Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.






Гос-венное регулирование – сис-ма эк-х мероприятий гос-ва, посредством которой оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.Цель – достижение стабильной политики на основе решения социальных и эк-х проблем.
- создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма,
- обеспечение устойчивости темпов роста,
- регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями НТР,
- обеспечение экономической безопасности, т.е. социальной защиты, справедливости,
- решение эк-х проблем.
Основные направления гос-венного регулирования:
• Создание правовой основы экономической деятельности гос-ва,
• Создание общественных благ,
• Регулирование внешних эффектов,
• Проведение антимонопольной политики,
• Создание инфраструктуры,
• Гос-венное предпринимательство,
• Макроэкономическая стабильность,
• Проведение фискальной политики,
Поддержка МБ,
• Регулирование внешнеэкономической деятельности,
• Обеспечение экологической безопасности.

Методы воздействием: законы, постановления,

Указы, президиумы.

• Метод прямого воздействия (административное).

Инструменты: Законодательные и нормативные акты.
Гос-во выступает как экономический субъект, обладающий правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к остальным субъектам экономики – домохозяйствам и фирмам. Гос-во с целью воздействия на эк-х субъектов может использовать запреты, разрешения, регламенты.
• Метод косвенного воздействия (экономическое).

Инструменты: гос-во воздействует на интересы субъектов рыночной экономики, стимулируя те или иные действия. В этом случае не нарушается действие рыночного механизма, так как полностью сохраняется за участниками рынка свобода выбора в принятии эк-х решений (снижение налогов).

Выделяют следующие направления:

1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика;

2. денежно-кредитная (монетарная) политика;

3. социальная политика;

4. внешнеэкономическая политика..

 

 

16. Финансовая система РФ: понятие и структура

 

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов составляет финансовую систему общества.

Понятие финансовой системы употребляется в 2х значениях:

1.Как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура)

2.С точки зрения экономического содержания - как совокупность финансовых отношений

Структура финансовой системы:

Государственные финансы (бюджеты различных уровней государственной власти и управления органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы)

1.Страхование (особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей и реализации страховой защиты при наступлении страхового случая; осуществляется в обязательной и добровольных формах по пяти отраслям)

2.Финансы организаций различных форм собственности (связаны с государственными финансами, денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций)

3.Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений и сформированные на их основе фонды: 1. бюджетная система РФ; 2. внебюджетные специальные государственные фонды; 3. государственный и муниципальный кредит; 4. фонды страхования; 5. финансы предприятий; 6. финансы домохозяйств.

Бюджетная система РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом включает:

а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; б) бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; в) местные бюджеты.

 

17. Государственные финансы: структура и принципы организации

Государственные финансы – это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне гос-ва и связанных в основном с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций гос-ва. По экономической сущности гос. финансы представляют собой денежные отношения, субъектами которых выступают гос-во, предприятия, организации, учреждения, граждане по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужд обороны и управления. Они служат цели удовлетворения потребностей общества в целом и гос. аппарата в финансовых средствах

Задачи гос. финансов:

-распределение и перераспределение национального дохода между секторами экономики
-организация и осуществление контроля при таком распределении;
- финансирование выполнения функций, возложенных на государство.

Без здоровой и эффективной системы гос. финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в гос. строительстве. Основу гос. финансов составляют гос. бюджет, внебюджетные фонды и гос. кредит.

С точки зрения структуры гос. власти можно выделить 2 сферы гос. финансов: финансы федеральных органов гос. власти (федеральные финансы); финансы органов гос. власти субъектов РФ (региональные финансы).

В структуру федеральных финансов включены следующие звенья: Федеральный бюджет и бюджеты гос. внебюджетных социальных фондов (ПФ РФ, ФОМС, ФСС); Гос. кредит; Финансы гос. унитарных предпри­ятий и гос. корпораций.

В структуру региональных финансов включаются: Бюджеты субъектов РФ; Территориальные фонды медицинского страхования.

Федеральными финансами распоряжаются гос. органы власти федерального значения, определяющие стратегические на­правления расходования гос. финансов и осуществ­ляющие контроль за целевым и эффективным использованием го­с. финансов.

К региональным финансам относятся финансовые операции, осуществляемые субъектами Федерации в целях выполнения гос. функций на региональном уровне. Финансы на региональном уровне формируются как путем извлечения доходов из собственных источников, так и при использовании ресурсов, выделяемых феде­ральным центром. Региональными финансами распоряжаются гос. органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования гос. финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием гос. финансов на ре­гиональном уровне.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

 


18.Сущность региональных финансов, их роль в социально-экономическом развитии территорий.

В структуру региональных финансов включаются: Бюджеты субъектов РФ; Территориальные фонды медицинского страхования.

Федеральными финансами распоряжаются гос. органы власти федерального значения, определяющие стратегические на­правления расходования гос. финансов и осуществ­ляющие контроль за целевым и эффективным использованием го­с. финансов.

К региональным финансам относятся финансовые операции, осуществляемые субъектами Федерации в целях выполнения гос. функций на региональном уровне. Финансы на региональном уровне формируются как путем извлечения доходов из собственных источников, так и при использовании ресурсов, выделяемых феде­ральным центром. Региональными финансами распоряжаются гос. органы власти субфедерального значения, которые определяют приоритетные направления расходования гос. финансов на уровне региона и производят контроль за целевым и эффективным использованием гос. финансов на ре­гиональном уровне.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.