Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валютное стимулирование






С 1янв.1987 г. с целью поощрения предприятий государство вводит 2 перечня нормативных валютных отчислений (НВО): для расчетов в СКВ (20-40%) и для расчетов в переводных рублях (5-10%). Стимулировался, таким образом, экспорт продукции в СКВ.

Первый перечень НВО за СКВ.

  1. Государство не ввело НВО на базовые позиции советского экспорта (нефть, газ, уголь);
  2. Для других базовых составляющих советского экспорта НВО при поставке на СКВ устанавливались для сверхпланового экспорта (прокат, трубы, ферросплавы);
  3. Не устанавливались НВО и для ВПК, только для гражданской продукции.

Для НВО за переводные рубли: все то же самое, кроме количественных параметров (5-10%).

Например: контрактная цена = 1000 долл. США. НВО = 40%. ДВК = 2.

Схема валютного регулирования СССР:

  1. Советский экспортер произвел продукцию, упаковал и сдал железнодорожнику.
  2. Один пакет товаросопроводительных документов (тсд) он оставлял у себя, второй пакет тсд он отправлял вместе с грузом, третий пакет документов он передавал в банк, где находится его расчетный счет.
  3. Банк проверяет их и сдает в ВВО.
  4. ВВО даёт распоряжение Внешторгбанку (ВТБ): с рублевого расчетного счета ВВО перевести причитающиеся экспортеру средства на его рублевый расчетный счет, т.е. поместить определенную сумму, рассчитанную из контракта, в обслуживающий экспортера банк.
  5. ВТБ перечисляет эту сумму.
  6. От ВВО документы об отгрузке товаров поступают импортеру.
  7. Импортер дает указание иностранному банку: перечислить определенную сумму по контракту на расчетный валютный счет ВВО во ВТБ.
  8. Иностранный банк переводит валюту во ВТБ, на валютный счет ВВО.

Э

Бэ

ВВО

ВЭБ

Причитающиеся средства со счета ВВО в ВЭБ

И

Би

Тсд

Из суммы, перечисленной на счет экспортера, он выплачивал налоги, з/п, закупал комплектующие, погашал кредиты – все эти операции должны были быть проведены в течение одной недели.

С 1 января 1987 года государство разрешило, чтобы предприятия получали определенную сумму от валютной выручки, но валюта будет зачисляться на внебалансовый валютный счет экспортера в ВТБ не ранее второго квартала года, следующего за годом экспортной поставки - это то же самое, что беспроцентное кредитование государства.

В первом квартале 1988 года Министерство Внешней Торговли, получив плановое задание, распределяет валютную выручку по ВВО, которые в свою очередь распределяют полученные валютные средства по внебалансовым валютным счетам предприятий. На внебалансовый счет засчитывались инвалютные рубли. Слово «инвалютные рубли» не печаталось, а писался код USD= 001. Чтобы использовать валютные средства с внебалансового валютного счета, предприятие-экспортер должно было произвести встречное рублевое покрытие, т.е. предварительно перевести соответствующий рублевый эквивалент во Внешторгбанк и выкупить валюту, которая причитается ему по НВО. Разница с сегодняшним днем состоит в том, что сегодня предприятие может позволить себе эту операцию в любое время и все определяется толщиной рублевого счета. Перечень предприятий, которые имели право на эту процедуру, был ограничен.

Возможность получить валютную выручку стала главным стимулом развития экспорта, т.к. закупить импортные товары можно было только на валюту.

У внебалансовых валютных счетов были две отличительные черты:

  1. для использования средств, находящихся на внебалансовых валютных счетах, требовалось предварительное рублевое покрытие, нужно было заранее выкупить валюту. Это было своеобразным правом на валюту.
  2. банки процентов на эти средства не начисляли.

Через год в 1988 году появляются балансовые валютные счета – это уже была живая валюта. Для них характерны два отличия: все происходило с точностью до наоборот – не нужно было производить встречное рублевое покрытие и банки начисляли проценты.

Совмином принято Постановление №1405 со 2 декабря 1988 года.

С апреля 1988г. право выхода на международный рынок было предоставлено всем предприятиям и организациям, которые были зарегистрированы на территории РСФСР и имели конкурентную продукцию. Но кто должен определять, располагает ли предприятие конкурентной продукцией или нет?

Государство впервые заговорило о девальвации рубля, так как его курс был сильно завышен, и пообещало с 1990 г. ввести новый валютный курс – ввести поправочный коэффициент 2 (т.е. девальвировали рубль в 2 раза с 01.01.1990).

Государство также впервые попыталось заинтересовать местные органы власти в развитии ВЭД российских предприятий. Оно рекомендовало местным органам власти учредить в своем составе облкрайисполкомов отделы ВЭС в количестве 1-3 человека. В Пермской области такой отдел состоял из 3 человек, в Свердловской области – из 1, в Челябинской – из 5. Государство также обязало все предприятия союзного и союзно-республиканского подчинения перечислять на внебалансовые областные и территориальные валютные фонды облисполкомов во ВТБ 5% причитающейся валютной выручки (это налог). Но местные органы власти были вынуждены выкупать валютные средства на забалансовых счетах, на что денег у них не было, даже бюджетом не было предусмотрено такой статьи. Вместо этого они договорились с предприятиями, что последние будут закупать на эти деньги медикаменты и другие необходимые вещи для области (стоматологическое оборудование, зерно и т.д.).

