Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты валютных правоотношений






1) резиденты:

§ а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

§ б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

§ в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

§ д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

§ е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

2) нерезиденты:

§ а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

§ б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

§ в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

§ г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

§ д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

§ е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

§ ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.

Валютные операции:

§ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

§ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

§ приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

§ ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

§ перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

§ перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

 

 

51. Принципы банковской деятельности;

Выделяют следующие принципы банковской деятельности, как:

1. Принцип экономической свободы определен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

3. Принцип единого экономического пространства. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется свободное перемещение финансовых средств. В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции. Данный конституционный принцип получил дальнейшее развитие в ФЗ «О защите конкуренции».

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности лежит в основе построения правового государства. Принцип законности обязателен как для кредитных организаций, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.

7. Принцип инициативности и добросовестности банкира является основой его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.

8. Принцип свободы договора означает, что участники банковских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида и условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил.

9. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественных услугах), наличие коммерческой тайны.

10. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Кредитная организация может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты, причем можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов был причинен ущерб.

 

62. Финансово-правовые санкции;

Финансово-правовая санкция представляет собой элемент фи­нансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоб­людения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессу­альном порядке. Финансовые санкции — это меры государственного принуж­дения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возла­гающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-пра­вовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответствен­ности. За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ. За бюджетные правонарушения санкции предусматриваются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах на очередной фи­нансовый год. Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Особенность финансово-правовых санкций про­является в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает воз­можность применения к нарушителям бюджетного законода­тельства иных мер в соответствии с федеральными законами. Установление финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве объясняется отсылочным характером норм БК РФ, устанавливающих составы бюджетных правонарушений. По замыслу законодателя в бюджетных правоотношениях меры от­ветственности и их размер должны содержаться в КоАП РФ. Однако такой подход разрывает охранительную финансово-пра­вовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установле­ны КоАП РФ только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии ежегодного федерального закона о федеральном бюджете. Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых право­отношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финан­сово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воз­действия на правонарушителя с целью общей и частной превен­ции. Специфические признаки позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых: - применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины; - они предусмотрены нормами финансового права; - являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства; - имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства; - основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер; - могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям); - в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях; - денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования; - правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя; - имеют специфические виды принуждения; - для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих. Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты. Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоя­тельств совершения правонарушения. Размеры финансовых санкций предусматриваются специаль­ными статьями нормативных правовых актов отраслевого зако­нодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денеж­ная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджет­ных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между со­бой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д. Несмотря на различные способы исчисления, все финансо­вые санкции имеют общую юридическую природу и характер­ную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у фи­зического лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-право­вых санкций зависит от их вида. Нарушение финансового законодательства неминуемо при­чиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрали­зации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя. Функции финансовых санкций Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею. Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ. Превентивная (предупредительная) функция ответственности главной целью имеет недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него. Защитная или правовосстановительная (компенсационная) функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. Наиболее отчетливо правовосстановительная (компенсационная) функцию проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования). Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. Финансово-правовые санкции — это применение уполно­моченными на то государственными органами и их должнос­тными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи­ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выража­ющихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью: 1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, 2) возмещения недополученных бюджетом и внебюд­жетными фондами денежных поступлений, а также 3) наказания нарушителей. Вопрос 2. Виды финансовых санкций Правовосстановителъные и карательные санкции В финансовом праве применяются санкции, которые извест­ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще­ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера­ций по счетам в кредитных организациях). Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены: - на устране­ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра­зованию финансовым правонарушением, - на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства. Принудитель­ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще­ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени. Со­гласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законо­дательством срок, и носит компенсационный характер. Следо­вательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов явля­ется налоговой санкцией, обусловленной юридической приро­дой налогового обязательства. Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового за­конодательства, можно считать законную неустойку, применя­емую в гражданско-правовых отношениях. Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму, опреде­ленную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновид­ностей неустойки является пеня, которая может быть договор­ной и законной. Законная неустойка устанавливается законода­тельством и применяется независимо от соглашения сторон. Наибольшее распространение пеня как разновидность фи­нансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Со­гласно ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, кото­рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установ­ленными законодательством о налогах и сборах сроки. Государ­ственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет де­нежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда. Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, финансово-правовая пеня это до­полнительное обременение для правонарушителя. Размер пени как финансово-правовой санкции определен в за­конодательстве - НК РФ, БК РФ др. Пеня является мерой юридической ответственности и содержит ее необходимые признаки: = условия применения и механизм взыскания пени установле­ны законодательством; = основанием применения пени выступает нарушение финан­сового законодательства; = пеня является следствием совершения финансового право­нарушения и связана с реализацией санкции финансово-право­вой нормы; = взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением; = уплата начисленной пени означает добровольную реализа­цию финансово-правовой (налоговой) обязанности; = взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме. Финансово-правовые пени в отличие от гражданско-правовых: = не могут быть установлены соглашением сторон; = суммы этих пеней взыскиваются исклю­чительно в доход государства или муниципальных образова­ний; = взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бес­спорном порядке уполномоченными государственными органа­ми, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд. Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов. Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкос­новенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конститу­ции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В некоторых случаях финансовое законодательство предус­матривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, нало­говые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч­ку по уплате санкции. Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др. Штраф как мера финансово-правовой ответственности прин­ципиально отличается от административного штрафа и граждан­ско-правового штрафа. Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения: во-первых, финансовый штраф не мо­жет быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа; во-вторых, исключается возможность взыскания штра­фа и обжалования постановления 6 наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях; в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взыс­канием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ). Финансовый штраф надо отличать и от гражданско-правового штрафа: = финансовый штраф, налагаемый за финансо­вые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, полу­чателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у ор­ганизации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия. =финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф, может устанавливаться, соглаше­нием сторон. Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пе­ней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем: штраф недоимка и пеня основанием является соверше­ние финансового правонарушения, правильная его квалифика­ция, индивидуализация суммы денежного взыскания. основани­ем является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необхо­димости государственно-властное принуждение к их исполне­нию носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также мо­гут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств размеры всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонару­шением, может быть подсчитана достаточно точно взыскание штрафа является результатом правоохранитель­ной деятельности государственных органов и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности правонару­шитель может уплатить самостоятельно, без вмешательства государствен­ных органов Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Единую правовую природу финансовых санкций подчерки­вает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов. В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финан­сово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру­гими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим­ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба. Классификация финансово-правовых санкции возможна и по другим критериям. По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов. По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено - Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д. По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. Неустойка - вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Гражданский кодекс статья 330. Штраф - денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме. Пеня - санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф. Блокировка счетов: налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях: - при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов; - в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней. Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях - меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства (БК РФ ст. 282). Правовосстановительные санкции направлены: - на устране­ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра­зованию финансовым правонарушением, - на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства. Принудитель­ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще­ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени. Со­гласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законо­дательством срок, и носит компенсационный характер. Следо­вательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов явля­ется налоговой санкцией, обусловленной юридической приро­дой налогового обязательства. Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового за­конодательства, можно считать законную неустойку, применя­емую в гражданско-правовых отношениях. Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму, опреде­ленную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновид­ностей неустойки является пеня, которая может быть договор­ной и законной. Законная неустойка устанавливается законода­тельством и применяется независимо от соглашения сторон. Наибольшее распространение пеня как разновидность фи­нансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Со­гласно ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, кото­рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установ­ленными законодательством о налогах и сборах сроки. Государ­ственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет де­нежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда. Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, финансово-правовая пеня это до­полнительное обременение для правонарушителя. Размер пени как финансово-правовой санкции определен в за­конодательстве - НК РФ, БК РФ др. Пеня является мерой юридической ответственности и содержит ее необходимые признаки: = условия применения и механизм взыскания пени установле­ны законодательством; = основанием применения пени выступает нарушение финан­сового законодательства; = пеня является следствием совершения финансового право­нарушения и связана с реализацией санкции финансово-право­вой нормы; = взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением; = уплата начисленной пени означает добровольную реализа­цию финансово-правовой (налоговой) обязанности; = взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме. Финансово-правовые пени в отличие от гражданско-правовых: = не могут быть установлены соглашением сторон; = суммы этих пеней взыскиваются исклю­чительно в доход государства или муниципальных образова­ний; = взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бес­спорном порядке уполномоченными государственными органа­ми, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд. Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов. Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкос­новенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конститу­ции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В некоторых случаях финансовое законодательство предус­матривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, нало­говые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч­ку по уплате санкции. Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра­вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др. Штраф как мера финансово-правовой ответственности прин­ципиально отличается от административного штрафа и граждан­ско-правового штрафа. Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения: во-первых, финансовый штраф не мо­жет быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа; во-вторых, исключается возможность взыскания штра­фа и обжалования постановления 6 наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях; в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взыс­канием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ). Финансовый штраф надо отличать и от гражданско-правового штрафа: = финансовый штраф, налагаемый за финансо­вые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, полу­чателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у ор­ганизации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия. =финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф, может устанавливаться, соглаше­нием сторон. Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пе­ней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

Источник: https://webarhimed.ru/page-655.html © мой блог

 

54. Система, принципы и источники финансового права;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.