Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зрительное восприятие и видимость в помещениях






Во многих видах общественных зданий, особенно в спортивных и зрелищных зданиях, где размещается большое число людей, одной из важнейших задач является обеспечение благоприятных условий видимости и зрительного восприятия объектов наблюдения. Это может быть киноэкран, театральная сцена, спортивная арена, концертная эстрада, меловая доска и т.п.

Видимость - это возможность полного или частичного наблюдения объекта, т.е. такое взаимное расположение объекта и наблюдателя, при котором лучи зрения от глаза наблюдателя проходят ко всем или к части точек наблюдаемого объекта.

Под зрительным восприятием понимается возможность воспринять органами зрения с той или иной степенью четкости наблюдаемый объект. Это зависит от многих условий: удаления, величины объекта; состояния атмосферы; яркости объекта, которая зависит от его освещенности; цвета и фона объекта, на котором он воспринимается; угла зрения, под которым наблюдатель видит объект, и т.д. Зрительное восприятие и видимость определяются физиологическими особенностями глаза, непосредственно связанными с мозговой деятельностью человека.

Качество зрительного восприятия формы и соразмерности частей наблюдаемого предмета определяется горизонтальными и вертикальными углами видения. Изменение пропорций наблюдаемого объекта в зависимости от углов зрительного восприятия показа-но схематически на рис. 4.16. Особенно наглядно это можно представить на искажении пропорций фигуры человека в зависимости от вертикального угла зрения.

Обеспечение видимости объекта наблюдения зависит от взаимного расположения в пространстве самого объекта, наблюдателя и сидящих впереди него зрителей. Беспрепятственная видимость - когда в поле зрения каждого зрителя находится полностью весь объект наблюдения. При ограниченной видимости в поле зрения находится только часть объекта наблюдения, а остальная часть заслонена впереди сидящими людьми. Минимально ограниченная видимость - когда видимая часть объекта минимальна, но имеется возможность видимости этой заслоненной части объекта при отклонении зрителя в сторону в пределах 0, 4 ширины места.

 

Рис 4.16. Пропорции наблюдения объекта в зависимости от вертикального угла зрения: а – при луче зрения, перпендикулярном наблюдаемому объекту; б – при угле зрения 60º; h – действительная высота наблюдаемого объекта; h‘– искажение высоты наблюдаемого объекта.

 

Пространственное размещение мест для зрителей определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях, т.е. в плане и разрезе помещения. Линейное и шахматное распо-ложение зрительских мест в плане показано на рис. 4.17. Как очевидно из рисунка, усло-вия видимости в горизонтальной плоскости зависят от удаления мест от сцены, ширины ряда и места, размещения мест относительно объекта наблюдения, т.е. непосред­ственно связаны с планировкой зала и расположением в нем мест для зрителей.

Условия беспрепятственной видимости в вертикальной плоскости обеспечиваются таким взаимным расположением объекта наблюдения и зрителей, при котором лучи зрения от каждого зрителя ко всем частям объекта проходят над головами впереди сидящих людей. Это достигается следующими приемами:

· расположением зрительских мест на горизонтальной плоскости, а объекта -на такой высоте, при которой лучи зрения от каждого зрителя ко всем частям объекта проходят над головами впереди сидящих людей:

· последовательным подъемом рядов зрителей таким образом, что все лучи зрения ко всем частям объекта проходят над головой впереди сидящих людей;

· подъемом объекта наблюдения и мест для зрителей.

Рис 4.17. Шахматное (а) и линейное (б) расположение зрительских мест в плане:
I – зона беспрепятственной видимости; II – зона ограниченной видимости (лучи зрения над головами сидящих через ряд); III – зона еще более ограниченной видимости (лучи зрения над головами сидящих в предыдущем ряду).

 

При построении расположения мест для зрителей в вертикальной плоскости для обеспечения беспрепятственной видимости выбирается наиболее неблагоприятная для видимости нижняя точка объекта наблюдения. Лучи зрения от нее должны проходить над головой впереди сидящего человека. Эта точка называется расчетной точкой видимости.

Геометрические условия зрительного восприятия зависят также от взаимного расположения зрителя и объекта наблюдения в пространстве. Оно определяет степень искажения действительной формы и пропорций наблюдаемого объекта при его зрительном восприятии. Наиболее близкое к действительной форме зрительное восприятие будет в том случае, если биссектриса угла зрения перпендикулярна плоскости наблюдаемого объекта и пересекается с ним в его геометрическом центре; например, если в кинотеатре глаз зрителя расположен против геометрического центра экрана.

В кинотеатрах расчетная точка принимается в центре нижней границы экрана, в аудитории - в центре нижней грани меловой доски. На сценах театров она должна находиться на уровне планшета сцены по ее центральной оси на расстоянии 1-2 м от переднего края авансцены или на линии портала, в цирке - это ближайший к зрителям край барьера. Для трибун стадионов расчетную точку принимают на оси ближайшей к трибуне беговой дорожки, для бассейнов - на оси ближайшей к трибуне дорожки для плавания.

Уровень глаз сидящего зрителя над полом принимается 1, 15 м (средняя величина, установленная на основе антропометрических измерений). Превышение луча зрения над головой впереди сидящего зрителя также установлено на основе антропометрических измерений (С=0, 12÷ 0, 15). В концертных залах для уменьшения подъема рядов мест может применяться ограниченная видимость с превышением луча зрения С = 0, 06 ÷ 0, 08 м.

Рис 4.18 - Профиль подъема рядов мест по наклонной прямой.

 

При расположении рядов мест на наклонной плоскости ступени подъема будут одинаковыми. При этом превышения лучей зрения увеличиваются по мере приближения к сцене (рис. 4.18).Так, на участке в семь рядов мест величина С возрастает во втором ряду в 2, 5 раза. Поэтому для сокращения строительного объема здания применяют профиль подъема зрительских мест, соответствующий кривой наименьшего подъема (рис.4.19). Кривая наименьшего подъема рядов мест близка к гиперболе: пологий подъем в начальной части, ближайшей к объекту наблюдения, с все более увеличивающейся кривизной по мере удаления от него.

Рис 4.19 - Построение подъема рядов мест по кривой наименьшего подъема.

 

В практике проектирования вместо криволинейного применяют профиль подъема рядов мест в виде ломаной линии, состоящей из отрезков наклонных прямых, вписанных в кривую наименьшего подъема, в виде хорд отдельных участков этой кривой. По сравнению с профилем по кривой наименьшего подъема ломаный профиль дает увеличение подъема на 15-25%, но значительно упрощает строительство (рис. 4.20).

Рис 4.20 - Схема к расчету профиля подъема рядов по ломаной линии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.