Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Согласно этому свидетельству тут и путать-то было нечего.






Вот свидетельство архимандрита Сергия Тихомирова из его письма от 18 июля 1903 года (Книга «Преподобный Серафим, Царь и народ. Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903»): «Затем они (кости) были снова расположены в анатомическом порядке, причем нужные указания давал князь Путятин (строитель раки преподобного). Все кости были завернуты в монашеское одеяние... Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные – в перчаточки... Те и другие положены на своих местах ...»

Так кто же, всё-таки, перепутал кости рук и ног Преподобного, и самое главное, зачем? Ведь перепутать их можно было только злонамеренно, потому что во время ежегодного переоблачения никто не ссыпал косточки преподобного в одну кучу, а формы рук и ног облачались отдельно друг от друга.

И что за странные слова произнесла о том периоде 1920-21 года, последняя матушка послереволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря схимонахиня Маргарита Лахтионова: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал ».

Но если здесь «кто-то тихо работал», подменяя и укрывая мощи преподобного от угрозы быть уничтоженными ввиду их неполной сохранности, существуют ли еще и другие свидетельства их подмены, кроме путаницы с расположением костей?

* * *

А также обратим внимание на цвет мощей преподобного Серафима, четко зафиксированный свидетелями разных лет.

При прочтении материалов на эту тему первым делом бросается в глаза то, что согласно акту закрытия мощей от 16 августа 1921 года цвет их стал «... темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года ». (С. Фомин, «В гости к Батюшке Серафиму», Документы о вскрытии мощей).

Какого цвета они сегодня – понятно каждому. Участник обретения этих мощей в 1990 году все тот же архиепископ Истринский Арсений свидетельствует: «Когда сняли куколь, надетый на голову, то поразило светлое, даже белое, пятно на лобной части. Оно значительно отличалось от желтовато-коричневого цвета мощей ».

А какого же цвета они были до вскрытия в 1920-м году? Более желтого? Какого цвета они были при обретении в 1903 году?

Свидетель их первого обретения протоиерей Димитрий Троицкий передал нам точное описание подлинного цвета мощей преподобного Серафима в момент их обретения в 1903 году: «Отец Серафим лежал в гробуна дубовых стружках.Все содержимое гроба, ввидудубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного – белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь – все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба ».

Если кто-нибудь из вас видел этот цвет, то он скажет, что он темно-коричневый, а точнее, практически черный с коричневатым оттенком.

А вот еще одно свидетельство из того времени подтверждающее вышесказанное (В. П. Шнейдер, «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников», Саровские торжества): «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба ».

Но как же тогда эти мощи, пропитанные дубильными веществами от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою, могли еще сильнее потемнеть за несколько месяцев с момента вскрытия их в 1920 году? Ведь, согласно свидетельствам того периода, крышка раки была закрыта почти все это время и открывалась только по просьбе отдельных посетителей, которых практически не было.

* * *

Но предположим, что даже от этого краткого воздействия света мощи преподобного Серафима могли стать еще более темными. Но тогда какого же цвета они должны были бы стать теперь от лежания в течение десятилетий в запасниках Музея атеизма и религии? Полностью черного? Но почему они сегодня по-прежнему желтовато-коричневые, как и были в момент своего закрытия в 1921 году? Почему? Ведь этот цвет решительным образом отличается от «цвета корочки черного ржаного хлеба».

Это уже второй серьезный аргумент подмены их в 1920 году мощами другого человека из-за страха потерять их. Пропитка дубильными веществами не может исчезнуть сама по себе не оставив никаких следов. А если это так, то любое криминалистическое исследование может легко подтвердить или опровергнуть факт подмены.

* * *

В подтверждение этих аргументов в партийных архивах Мордовии в 2001 году была обнаружена загадочная телефонограмма, посланная в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым:

«Настоящим сообщаю: что ПОДЛИННЫЕ останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд». (С. Фомин, «В гости к Батюшке Серафиму», Кощунство).

С момента увоза в Москву и пропажи мощей Преподобного Серафима прошло уже три месяца и вдруг откуда-то появились новые, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»?! Что это за мощи и куда они, в итоге, были доставлены? По утверждению историка Степашкина именно эти «подлинные» мощи были привезены Краснослободским ОГПУ сперва в Пензу, а затем доставлены в Москву, откуда попали в Ленинград в музей Атеизма и религии, где и были обретены в конце 1990 года как подлинные мощи преподобного Серафима Саровского. Но тогда возникает закономерный вопрос, а куда же делись первые, по многочисленным свидетельствам, увезенные еще в апреле 1927 года и пропавшие по дороге в Москву? Ведь телефонограмма содержащая в себе слово «подлинные», говорит о том, что мощей было по крайней мере двое, что опять же свидетельствует о существовании еще и мощей подмены.

