Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция возрожденного естественного права (ЕП)






Естественно-правовые учения относятся к самым распространенным правовым теориям. Отдельные положения теории ЕП были известны мыслителям Др. Греции и Др. Рима.

Расцветом теорий ЕП принято считать XVII – XVIII вв.

Основатели: Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А.Н. Радищев (Россия).

Суть теории: Они отказались от идеи божественного происхождения ЕП и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, – естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под ЕП понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

Таким образом, ЕП трактуется как совокупность абстрактных принципов – свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.

К концу XIX в. возникла школа «возрожденного ЕП». Представители: немецкий юрист Р. Штаммлер (1856—1938), П. И. Новгородцев (1866—1924), Б. А. Кистяковский (1861— 1920) и др. Становление школы было обусловлено разоча­рованием реальным состоянием государственно-правовых ин­ститутов, их отставанием от потребностей общества, обострени­ем социальных противоречий и постепенным признанием «вто­рого поколения прав человека», т. е. социальных прав.

Принципиальное отличие школы: содержание ЕП не рассматривалось как нечто неизменное, раз и навсегда данное, соответствующее «вечному закону» и вытекающее из столь же постоянной природы человека. Вместо классического набора неотчуждаемых прав (прежде всего свободы, равенства, собственности) выдвигалась идея «ЕП с ме­няющимся содержанием» (Р. Штаммлер). Личные права допол­нялись социальными, что открывало новые горизонты в преоб­разовании правовой системы. (Мартышин ТГП стр.235)

Рудольф Штаммлер. " ЕП" - исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала (" конечная цель"). Прогресс общества определяется неким абстрактным правовым идеалом: им является такое общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим. Для достижения этой цели нужно выдвигать проекты, приближающие общество к идеалу, распространять соответствующие идеи путем учения и примера, морально совершенствоваться. Особенно пагубными для прогресса - борьба классов и революции. Но этот идеал никогда не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории человечества. Это общество - " регулятивная идея", к которой человечество вечно стремится (Лейст ИППУ стр.510-513)

Павел Новгородцев. Книга " Введение в ФП". Разумное начало в личности есть автономное нравственное начало. Нравственная идея в качестве идеала всегда императивна, существует исключительно в личностном сознании, имеет абсолютную ценность. Она в сфере социальных отношений приобретает форму ЕП. Абсолютная основа ЕП раскрывается в моральной идее личности, которая выступает идеалом и целью для самой себя и с этой точки зрения оценивает политико-правовую реальность. Естественно-правовой идеал личности служит средством и критерием в организации правопорядка и политических институтов, а т.к между идеалом и реальностью всегда существует разрыв, то личность как носитель естественно-правовой идеи постоянно конфликтует с действующим законом. В этом несоответствии Новгородцев видит источник кризиса правосознания на западе в конце 19-начале 20 в. Он призывает отказаться от традиционного формально-юридического правосознания в пользу нравственно-психологического и религиозно-метафизического понимания. Концепция абсолютного социального идеала - принцип всеобщего свободного универсализма, где свобода, равенство, всеобщность объединения лиц сочетаются в свободной солидарности всех. Подобный универсум (связан с идеями платона, достоевского, соловьева, трубецкого) - развивающаяся нравственная идея (нравственный закон-естественное право-абсолютный идеал), эволюция представлений личности от осознания ею своей нравственной природы к формированию требовований организации общества, принципов оптимального сочетания государства и личности. Однако невозможно соответствие абсолютного идеала и действительности. Он достижим в контексте православной догматики, его воплощение Новгородцев выносит за пределы человеческой истории в сферу сверхчеловеческого.

