Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 42 Конец борьбы





Когда окончится тысяча лет, Христос снова придет на землю в сопровождении сонма искупленных и верениц ангелов. Когда Он нисходит в потрясающем величии, то повелевает всем умершим нечестивым воскреснуть, чтобы принять свою участь. Они выходят из могил В великом множестве, бесчисленные, как песок морской. Как резко отличаются они от тех, кто воскрес при первом воскресении! Праведники облечены в бессмертную юность и красоту! Нечестивые несут на себе следы болезней и смерти.
Глаза всех в этой громадной толпе обращены на славу Сына Божьего. Множество нечестивых единодушно восклицают: " Благословен Грядущий во имя Господне! " Но не любовь к Иисусу вынуждает их произнести эти слова. Сила истины вырывает из их уст эти невольные слова. Нечестивые выходят из могил с той же враждебностью ко Христу и с тем же самым духом возмущения и непримирения, с которыми они сошли туда. У них не будет больше времени благодати, чтобы исправить пороки прошлой жизни. Этот испытательный срок ничего не изменил бы. Жизнь, проведенная в беззаконии, не смирила их сердец. И если бы время благодати было даровано им вновь, они провели бы его, как прежде, уклоняясь от выполнения требований Бога и восставая против Него. [663]
Христос восходит на Елеонскую гору, откуда Он и вознесся после Своего воскресения и где ангелы повторили обетования о Его возвращении. Пророк говорит: " Придет Господь Бог мой и все святые с Ним". " И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская... весьма большою долиною". " И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его - едино" (Зах. 14: 5, 4, 9). Когда затем в ослепительном великолепии с неба сходит Новый Иерусалим, он опускается на место, очищенное и приготовленное для него. И Христос вместе со Своим народом и ангелами входит во Святой город.
Теперь сатана готовится к последней великой битве за власть во Вселенной. Лишенный силы и возможности обольщать людей, князь зла находился в жалком и отчаянном состоянии, но теперь, после воскресения нечестивых, он видит, что на его стороне огромное множество. Его надежды оживают, и он решает не сдаваться в великой борьбе. Он поведет все армии погибших под своим знаменем и с их помощью попытается осуществить свои мечты. Нечестивые - его пленники. Отвергнув Христа, они признали власть главаря мятежников и готовы повиноваться его приказам и указаниям. Однако, верный своему коварству, он не открывает своего настоящего лица. От выдает себя за полноправного владыку этого мира, у которого незаконным образом отобрано его владение. Он представляется как освободитель своим обманутым подданным, заверяя, что это его силой они выведены из могил, и теперь он намерен освободить их от самой ужасной тирании. В отсутствие Христа сатана творит чудеса, чтобы доказать правомерность своих притязаний. Слабых он делает сильными, воодушевляя всех своим духом и энергией. Он предлагает им пойти на стан святых и приступом овладеть градом Божьим. Со злорадным торжеством он указывает на несметные миллионы воскресших из мертвых и заявляет, что, будучи их предводителем, он силен низложить город и вернуть себе свой престол и царство. [664]
В этой несметной толпе есть множество долгожителей допотопного мира, людей исполинского телосложения и могучего интеллекта, которые, попав под власть падших ангелов, посвятили все свои знания и дарования самовозвышению. Это люди создали шедевры искусства, перед их гением преклонялся мир, но своей жестокостью и чудовищными изобретениями они осквернили землю, исказили образ Божий и заставили Господа стереть их с лица земли. Здесь цари и полководцы, побеждавшие целые народы, храбрые мужи, не знавшие поражения ни в одном сражении; гордые и надменные воины, при одном приближении которых трепетали царства. Смерть не изменила их. Выйдя из могил, они продолжают думать о том, что волновало их перед смертью. Ими управляет та же страсть к завоеваниям, которая обуревала их в прошлом.
Сатана советуется со своими ангелами, а также и с царями, завоевателями и сильными мира сего. Сознавая свою силу и численное превосходство, они заявляют, что армия за стенами города мала по сравнению с их силами, и ее можно одолеть. Они составляют планы овладения богатством и славой Нового Иерусалима. И все тотчас же начинают готовиться к битве. Искусные оружейники сооружают боевые средства. Военачальники, прославившиеся своими победами, выстраивают воинов.