* * *

Но, все-таки, самым явным свидетельством подмены мощей преподобного Серафима Саровского, не требующим проведения каких-либо криминалистических и генетических экспертиз, является полное отсутствие следов сросшихся переломов ребра и ноги преподобного на мощах, лежащих в Дивеево. Эти мощи ежегодно переоблачаются уже на протяжении 18 лет, а следы от некогда бывших на них переломов костей так и не появились!

Свидетельство об этих переломах из письма архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: « На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной ».

Но, скажут нам, по свидетельству владыки Арсения архиепископа Истринского от 24.07.2003 года: « у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости! » Но разница «вмятины на грудной кости» от следов перелома ребра весьма велика. А о следах перелома ноги вообще не говорится нигде ни слова!

* * *

Воспоминания о событиях конца 20-х из книги С. Фомина «В гости к Батюшке Серафиму»…

Монахиня Серафима (Булгакова) (в миру София Александровна Булгакова, (1903 – 4.3.1991) — родилась в Москве в интеллигентной семье. Пострижена в монашество была в 1924 г.; проходила послушание в иконописной мастерской. После закрытия Дивеева была посажена в лагерь. По возвращении из ссылки поселилась в с. Выездном, рядом с г. Арзамасом. Здесь же на сельском кладбище и ее могила. Сохраняла многие дивеевские святыни. Автор не раз публиковавшихся воспоминаний о дивеевской жизни) вспоминала:

«Выгонять монахов было трудно. У них почти у всех отдельные келии с отдельными выходами, имелось по несколько ключей. Сегодня выгонят монаха, а назавтра он опять придет и запрется. Служба в церквах еще шла. Наконец в понедельник Крестопоклонной недели приехало много начальства. Сгребли все святыни: Чудотворную икону Живоносного Источника; гроб-колоду, в котором лежал 70 лет в земле Батюшка Серафим; кипарисовый гроб, в котором находились мощи, и другое. Все это сложили между Царскими покоями и северным входом Успенского собора, устроили костер, зажгли. Послушник Борис сумел сфотографировать, он приносил нам показать снимок этого костра. Мощи же Батюшки Серафима, то есть его косточки, как они были облачены в мантию и одежды, все это свернули вместе и вложили в синий просфорный ящик. Ящик запечатали, а сами разделились на 4 партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда они везут мощи».

 

Реакция населения на изъятие мощей Преподобного Серафима Саровского нашла отражение в донесении уполномоченного ОПТУ по Краснослободскому уезду, в котором говорилось: «1927 года апреля 5 дня были взяты останки Серафима, во время этого монахи и жители Сарова очень негодовали и возмущались, говоря, чтобы эти коммунисты провалились и т. п. Жаль только, что выбрали такое время, что ни проехать, ни пройти, да так неожиданно, а то бы известить крестьян окрестных сел, вот они бы и не дали увозить. Кременовские женщины рассказывали, что когда ехали с мощами антихристы, то от Сарова и до Кременок была стрельба и все пули были выпущены, так как они боялись засады в лесу. Если бы это знали крестьяне, то мощи были взяты обратно. Гр. Вера Соловьева, проживающая в с. Дивееве, говорила, что когда приехали в Глухово, то останки Серафима были поставлены в конюшне, и женщина, вышедшая на двор, почувствовала, что двор наполнился каким-то благоуханием, и, возвращаясь в дом, сказала: «Что это такое вы везете?» — «Серафима», — ответили коммунисты и после этих слов тут же уехали, боясь, как бы чего плохого не вышло из этого. По слухам, колоду-гроб хотел было купить Шувалов для спасения». Подтверждает некоторые факты и монахиня Серафима (Булгакова): «Ящик со святыми мощами повезли на Арзамас через село Онучино, где и остановились ночевать и кормить лошадей. Однако как бы ни хотели скрыть концы, но, когда тройка со святыми мощами въехала в село Кременки, там на колокольне ударили в набат».

Выехавшие из Сарова отряды направились в разные стороны. Один ехал в Пензу и вез изъятые в монастыре реликвии Серафима (епитрахиль, мантии, вериги и т. п.), другой — в Москву с мощами Преподобного. О дальнейшей судьбе святых останков существует предание, переданное той же монахиней Серафимой (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе.