С постановлениями Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» официально разрешено создавать совместные предприятия и принимать иностранные инвестиции. Если директор был гражданином СССР, то доля российской стороны в уставном капитале предприятия должна быть больше 51%, если директор - иностранец, то доля иностранной стороны должна превышать 51%. Постановление №48 разрешило создание СП с капстранами, №49 – с соцстранами. Для них характерны очень жесткие ограничения.

7 марта 1989г. вышло Постановление № 203, которое вступило в силу с 01 апреля 1989 года. В нем говорилось о введении регистрации участников ВЭС, собирающихся осуществлять ВЭД, с целью пресечения беспорядков. Это должно было сдержать волну дельцов, которая хлынула на мировой рынок. Теперь все желающие заниматься ВЭД должны были пройти сложную систему регистрации и получить регистрационную карточку с идентификационным номером. Это была карточка участника ВЭД, за получение которой нужно было платить (250 руб.). Для этого была создана новая структура управления – аппараты уполномоченных министерства внешней торговли по крупнейшим экономическим районам. Аппараты уполномоченных в то время имели свои представительство в Москве и в столицах союзных республик и только в некоторых портах (например, во Владивостоке, Одессе).

С 1 апреля таможня не пропускала ни один товар, если на Декларации нет регистрационного номера участника ВЭС.

Была введена уникальная схема лицензирования экспортных и импортных товаров. Был утвержден единых перечень лицензируемых товаров. Лицензирование распространялось на всех участников ВЭС, на все виды внешнеторговой деятельности. Уникальность системы лицензирования заключается в том, что во все мире лицензированием занимается независимая структура наподобие Министерства Торговли, государство, но не отраслевые министерства (58 отраслевых министерств). И вторая особенность заключалась в том, что лицензируют во всем мире импорт, за исключением военных технологий. Эту функцию осуществляла СОСОМ – CoordinatingComity– при ООН. Она отслеживала поставку в СССР продукции двойного назначения (машины и оборудование).

Государством было предложено 2 списка лицензирования – лицензирование экспорта и лицензирование импорта. Под лицензирование попал практически весь экспорт и 2/3 импорта (базовые отрасли – энергоносители, металлы). Списки были выставлены по товарному принципу и против каждого товара стояло свое ведомство, которое выдавало лицензии, как на экспорт, так и на импорт. Например, лицензии на уголь выдавала Минуглепром. При такой схеме не исключено было лоббирование интересов.

С 1апреля 1989 года было введено обязательное декларирование, т.е. появляется ГТД. В то же самое время в Екатеринбурге открывается Свердловская таможня.

8 августа 1989 года Совмин СССР принял Постановление № 620. Согласно этому постановлению государство попыталось ввести элементы валютного стимулирования сверхпланового экспорта. Эту схему начали внедрять сначала в агропромышленном комплексе, так как именно там существовала острая проблема – практически все нефтедоллары тратились на закупку зерна – цифра достигала 40 млн. долл. США. Суть схемы: все то зерно, которое предприятия АПК продадут государству сверх среднегодового уровня предшествующей пятилетки, государство согласилось покупать за валюту. Пшеница – 40 инвалютных рублей в СКВ зачислялось на балансовый валютный счет. Но принято это постановление было в августе, когда никто уже из аграриев не смог поднять производство, урожай уже был собран, поэтому результатов в 1989 году постановление не принесло. 40 инвалютных рублей = 60 долларов. На мировом рынке цена зерна = 120-140, иногда 200 долл. США за тонну. 1 тонна нефти = 150 долл. США. Но проблема в том, что нефть является не возобновляемым ресурсом, а зерно – возобновляемый.

1 ноября 1989 года государство ввело «туристический курс» для лиц, выезжающих на рубеж – 6, 26 рублей за 1 долл. США. Через один месяц – в декабре – Центральный банк ввел нормы продажи - 100 рублей на поездку. Если цель поездки за рубеж – посещение родственников или лиц, проживающих за рубежом, то разрешалось обменивать 250 рублей в год.

3 ноября 1989 г. впервые в практике советского государства в Москве был проведен валютный аукцион по продаже валюты, проведенный Внешэкономбанком, где участвовали только советские юридические лица. Он проходил в форме закрытых тендерных торгов: 31 продавцов и 210 покупателей. Продавцы и покупатели оговаривали условия, по каким будут продавать и покупать валюту. Банк вскрыл конверты, состыковал их, т.е. были удовлетворены совпадающие заявки. Таким образом, установился впервые курс доллара на уровне 1долл. = 15 руб. Это был «экспериментальный» аукцион, где могли участвовать только государственные предприятия.

24 июля 1990 года президент СССР подписал указ, согласно которому с 1 января 1991 года все расчеты со странами-членами СЭВ переводились в СКВ. Это означало, что государство фактически подвело черту под существование СЭВ.

10 августа 1990 года Совмин СССР принял Постановление №815, по которому с 1 июля 1990 года ввели налоги на экспорт и импорт, и налог с оборота, но в 1990 году появляется только налог на импорт, об экспорте речь пока не шла. Ставки на импортную продукцию были введены по 95 позициям товаров народного потребления и продовольствия. Взимались налоги в рублях, но контрактная цена пересчитывалась. Ставки были выражены в процентах. В этот период государство регулировало экспорт и импорт с помощью таможенного тарифа. Однако 2/3 внешнеторгового оборота приходилось на страны СЭВ, 1/3- на капстраны (по принципу РНБ). При РНБ ставки пошлин были 3-5% (т.е. они были минимальны либо вообще отсутствовали).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.