Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция психосоциального развития личности Э.Эриксона






В основе эпигенетической теории развития личности Э.Эриксона лежит психосоциальная модель развития, представляющая отношения Я человека и общества на различных этапах онтогенеза. Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Развитие Эго неизбежно связано с социокультурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти. Личность развивается в рез-те разрешения социальных конфликтов, специфичных для каждого возраста. Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом. На каждой стадии развития чел-к сталкивается с соц. конфликтом, кот. чел-к может разрешить положительно или патологическим образом. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положит, качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, что гарантирует дальнейший личностный рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент. Если кризис вовремя не разрешается, дилемма будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития. От этого зависит, как будет формироваться личность («Я», «Эго-Идентичность») 1. (1-й год жизни) - орально-сенсорная - предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру. 2. (1-3 года) – мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или зависимости, стыда и сомнений. 3. (3-6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативности или вины. 4. (6-12 лет) – латентная – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. 5. (12-19 лет) – подростковая – закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. 6. (20-25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. 7. (26-64 года) – средняя зрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя. 8. (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния. Достоинства теории Эриксона: - Рассматривается развитие человека на протяжении всей жизни - Рассматривается переходы от одной стадии к следующей, накапливание изменений.

- теорию называют эпигенетической, т.к. все стадии связаны друг с другом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.