Говорили, что, приехав на ночлег, кощунники ящик со святыми мощами заперли в амбаре, а ключи взяли себе. Но сами сильно выпили». (С. Фомин, «В гости к Батюшке Серафиму», Кощунство).

Одну из версий по этому случаю приводит в своем интервью архиепископ зарубежной Церкви Лазарь (Журбенко): «В 1966 году я был в Дивееве с тамбовскими и дивеевскими монахинями. Приехали мы ко дню преп. Серафима 19 июля / 1 августа. Молились мы по келейному, как обычно делают миряне, когда они пребывают без диакона или священника. На следующий день мы пошли на Казанский источник, потом матушка Анна (Троегубова) провела меня по канавке, к нам подошли две монахини и сказали о том месте в Дивееве, где сокрыты мощи Преподобного.

Не весь Дивеевский монастырь знал об этом, а лишь избранные монахини. — Мы старые, можем умереть, а ты молодой — передаем тебе это знание, - сказали они. И они показали это место. История обретения мощей от безбожных такова: матушка Анна жила с десяти лет при монастыре. Брат ее о. Гедеон, Последствии мученик, жил в Сарове. В 1927 году монастырь закрыли, а он жил при нем как лесничий. Когда безбожники приехали забирать мощи, чтобы увезти в Москву, он прознал об этом и послал свою сестру, матушку Анну, в Дивеево, известить об этом игумению: «Мощи преп. Серафима забирают». Тогда игумения снарядила своих монахинь и они прибыли в Арзамас, где у монастыря имелась гостиница, отобранная большевиками, хотя часть ее еще продолжали занимать монахини. И вот вечером приехали чекисты с ящиком. Монахини их накормили колбасой до отвала, напоили водкой, так что они лежали без памяти. Тогда монахини расколотили ящик, забрали мощи преп. Серафима, погрузили на лошадь и увезли в Дивеево. Там их спрятали, и только малое число доверенных людей знали об этом месте. Вот такая история, передаю ее точно, как мне рассказывали». (Православная Русь. Джорданвилль. 1991. №22. С. 6).

