Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социоцентристская и персоноцентристская система.






В любой политической системе есть личность и целое (гос-во).

Известны два крайних подхода при определении взаимоот­ношений государства и личности: этатистский и индивидуали­стический (либо социоцентристская система и персоноцентристская система).

В соответствии с этатистским подходом (социоцентристская система) - государство - высшая ценность, на первый план выдвигаются интересы общества, создается приоритет в государстве общего, публичного над частными, индивидуаль­ными интересами.

Как правило, этатизм сопровождается отождествлением го­сударства с носителями власти, бюрократическим аппаратом, выдающим себя за выразителя интересов всего общества. Эта­тизм, основанный на господстве органов власти, пренебрегает свободой личности, так как она ограничивает произвол госу­дарственного аппарата, представляет для него угрозу. Законченным воплощением этатистского подхода является тоталитаризм.

Противоположный подход к решению проблемы «личность-государство» - и ндивидуалистический (персоноцентристская система). Госу­дарство рассматривается как совокупность граждан, оно подчи­нено интересам личности, ориентируется в большей мере на ча­стные интересы отдельных граждан, нежели на общие, публич­ные интересы, провозглашается приоритет личных интересов над общественными. Мартышин называет такую систему абсурдом, фикцией, выдумкой людей, которые не хотят считаться с интересами общества. История дает множество различных приме­ров этатизма и, пожалуй, ни одного индивидуалистического под­хода в практике государств. Он выражен лишь в теории или в ка­честве лозунга в политической борьбе. Любая попытка его осу­ществления привела бы к распаду государства.

Ни этатистский, ни индивидуалистический подходы не спо­собны обеспечить гармонию в отношениях между личностью и государством. Необходимо сочетание индивидуальных и госу­дарственных интересов. Оно воплощается в выработанных че­ловечеством на протяжении тысячелетий универсальных цен­ностях и принципах.

Человечество прошло путь: коллективизм-индивидуализм-сочетание личных и общественных интересов. Индивидуализм возник в эпоху Возрождения. Во время буржуазных революций (17-18 в) индивидуализм воплощается в учение о правах человека. Человек имеет неотчуждаемые естественные права, которые государство обязано гарантировать. Но в то же время права человека не безграничны, они гарантируются до той поры, пока они не посягают на права и законные интересны других лиц и общества (ТГП Мартышин стр.464-466)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.