Богдан Кистяковский. Труд " Социальные науки и право". Он Неокантианец, склоняющийся к позитивизму. Выделяет в ЕП аспекты: социальный (право как один из элементов феноменального мира должного), психологический (право как совокупность представлений, эмоций и волевых установок), государственно-организационный (связь с государством), нормативный (право как трансцендентно-телеологическая сущность). Нормативное свойство - главное. ЕП как совокупность " конститутивных категорий мышления", изначально ему присущих и имеющих метафизическую природу, обусловлено 2 этическими целями - свободой и справедливостью. ЕП, внося в духовную культуру дисциплинирующее начало, делает возможным победу в ней этических и религиозных ценностей. Суть государственной власти в духовной природе. Подлинная основа власти - ЕП. Государство - есть реализованное право, осуществляющиеся в культуре свобода и справедливость. Именно поэтому власть в совр. гос-ве становится правовой. ЕП имеет социалистический оттенок: к природным неотчуждаемым правам личности причисляется право человека на достойное существование (материальная гарантированность со стороны общества и государства). Наиболее совершенный тип государства - правовое, социально справедливое, в котором осуществляются классовая солидарность, единение народа и власти. (ИППУ Мартышин стр. 712-715)

Для возрожденного ЕП характерно возникновение на его базе частных теорий и доктрин. Неотомическая теория, представитель - Ж. Маритен, Жан Дабен, Йоханнес Месснер. Она традиционно рассматривается как одно из течений современной естественно-правовой теории и одновременно причисляется к теологическим учениям, так как ее исходное начало – божественная воля.

Суть теории - все должное и сущее проистекает от Бога, а человек как творение божьей воли является носителем ЕП. Оно существует вечно, но открывается людям по-разному в зависимости от их разума, и с помощью свободной воли человека воплощается в его действиях для достижения целей, выражающих Божью волю. Феноменологическая теория (от греч. слова «феномен», обозначающего явление, постигаемое при помощи чувств).Представители: немецкий философ Э. Гуссерль (1859–1938).

Суть теории: В основу происхождения права он кладет представление о так называемых эйдосах – чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определенных) нормативных идеях. Эйдетическое право – разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний, обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму лишь тогда, когда на них направлено сознание человека. Следовательно, априорно существующее эйдетическое право определяет содержание действующего позитивного права. Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм – философия существования, образа жизни). Основатели: немецкий ученый М. Хайдеггер (1889–1976). Суть теории: Исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и глубинного, живого существования, воплощенного в существовании (лат. слово «экзистенция» – существование) человека. Право черпает свою силу именно в способе существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах. Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер. Правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Герменевтическое направление (от греч. слова «герменевтика» – разъясняю, т. е. искусство истолкования текста). Суть теории: Исходит из недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права полагают, что ЕП развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Главное при таком подходе не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые решения, правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи, другие должностные лица, принимая правовое решение, как бы приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создается конкретно-историческое право.

Неопротестантское направление трактовкиЕП. (ФП Нерсесянц стр.623-625)

Одни авторы (К. Барт, Эрнст Вольф, Эрик Вольф, X. Домбоис, Ф. Хорст и др.) в своих представлениях об источнике и способе обоснования ЕП непосредственно апеллируют к божественному праву и религиозной вере. Другие (Э. Брун- нер, Ж. Эллюль и др.), трактую ЕП как некоторую производную форму проявления и бытия божьей воли - в виде божественно сотворенного порядка природы, который как образец должен иметь нормативное значение для справедливых человеческих установлений. Наиболее выразительно идеи неопротестантского направления представлены в тех концепциях, в которых ЕП трактуется как вопрос веры (X. Домбоис, Эрнст Вольф и др.). В других концепцияхЕПтрактуется как нормативно-правовое преломление и выражение соответствующих библейских текстов (например, интерпретация Ф. Хорстом Ветхого Завета в духе конституционного акта) или заповедей (трансформация новозаветной «любви к ближнему» в «право ближнего» в концепции Эрика Вольфа).

Светская концепция автономного ЕП - подход Г. Райнера, согласно которому наиболее точным выражением всеобщего принципа ЕП является формула: «каждому свое». В этой связи он присоединяется к трактовке данного принципа известным представителем возрожденного ЕПГ. А. Ромменом, работа «Вечное возвращение естественного права » (1947). Роммен относит к основным естественным правам человека: право человека на собственную жизнь, на неприкосновенность и невредимость собственного тела и его частей (членов), на телесную свободу, право на собственность (для поддержки жизни тела), право на честь, добрую репутацию, доброе имя.

