Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В формировании нынешней банковской системы России можно выделить три этапа.






Первый этап охватывает период 1988-1990 гг. и характеризуется либерализацией банковской системы. Созданные в этот период банки можно условно подразделить на коммерческие и кооперативные.

В ходе второго этапа реформ серьезные изменения претерпели многие специализированные банки. В целом в России к середине 1995 г. сложились три типа коммерческих банков - специализированный, отраслевой и универсальный.

В процессе формирования новой банковской системы менялась и организационная структура создаваемых банков. Первые коммерческие банки создавались как общества с ограниченной ответственностью, где каждый участник (пайщик) несет ответственность лишь в пределах своего вклада в общий капитал банка. Участнику банка, полностью внесшему свой вклад в уставной фонд, выдается свидетельство, которое не относится к категории ценных бумаг. При этом за каждым участником сохраняется право с согласия остальных участников уступить свою долю или ее часть другим участникам банка или третьим лицам, к которым, соответственно, переходят права и обязанности уступающего. Банки, созданные в форме компаний с ограниченной ответственностью, не имеют права выпуска акции или облигаций. ретий этап в развитии российской банковской системы начался в 1996 г. и характеризуется качественными изменениями.

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.

Предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

 

26. Банк России: статус, функции, организационная структура. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России)

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон " О лицензировании отдельных видов деятельности");
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает:

1) национальный банковский совет. В его компетенцию входят:
- утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета;
- решение вопросов об участии ЦБР в капиталах кредитных организаций, назначение главного аудитора и определение аудиторской организации;
- внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений;
- рассмотрение проекта и основных направлений кредитно-денежной политики;
-рассмотрение вопросов совершенствования деятельности банковской системы;

2) Председателя Банка России, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать данную должность более трех сроков подряд. Председатель Банка России несет полную ответственность за деятельность Банка;

3) совет директоров. Он разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений денежно-кредитной политики. В его компетенцию входят:
—принятие решений об определении лимитов операций на открытом рынке и об изменении процентных ставок БР;
— принятие решений о величине резервных требований и о применении прямых количественных ограничений;
— принятие решений о порядке формирования резервов кредитными организациями и об установлении им обязательных нормативов;
4) центральный аппарат включает 22 департамента, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Сотрудники центрального аппарата анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений совета директоров и председателя Банка России;
5) территориальные учреждения включают 60 главных управлений и19 национальных банков. Территориальные учреждения организуют денежное обращение, надзор и контроль, проводят экономический анализ;
6) расчетно-кассовые центры проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-кассовое обслуживание счетов

28. Государственный долг: внутренний и внешний

Внешний государственный долг - это долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефицит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний государственный долг - это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

 

29. Государственный кредит: сущность, значение и виды

Гос. кредит - это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций, это часть системы гос. финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах - в форме гос. кредита.

Государство может использовать заемные средства при нормальном ходе экономических процессов, например, связанных с сезонностью, несовпадением поступления налогов с периодом расходов и т.д. Однако чаще всего привлечение дополнительных ресурсов требуется при возникновении тяжелого финансового положения государства (война, спад производства и другие причины, приводящие к бюджетному дефициту).

Современное государство одновременно является и должником, и кредитором, и гарантом. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик.

Гос. кредит может быть Внутренним или Внешним. Субъектами внутреннего гос. кредита есть Гос-во или органы местного самоуправления с одной стороны и резиденты данного гос-ва, а при внешнем гос. кредите с другой стороны выступают внешние кредиторы, которые могут быть: физ. или юр. лица, правительства других гос-в, а также международные валютно-финансовые институты.

Формы государственного кредита (внутренний): 1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы. 2. казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности. Кредит берется для: 1. Финансирования бюджетного дефицита.2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.3. Финансирование предприятий местных органов власти.4. Регулирования денежного обращения страны






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.