Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступления России в Парижский клуб кредиторов






Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссииМВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности.

Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1: 1, то сумма может превысить 50 млрд.).

У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги более крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно.

После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около 90 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои обя­зательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.

Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР-

Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ (1 млрд. долл.).

В течение второго этапа - с 1993 по 1995 г. - Россия подписала первые соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в апреле 1993 правительство России заключило первый договор о реструктуризации задолженности перед официальными кредиторами, входящими и Парижский клуб. За этим последовали еще два подобных соглашения в 1994 и 1995 гг., в соответствии, с которыми Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г.

Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договоренности) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долл. Из них -15% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 г.

Наконец, началом заключительного этапа реструктуризации советских долгов можно считать конец 1996 г., когда ведущие рейтинговые агентства мира стали присваивать России кредитные рейтинги (агентствоIBCA первоначально присвоило рейтинг ВВ+, Moody's -Ва2, Standard & Poor's - ВВ-). Достаточно высокий рейтинг, который иностранные эксперты дали России, способствовал росту оптимистических настроений по поводу развития российской экономики. Однако чрезмерный энтузиазм, отчасти спровоцированный рейтингами, привел к тому, что в последующий период происходило стремительное наращивание задолженности, со стороны, как государственных органов власти, так и корпоративного и банковского секторов. При отсутствии системы управления государственным долгом это привело к образованию необоснованно высоких пиковых нагрузок на федеральный бюджет, в частности, в 1998-1999 гг.

Достигнуты договоренности об урегулировании задолженности СССР странам бывшего СЭВ, Южной Кореи, ОАЭ и некоторым другим государствам. Здесь основным инструментом урегулирования выступает метод погашения долга товарными поставками. Реструктуризация внешнего долга (прежде всего, отсрочка на 25 лет в выплате основного долга участникам Парижского и Лондонского клубов) на время смягчила кризис с выплатой внешней задолженности, но принципиально не решила его.

В техническом плане различается реструктуризация, включающая списание долгов, и не включающая. Соглашения о реструктуризации, как с Парижским, так и с Лондонским клубами не включают списание долгов. Это вытекает из того, что Россия не относится к беднейшим странам с высокой задолженностью и обладает огромными сырьевыми ресурсами. Частичное списание долга странами-кредиторами ведет не только к снижению размера российской задолженности, но и к уменьшению сумм платежей по обслуживанию долга. Однако этому преимуществу противостоит потеря кредитоспособности, так что страны, которым частично списан долг, сталкиваются с проблемой получения новых кредитов. Но такая проблема перед Россией не стоит. Значит, облегчение российского платежного баланса может быть достигнута с помощью таких инструментов, как отсрочка погашения задолженности и выплат процентов по кредитам на основе соглашений о реструктуризации. Кроме того, за счет отсрочки по долгам СССР к процессу реструктуризации дола могут быть привлечены новые договоры.

Однако обе эти возможности предполагают готовность кредиторов согласиться на значительные уступки. На это, видимо, им придется пойти, так как крах такого крупного должника, как Россия, может повлечь за собой крах всей финансовой системы Запада. В качестве условий для значительных уступок со стороны западных кредиторов Россия должна согласовать с МВФ новые стабилизационные программы

Главные направления изменения системы планирования и управления внешней торговлей, введенные с 1987г.

Пробуждение экономических интересов у предприятий. Государство вводит схему валютного и рублевого стимулирования с 1 января 1987 года.

Рублевое стимулирование: правительственное постановление, 1964 года, разрешавшее экспортерам перечислять до 5 % валютной выручки. (Совмин СССР). Ни на одном предприятии доступа к валюте не было => рублевое стимулирование.

Схема дифференцированных валютных коэффициентов (ДВК) – это матрица, в которой по строкам – товарная позиция (~ 2000 позиций, позже ~3000).

