно остается огромная и принципиально важная внутренняя сфера духовного, культурного, религиозно-нравственного народного бытия.

Для России же эта область традиционно играла роль выдающуюся, если не сказать - определяющую. Тысяча лет нашей истории недвусмысленно подтверждает, что мы - народ-идеалист и зачастую руководствуемся в своей практической деятельности не доводами рассудка, соображениями выгоды или трезвого расчета, а сердечными порывами невероятной силы. Они-то и возводят иной раз Россию к вершинам почти непостижимого самоотвержения, жертвенности, героизма и святости, они же бросают ее порой в бездну нигилизма и нравственного падения.

На протяжении долгих столетий ревностным хранителем народных идеалов и святынь являлась Русская Православная Церковь. Она же тщательно следила за тем, чтобы безмерная широта русской натуры рождала святых подвижников и державных строителей скорее и чаще, чем гениальных авантюристов и неуемных властолюбцев.

Само возникновение стабильной русской государственности связано с явлением духовным - Крещением Руси в 988-м году. Уже существовавший к тому времени около полутора веков союз восточнославянских племен, успевший выдержать нелегкую борьбу с каганатом Хазарии, являлся, тем не менее, образованием расплывчатым и непрочным, грозившим каждую минуту распасться под давлением межродовых противоречий и местнических племенных интересов. И лишь принятие христианства, объединившее вольнолюбивых полян и древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных прочным мировоззренческим союзом общих религиозных идеалов, стабилизировало ее государственную форму, положив также начало формированию той уникальной этно-политической и духовно-идеологической общности, которая известна миру под названием " русский народ".

С этой поры каждый мало-мальски значимый период нашей истории неизбежно совпадал с этапами духовного становления России. Народная память тщательно сберегала зримые символы такою совпадения - фигуры всероссийских народных наставников, таких, как Сергий Радонежский или Нил Сорский, и державных российских вождей, подобных благоверным князьям Александру Невскому и Димитрию Донскому. Спасители Отечества Минин и Пожарский, легендарный Суворов и " белый генерал" Скобелев, маршал Жуков и нынешние патриоты-государственники, не смирившиеся с национальным позором и унижением Державы Российской, в равной степени - сознавая это или нет - из века в век исповедовали одни и те же геополитические принципы, идеологическим, духовным и религиозным содержанием которых были древние пророчества инока Филофея.

Такая преемственность, однако, досталась России высокой, безмерно дорогой ценой. Начиная с XVIII века, ознаменовавшегося крутыми, " шоковыми" реформами Петра, в государственно-мировоззренческом монолите России появились трещинки. Дело в том, что " русская идея" в своей классической форме не признает за государственной мощью самодостаточного значения, определяя ее целью лишь создание оптимальных условий для достижения справедливости, нравственных идеалов личного, семейного и общественного бытия. На этом основополагающем утверждении базируется вся идеология " симфонии властей" - духовной, нравственно-религиозной и государственной, светской. Но именно этот " симфонический" принцип и был нарушен Петром, однозначно поставившим во главу угла имперскую, державную мощь страны как высший приоритет.

Два последовавших затем столетия были периодом непрерывного роста государственного могущества России. Но одновременно с этим все глубже становились внутренние противоречия в обществе, духовное состояние которого перестало быть первостепенной заботой государства. Неизбежным следствием стал жестокий кризис русского национального самосознания. В результате, когда несоответствие внешнего державного величия огромной страны превысило критический уровень, Россия пала под грузом собственных противоречий.

Гибель империи, дубль второй.

КАЗАЛОСЬ, ЧТО ШТОРМЫ и грозы революций обернутся для сложившейся державы непоправимой геополитической катастрофой. Континентальное ядро России оказалось расчлененным (Дальневосточная республика и изолированные от жизненно важных приморских зон новообразованные государства - Украина, Крым, Закавказская республика и прибалтийские страны). Жестоко и резко оказалась оборванной духовная преемственность российской жизни.

И все же многовековая державная инерция смогла преодолеть болезнетворную энергию распада. Вопреки всему - идеологической русофобии радикального партийного крыла, соблазнам " мировой революции" и классовым антагонизмам, разбушевавшимся в огне гражданской войны, - страна невероятно быстро восстановила свою естественную геополитическую форму. Народ заплатил за это страшную цену, вынеся на своих плечах ужас репрессий и голод, разруху, штурмовщину индустриальных строек и тяготы насильственной коллективизации. Но он верил в идеалы справедливости и людского братства. Его героическими усилиями Держава воскресла - вопреки всему, на глазах изумленного мира поднявшись, как птица Феникс, из пепла.

Главной стратегической проблемой для долговременного выживания России, облекшейся в новое государственное тело Советского Союза, стала проблема обретения конструктивного мировоззрения, восстановления духовного здоровья нации. Именно в этой области дела обстояли наиболее сложно: тоталитарные тенденции государственной власти обрели уродливый, гипертрофированный вид, омертвев в идеологических догматах, беспощадно душивших малейший всплеск свободной, ищущей мысли. Положение это, однако, начало быстро меняться в годы Великой Отечественной войны, ставшей переломным моментом советского периода российской истории.