Наконец отдается приказ к наступлению, и несметные полчища трогаются с места. С тех пор как начались войны на земле, у земных завоевателей не было такой армии, представляющей собой объединенные силы всех времен. Сатана, самый могущественный воитель, идет впереди, а его ангелы объединяют силы для этой последней схватки. В его рядах - цари и воины, и все множество людей разделены на отдельные полки, и у каждого из них свой предводитель. В полном боевом порядке сомкнутые ряды движутся вперед по искореженной, вздыбленной земле к граду Божьему. По повелению Иисуса ворота Нового Иерусалима закрываются, и сатанинские полчища окружают город, готовясь к нападению. [665]
Теперь враги Христа снова видят Его. Высоко над городом, на основании из ослепительного золота утвержден престол, высокий и превознесенный. На нем сидит Сын Божий, а вокруг Него - подданные Его Царства. Ни одно перо не в состоянии описать и ни один язык не в состоянии выразить могущество и величие Христа. Слава Вечного Отца окружает Сына. Свет Его присутствия наполняет собой град Божий, проникает через ворота, освещая своим сиянием всю землю.
У самого престола стоят те, кто когда-то ревностно служил сатане, но кто, подобно головне, выхваченной из огня, с глубоким, искренним посвящением пошел за своим Спасителем. А за ними стоят те, кто среди обмана и неверия достиг христианского совершенства, кто чтил Закон Божий, тогда как весь христианский мир объявил его ненужным; и дальше - миллионы мучеников за веру из всех народов и веков. А внизу стоит " великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков... пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих" (Откр. 7: 9). Их борьба окончена, победа одержана. Они прошли жизненное поприще так, что удостоились награды. Пальмовые ветви в их руках - символ их победы, а белые одеяния олицетворяют незапятнанную праведность Христа, которая теперь стала и их праведностью.
Из уст искупленных раздается песнь хвалы, которая отзывается эхом под небесными сводами: " Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! " (Откр. 7: 10). Голоса ангелов и серафимов сливаются с восторженным хором спасенных. Когда искупленные увидят силу и злобу сатаны, они, как никогда раньше, поймут, что только сила Христова могла сделать их победителями. Во всем этом ослепительном множестве искупленных не встретится никто, кто бы мог приписать свое спасение себе, сказать, что победа достигнута его собственной добродетелью и силой. Ни слова не говорится о том, что они сделали и перенесли. Лейтмотивом каждой песни и гимна будут слова: " Спасение Богу нашему и Агнцу". [666]
Собравшиеся обитатели земли и неба окончательно признают и коронуют своим Владыкой Сына Божьего. И теперь, облеченный наивысшим величием и силой, Царь царей произносит приговор над восставшими против Его правления и совершает справедливый суд над теми, кто нарушал Его Закон и угнетал Его народ. Пророк Божий говорит: " И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Откр. 20: 11, 12).
Как только откроются книги и Иисус устремит Свой взгляд на нечестивых, они вспомнят все грехи, которые когда-либо совершили. Они увидят, в какой момент жизни сошли с пути чистоты и святости и как гордость и своеволие привели их к нарушению Закона Божьего. Словно написанные огненным пером, перед ними предстанут те обольстительные искушения, которым они уступали через греховное самоугождение; неправильно использованные благословения; презрительное отношение к вестникам Божьим; отвергнутые ими предостережения; волны Божественной милости, разбившиеся об их упрямые непокаявшиеся сердца.