Нужно было определиться, попадает ли экспортная продукция в этот список, какова валюта платежа => найти валютные коэффициенты (от 1 до 7). Самые большие коэффициенты были в колонке СКВ. Затем позиционную контрактную цену (= контрактная цена) нужно было пересчитать в советские рубли по официальному курсу Центробанка (1$= 0, 6 руб.) и умножить на ДВК. Это позволяло получить предприятиям на 15-30% больше, чем при прежней схеме, т.к. ДВК предлагали отраслевые министерства, матрица утверждалась правительством, а министерства никогда не бросали свои предприятия, помогали им. Эта схема стала называться буфером. Этот механизм просуществовал 4 года, до 1 января 1990 года.

С 1 января 1987 года с целью экономического поощрения предприятий государство вводит 2 перечня нормативов валютных отчислений (НВО).

1-й перечень: НВО за СКВ:

- государство не ввело НВО на базовые позиции советского экспорта (нефть, газ, уголь);

- для других базовых составляющих советского экспорта (металлы)/ НВО при поставке на СКВ устанавливались для сверхпланового экспорта (прокат, трубы, ферросплавы). Но это было невозможно.

- не было НВО для ВПК, только для гражданской продукции. Они были 20-40% < = нормативы размера НВО.

Оба перечня были построены по отраслевому принципу.

2-й перечень:

НВО за переводные рубли. Все тоже самое, кроме количественных параметров – 5-10%.

Например: контрактная цена $1000, НВО = 40%, ДВК = 2.

Экспортер

Банк (э)

ВВО

Внешторг-банк (ВТБ)

импортер

Б

И

$1000 на соответствующий валютный счет ВВО

С 1 января 1988 года ВТБ стал называться «Внешэкономбанком» и занимается долгами СССР, их выплатой и получением.

ВВО дает указание ВТБ со своего рублевого счета перевести Уралмашу на его рублевый расчетный счет $ 1000*0, 6*2=1200 рублей поступает на этот валютный?? счет. Из этой суммы – налоги, з\п, закупка комплектующих, погашение кредита. Это все в течение 1 недели.

С 1 января 1987 года государство разрешило предприятиям брать определенную сумму от валютной выручки, но валюта будет записана на внебалансовый валютный счет экспортера в ВТБ не раньше 2-го квартала года, следующего за годом экспортной поставки.

В 1-м квартале 1988 года Минвнешторг, получив плановые задания, распределяет валютную выручку по ВВО, а потом ВВО разрешает открывать внебалансовые счета предприятиям.

На внебалансовый счет засчитывалось не $400, а 240 инвалютных рублей (400*0, 6). Слово «инвалютные рубли» не печаталось, а писался код USD=001.

Для использования этих денег с внебалансового счета предприятию нужно было произвести встречное рублевое покрытие. Нужно перевести с внебалансового счета в ВТБ рублевой коэффициент, т.е. перевести $ в рубли.

Рублевый эквивалент предприятие уже получило – оно уже запустило следующий оборот производства продукции.

(Разница с сегодняшним днем – сейчас можно позволить эту операцию в любое время и все определяется толщиной рублевого счета.) В то же время перечень предприятий, которые имели на это право, был ограничен.

2 существенных отличия внебалансовых валютных счетов (ВВС):

1. для использования средств, находящихся на ВВС, требовалось произвести предварительное встречное рублевое обеспечение (выкупить валюту); Это было право на валюту.

2. при распоряжении средствами с ВВС банки %% не начисляли.

Через 1 год (в 1988г.) появились балансовые валютные счета - это была уже живая валюта. Им характерны те же 2 условия только в обратном порядке:

1. не надо было выкупать валюту;

2. банки начисляли %%.

При открытии счета и при желании предприятия получить хотя бы часть своей причитавшейся ему валютной выручки живыми деньгами, предприятие должно было перевести всю выручку на внебалансовый??? валютный счет. Сумму зачисляли за вычетом суммы с учетом рублевого коэффициента, т.е. государство урезало сумму на рублевом счете.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.