Не вдаваясь в оценки личности Сталина, надо признать, что он как никто другой понимал необходимость мировоззренческого обновления в рамках геополитической формы СССР. Понимал он и насущную потребность согласования новых реальностей с многовековой российской традицией. Результатом такого понимания и стало резкое изменение государственной идеологии Советского Союза в 1944-1953 годах.

В основе нового курса лежало стремление создать эффективную и соответствующую требованиям современности " идеологию патриотизма", которая могла бы стать надежным мировоззренческим основанием для функционирования государственных механизмов огромной советской державы и ее союзников. С этой целью первым делом были восстановлены многие страницы подлинной российской истории, решительно прекращены всякие гонения на Церковь.

СССР выиграл самую страшную и кровопролитную войну за всю историю человечества. В полном соответствии со своими интересами он максимально расширил зоны влияния на морских и океанских направлениях, заблокировав отныне любую попытку непосредственных угроз государственным границам державы. В рекордно короткие сроки была преодолена послевоенная разруха, создана автономная, самодостаточная экономическая система, способная, при грамотном внутреннем использовании колоссальных природных богатств страны, обеспечить устойчивый рост народного благосостояния. " Идеологическая перестройка" при сохранении ее темпов не оставляла сомнений в том, что через десять-пятнадцать лет СССР полностью преодолеет негативные духовные последствия революционных бурь, максимально развив при этом их конструктивные результаты. Создание отечественного ядерного оружия исключало все возможности силового вмешательства в наши внутренние дела.

Такие перспективы вызвали на Западе - традиционной цитадели " океанской геополитической стратегии" - состояние, близкое к панике. Тому были свои причины. В лице СССР - продолжателя российской геополитической традиции - формировался мощнейший альтернативный центр мирового влияния, олицетворяющий справедливость и народовластие, социальные, политические, культурные и экономические принципы " континентальной" линии развития человеческой цивилизации. Под угрозой оказались многовековые усилия торгово-финансовой космополитической элиты по созданию " мировой системы международного разделения труда" - экономической основы для последующей политической унификации человечества.

Полное драматизма глобальное столкновение двух архетипов мировой политики, экономики и культуры персонифицировались в противостоянии двух сверхдержав - США и СССР, в формах " холодной войны".

При этом антикоммунистическая риторика " свободного мира" и его лицемерная забота о " правах человека" стали идеологической ширмой, за которой от непосвященного взора скрывались интересы Запада, требующие ослабления, а если можно, то и уничтожения России. Это лицемерие стало особенно очевидным сейчас, когда открытое попрание прав миллионов русских и русскоговорящих, оказавшихся в новых этнократических государствах СНГ на положении людей второго сорта, не только не вызывает осуждения, но молчаливо приветствуется " цивилизованным миром".

С начала " холодной войны", когда были запущены тайные механизмы разрушения Союза и до финального акта драмы в 1991 году можно условно выделить три этапа - три последовательных периода геополитической диверсии против СССР.

Первый из них начался сразу после смерти Сталина и проходил под лозунгами " десталинизации" и хрущевской " оттепели". История, увы, не знает сослагательного наклонения: Сталину не хватило каких-нибудь пяти-семи лет жизни, чтобы сделать свою " идеологическую перестройку" необратимой и обеспечить восстановление необоснованно прерванной российской духовно-государственной традиции. Тело вождя еще не успело остыть в Мавзолее, как его преемники уже круто развернули вспять идеологический курс. " Весь цивилизованный мир" громко приветствовал этот маневр, скромно умалчивая о том, каких трудов он стоил его политикам, дипломатам, спецслужбам и " агентам влияния".

Эпоха " застоя" закономерно продолжила этот гибельный процесс. Стараниями многих нынешних " выдающихся" демократов, ходивших тогда в непримиримых ортодоксах, была законсервирована уже очевидным образом изжившая себя идейная догматика. Отсутствие здоровой мировоззренческой базы отозвалось болезненной путаницей и в области советской геополитики.

С одной стороны, геополитически обоснованные попытки расширить зону советского влияния на стратегических континентальных направлениях - в Афганистане, например, - принимали категорически недопустимый радикально-милитаристский характер. С другой стороны, совершенно бессмысленные с геополитической точки зрения мероприятия, подобные попытке " вмонтировать" Никарагуа в " систему мирового социализма", поглощали гигантские силы и средства. Лишенный выверенной геополитической концепции, СССР поддался соблазну " симметричного", " социалистического" мондиалистского ответа на стратегический вызов капиталистического мондиализма со стороны США.

Год за годом эта непосильная ноша истощала наши силы. Год за годом мы напрягали ресурсный и промышленный, военный и демографический потенциал страны в погоне за миражами глобального мирового лидерства, совершенно чуждыми самому духу российской геополитической традиции. Результат не замедлил сказаться: экономическая ситуация внутри СССР стала последовательно ухудшаться, идеологический, религиозный и культурный вакуум создал невиданно благоприятные условия для инфильтрации в общество чуждых ценностей, разрушительных мировоззрений и эгоистически паразитарных стереотипов общественного мышления.