После 2 мир войны в связи с разгромом фашиз­ма, способствовавшим дискредитации нормативистских пред­ставлений о праве как воле суверена, наблюдался новый всплеск интереса к теориям естественного права. Большой резонанс вызвала книга Г. Радбруха (1878 — 1949), «Законное неправо и надзаконное право» (1946). В Италии крупнейшим представителем школы естественного права в XX в. был Дж. дель Веккьо (1872-1970), в США — Л. Фуллер (1902—1978), Р. Дворкин и др. Фуллер разработал оригиналь­ную концепцию, которую он назвал «процедурное естественное право» в отличие от материального. Гарантию справедливости (моральности) права он видел в таких внешних признаках, как полнота, непротиворечивость, соблюдение правил законотвор­чества и публикации законов и т. п.(ТГП Мартышин стр.236)

Рональд Дворкин, автор «Если о правах говорить серьезно» (1972). Позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с моральной точки зрения. Фундаментальные субъективные права и образуют те принципы и критерии, которые должны браться в основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Ведущим, главным и определяющим принципом является право на равенство, по-другому «право на равное уважение и обращение

Идеи концепции возрожденного естественного права оказали заметное влияние на закрепление после Второй мировой войны в международных документах, а затем и в национальных конституциях основных прирожденных и не отчуждаемых прав и свобод человека в качестве высшей ценности. (ИППУ Нерсесянц стр.700,)

19. Право и равенство. (ТГП-Мартышин стр.50-52)

Равенство наряду со свободой-важнейший компонент прав человека, признак демократического, правового и социального государства. Равенство получает резонанс в эпоху буржуазных революций. Требование равенства послужило для проведения реформ, преобразивших социальный политический строй, правовую систему. Расширение избирательного права, утверждение равноправия полов, защита законных интересов религиозных, этнических и других меньшинств осуществлялись под «знаменем» равенства. До буржуазных революций принцип равенства не был общепризнанным. Неравенство допускалось, но и провозглашалось. Полное равенство людей во всех отношениях невозможно. Аристотель полагал, что равенство справедливо для равных, а неравенство-для неравных, поэтому безусловно, справедливым может быть только равенство по достоинству».равенство вкл. 2 стороны: юридическое равенство(равенство перед законом), заключающееся в гарантируемой законом возможности действовать в известных пределах по собственному усмотрению, и равенство условий, т.е. создание для каждого человека условий, позволяющих действовать в соответствии со своей свободной волей. До буржуазных революций, когда юр.равенство принципиально не допускалось, казалось, что достаточно ввести его, чтобы воцарилась социальная справедливость. Подобное утверждение лежит в амер. Декларации независимости (1776) и франц. Декларация прав человека и гражданина (1789).Но позже стало понятно, что это отнюдь не ведет к установлению действительного равенства между людьми. Одинаковую правоспособность, предоставление гражданам равных прав стали называть формальным равенством иди формальными свободами. В этой связи особое внимание уделялось проблеме выравнивания условий. Сегодня не мало сторонников формального равенства. Такая позиция характерна для консервативных кругов. В ее защиту -2 аргумента.1.равенство условий предполагает перераспределение богатства, а это противоречит свободе, ограничивает возможность пользоваться своей правоспособностью.2.осуществление полного равенств условий, в экон.сфере, либо невозможно, либо ведет к неблагоприятным последствиям, прежде всего к применению принудительных мер и господству бюрократии. Есть противоположное мнение. Если провозглашаем право каждого человека на образование и медицин., но оказывается платным, ясно, что этим правом смогут воспользоваться только кто способен заплатить. Чтобы этого избежать и превратить равенство из формального в фактическое, нудно допустить определенное неравенство. вполне морально и справедливо, когда устанавливается в пользу бедных людей. Такой точки придерживаются социалисты, коммунисты, гуманисты.Юр.неравенство привилегия для обездоленных, вводится для социального выравнивания или условий. При этом равенство условий делает юр.равенство не фиктивным, а действительным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.