Через некоторое время в том же издании было опубликовано письмо одной из монахинь Дивеевского монастыря русской паломнице. Приводим его полностью: «О вашем рассказе, когда я прочитала, я пошла рассказать матушке схм. Маргарите (Схимонахиня Маргарита (в монашестве Мария, в миру Евфросиния Фомовна Лахтионова, 25.9.1899 1» 27.1/9.2.1997) — последняя из остававшихся в живых насельниц Дивеевской обители. До открытия обители жила в с. Вертьянове. О Дивееве она говорила: «Это место подымет теперь всю Вселенную». — С. Фомин), о которой вы пишите как о мат. Евфросинии (до схимы). Она живет на 1-м этаже колокольни. Я на 3-м. Прочитала ей рассказ архиепископа Лазаря. Она хорошо помнит м. Анну Троегубову и ее брата о. Гедеона. Она тоже была среди тех монахинь, которых матушка игумения по просьбе о. Гедеона посылала в Саров в 1922-1923 гг. (точно не помнит) проститься с Батюшкой Серафимом. Когда они пришли в Саров, то монахи их успокоили, что мощи никуда не увезут. Отслужили торжественно всенощную, после Литургии они ушли обратно в Дивеево. Чекисты приезжали, но тогда мощи не забрали. Матушка Маргарита говорит, что может и действительно монахи их напоили, да что-нибудь им другое подложили. А говорили еще так тогда: будто бы приснился кому-то из большевиков преп. Серафим и сказал, чтобы пока его не брали и дал им просфору. Тех это напугало. Еще матушка Маргарита рассказывала, что тогда стояли попеременно у мощей два иеромонаха, о. Гурий и о. Маркиан (Маркеллин — С. Фомин), которого посылали ехать с мощами на Кавказ. Тот не согласился, веря, что Преподобный не дастся большевикам. Потом он об этом очень жалел. «Когда мощи еще лежали, – рассказывает м. Маргарита, — то во время службы одному монаху, о. Иоанну, келейнику о. Анатолия (последний Саровский затворник и чудотворец), когда он сидел в алтаре и слегка задремал, было видение. Вдруг увидел он преп. Серафима, как он встал живой из раки, поклонился и сказал: «Вот теперь я ухожу». И после этого всех разогнали и мощи тогда увезли. Это было в 27-м году. Но нам бы о. Гедеон сказал, куда их девали, и если бы они были здесь, он бы нам это сказал. Он очень близок был нам. Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал. Потом говорили, что мощи в склепе м. Александры. Но вот же, разрывали и не нашли; значит, тогда увезли. Ведь здесь и часовню матушки Александры потом разрушили; странно было бы здесь их оставлять. Кто-то тогда увез ». Вот так мне рассказывает матушка Маргарита. Я сама могу только подтвердить, что как-то раз после того, как объявили, что нашлись мощи Преподобного, то у нас в Дивеево на могилке м. Александры в спешном порядке начали вести раскопки. Все было тайно, так что мы и сами не знали, что именно ищут. Это было зимой. Трактором разбили верхний слой асфальта и землю, огородили все фанерой и вели раскопки несколько даже ночей в мороз. Тогда были еще у нас служащими Покровские: о. Игорь, о. Кирилл. Они все время следили за работами. Приглашали туда и м. Маргариту. Она им указывала место, где предполагали нахождение мощей. Но тогда ничего не нашли. В июне и июле 1991 г. раскопки повторили. Приезжали уже археологи. Закончили прямо перед праздником и перенесением мощей в Дивеево. Работа по раскопкам мощей велась открыто, и мы могли все видеть. Дошли до глубины, в которой находился гроб м. Александры; рядом тоже обрыли вокруг склепа схм. Марфы и мощи Елены (Мантуровой). Отрыли ножку матушки Александры, т. е. стопочку. Косточки уже почерневшие, но сохранившиеся, несколько пальчиков разбиты кирпичом, упавшим от склепа еще когда рыли зимой. Потом все зарыли. Я так теперь думаю, что до последнего искали здесь мощи Преподобного. Но то, что м. Маргарита не встречала св. мощей, то это неверно. Она даже дала свечку нашему протодиакону о. Владимиру, которую еще при своей жизни передал сам Преподобный сестрам со словами: «С этой свечой будете встречать меня в Дивеево». Так она переходила от сестры к сестре и хранилась до этого события у м. Маргариты. С этой свечой и встретили. Да, еще, летом раскопки вели по благословению Патриарха. Так что я думаю, что и он прислушивался к рассказам о захоронении мощей Преподобного в Дивеево. Вот все, что я могла написать». (О мощах преп. Серафима. (По следам публикаций журнала). // Православная Русь. Джорданвилль. 1995. № 3. С. 14). (С. Фомин, «В гости к Батюшке Серафиму», Комментарии).

[ Для размышлений: свечка для встречи мощей еще осталась и не была сожжена до конца, а один священник, участник тех событий, говорил мне, что матушка Маргарита холодно приняла эти мощи. ]

* * *

Из слов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об обретении мощей преподобного Серафима:

«В 1920 году в городе Темникове Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились.

Далее след вел в Москву, в Донской монастырь — в разместившийся там тогда музей атеизма, а затем терялся.

Как стало ясно теперь, из Донского монастыря мощи были перевезены в Казанский собор Ленинграда, в музей истории религии и атеизма».

[ Комментарий: Документальных доказательств перевоза мощей в Ленинград не существует. Документ 1947 года: «отдельные предметы (хранившееся в Москве в ковчежце с частицами мощей Св. Серафима, – ред.) — епитрахиль, поручи и др. упакованы и отправлены в Ленинград, ящик № 268» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Л. 7). В этих документах идет речь лишь о частице мощей, но никак не о самих мощах.]

«Но, видимо, сразу после прибытия в музей они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились.

«Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году». (" Московский церковный вестник". 1991 г., № 14 (59)).

[ Комментарий: По книге С. Фомина «В гости к Батюшке Серафиму»: «В июне 1920 года состоялось заседание Совнаркома под председательством В. И. Ленина, поручившее наркомату юстиции разработать положение о ликвидации мощей «во всероссийском масштабе». 25 августа 1920 года данный документ был подписан наркомом юстиции Д. И. Курским и разослан на места для исполнения. И были факты физического уничтожения мощей не имевших признаков полной сохранности. На основании именно этого положения в ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд советов принял решение о вскрытии раки с мощами Преподобного Серафима Саровского».

Но вскрытие мощей произошло только 17 декабря 1920 года, так что до этого времени саровские монахи вполне могли узнать о предстоящем действии и свободно подменить мощи преподобного Серафима Саровского, предотвратив угрозу их физического уничтожения. ]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.