Такова была общая ситуация, в которой " смена поколений" в высших кремлевских эшелонах позволила противникам России приступить ко второму этапу демонтажа СССР - созданию идеологической базы его развала.

Хронологически это 1985-1990 годы - большая часть горбачевской " перестройки".

Выше мне уже пришлось достаточно подробно остановиться на конкретных механизмах " вялотекущей катастрофы", обеспечивших уничтожение СССР, так что во избежание повторений отмечу лишь, что основными направлениями идеологической войны против Союза стали; откровенная русофобия денационализированной части общества, нагнетание антипатриотической истерии, лукаво увязанной в один пакет с оголтелым антикоммунизмом, и оглушительная, навязчивая пропаганда " прелестей" либерально-демократического мировоззрения.

Третий, завершающий этап глобальной геополитической диверсии занял всего два года (1990-1991) и был направлен на политическое обеспечение дезинтеграции единого союзного государства. Во внутриполитической области он охарактеризовался " борьбой с реакционерами" в руководящем аппарате партии и правительства, резким всплеском окраинного национализма и регионального сепаратизма, параличом центральной власти и использованием " демократического" российского руководства в качестве тарана для разрушения общего экономического, правового, политического и культурного пространства страны.

Сегодня, по прошествии нескольких бурных лет, преисполненных драматических событий, ставших естественным следствием развала СССР, можно с уверенностью утверждать, что закулисные вдохновители этой операции все же не сумели достигнуть всех своих стратегических целей.

А план был следующий: путем форсирования экономических и политических перемен внутри Советского Союза и широкомасштабной, целенаправленной идеологической обработки населения в " демократическом" духе вызвать у дезориентированного общества утерю естественного иммунитета, связанного с интуитивным здоровым консерватизмом и инстинктом самосохранения. Подавив защитные механизмы общественного самосознания, обеспечить развал единого государства на фоне опереточного " путча" ГКЧП. На волне этого мощного государственно-идеологического катаклизма, сопровождаемого сильнейшим шоком массового сознания, занять ключевые позиции во всех ведущих областях общественной жизни. Обеспечить максимально возможную степень экономической, политической и военной зависимости России от иностранного (западного) влияния. И главное - воспользовавшись этим наравне с прогрессирующим хаосом, хозяйственным кризисом и шоковым состоянием общества, запустить механизмы внутренней, российской дезинтеграции, основываясь на сепаратизме национальных окраин, региональных противоречиях и междоусобной борьбе московских политических кланов.

" Архитекторы перестройки", видимо, имели в виду более широкие сроки на проведение своей грандиозной операции. Исследования социопсихологов и практический опыт доказывают: " шоковый период" массового сознания, вызванный неожиданными социальными потрясениями и " отключающий" механизмы общественной самозащиты, не может быть длительным. В случае с Россией-СССР технологи развала могли рассчитывать на четыре-пять лет, не более.

Принимая за начальную точку отсчета шоковых процессов на территории СССР 1989 год, когда " перестройка" вступила в свою " революционную" фазу, получим, что этот срок уже истек. Вот где таятся истинные причины национально-патриотической эволюции общественных настроений!

" Сон разума рождает чудовищ", - сказал некогда чуткий и проницательный Гойя. Сегодня коллективный Разум нашего народа начинает медленно и трудно пробуждаться после долгих лет тяжелого и мучительного забытья.

Выбор судьбы.

ВОШЕДШИЕ НЕДАВНО В МОДУ обвинения России в " возрождении великорусского шовинизма" и " проведении имперской политики" отражают возросшее волнение мировой закулисы, сознающей, что вся глобальная многодесятилетняя антироссийская, антирусская интрига находится нынче на грани срыва. Ибо очевидно, что очнувшаяся от долгого забытья, осознавшая свои подлинные национально-государственные интересы, возрождающаяся на основе тысячелетних традиционных ценностей Россия не примет навязываемой ей унизительной роли и восстановит свое естественное положение великой мировой державы. Итак:

Сегодня, как и в прошлые века, жизненные интересы России заключаются вовсе не в том, чтобы кого-нибудь " покорить" или " подчинить". Не в том, чтобы бесконечно расширять свою территорию, и так самую обширную в мире. Не в том, чтобы напрягать народные силы в тщетных попытках навязать кому-либо собственный взгляд на мир как " единственно правильный" и безальтернативный.

Они, прежде всего, в том, чтобы собрать на своей земле, под своим крылом, под защитой единой могучей государственности всех русских людей, всех, кто считает Россию своей родиной, которые согласны связать с ней свою историческую судьбу. И отказываться от такой традиционной роли " собирательницы земель" Москва не вправе - и не станет этого делать, как бы ни хотелось кому-то " затравить русского медведя в его берлоге".

Далее. Наши жизненные интересы заклю

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешнее касание | Что удобнее – свиток или книга?




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.