Над престолом возвышается крест, и, как бы в панораме, сменяя друг друга, проходят сцены искушения и падения Адама и последующие события великого плана спасения. Скромное рождение Спасителя; Его юность, прошедшая в послушании и простоте; Его крещение в Иордане; пост и искушение в пустыне; Его служение, открывшее людям самые ценные благословения Неба; дни, насыщенные делами любви и милосердия; ночи молитвы и бодрствования среди одиночества гор; заговоры, вызванные завистью, ненавистью и злобой в награду за Его благодеяния; таинственная, страшная мука в Гефсимании, когда над Ним тяготело непосильное бремя грехов всего мира; вот Он предан Иудой в руки кровожадной толпы; вот страшные события той ужасной ночи, когда Его, Узника, не оказывающего сопротивления, оставленного самыми близкими учениками, вели по улицам Иерусалима, грубо толкая вперед; Сын Божий, приведенный толпой со злорадным торжеством к Анне и судимый в первосвященническом дворце; в судилище Пилата, перед трусливым и жестоким Иродом, где Он осмеян, поруган, мучим и осужден на смерть, - все это ярко представлено в панораме. [667]
Затем трепещущей толпе открываются последние сцены - терпеливый Страдалец идет на Голгофу; Царь Неба висит на кресте; надменные священники и глумящаяся чернь издеваются над Его предсмертными муками; сверхъестественная тьма; содрогающаяся земля, грохот рассевшихся скал, отверстые могилы, ознаменовавшие собой момент смерти Искупителя мира.
Это страшное зрелище предстает во всей своей подлинности. Сатана, его ангелы и приверженцы не могут отвести глаз от картины своих собственных деяний. И каждый участник этих событий вспоминает ту роль, которую он сыграл. Ирод, по приказу которого были убиты невинные младенцы Вифлеема, чтобы таким путем погубить Царя Израильского; подлая Иродиада, на совести которой лежит кровь Иоанна Крестителя; слабовольный, приспосабливающийся к обстоятельствам и времени Пилат; глумящиеся солдаты; священники, начальники и обезумевшая толпа, кричащая: " Кровь Его на нас и на детях наших", - все они видят чудовищность своей вины. Они напрасно пытаются укрыться от Божественного величия и славы Его лица, превосходящего Своим сиянием славу солнца; в это же время искупленные бросают свои венцы к ногам Спасителя и восклицают: " Он умер за меня! "
Среди сонма искупленных есть и апостолы Христа. Здесь героический Павел, пламенный Петр; любящий и любимый Иоанн и их преданные собратья, а вместе с ними огромное множество мучеников; за стенами же города находятся те, кто преследовал, заточал в темницу, убивал их, - люди, исполненные всевозможных пороков и мерзостей. Здесь Нерон - это жестокое и развратное чудовище. Он видит теперь радость и счастье тех, над кем некогда издевался и в чьих страшных мучениях находил сатанинское наслаждение. Его мать также здесь - она видит плоды своего воспитания: ведь, унаследовав от нее определенные черты характера, находясь под ее тлетворным влиянием и руководствуясь ее примером, ее сын совершил преступления, которые заставили содрогнуться мир. [668]
Здесь папские служители и прелаты, которые мнили себя посланниками Христа, дыбой, темницами, кострами делая все возможное, чтобы поработить совесть Его народа. Здесь высокомерные папы, которые ставили себя выше Бога и присвоили себе право изменять Закон Всевышнего. Эти так называемые отцы церкви должны будут давать отчет Господу, от Которого они с радостью убежали бы. Слишком поздно они убеждаются, что Всеведущий Бог - Ревнитель Своего Закона и что Он ни в коем случае на оправдывает виновного. Они видят теперь, что Христос на стороне страдальцев, и сознают всю силу Его слов: " Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25: 40).
Все нечестивые, обвиняемые в измене Небесному правлению, теперь предстают перед судом Божьим. У них нет защитника; для них нет оправдания, и им выносится смертный приговор.
Теперь всем становится очевидно, что последствиями греха являются не высшая степень свободы и вечная жизнь, а рабство, разрушение и смерть. Нечестивые видят, чего они лишились вследствие своего упрямства и непослушания. Они с презрением отнеслись к превосходящей и вечной славе, предложенной им, но какой желанной она теперь кажется им! " Все это, - восклицает погибший грешник, - я мог бы иметь, но я предпочел все это отвергнуть". " О, роковое ослепление! Я променял мир, счастье и честь на отчаяние, страдание и позор! " Все понимают, что их справедливо не допустили на Небо. Своей жизнью они заявляли: " Мы не хотим, чтобы Этот Человек Иисус правил нами". [669]
Как зачарованные нечестивцы смотрят на воцарение Сына Божьего. Они видят в Его руках скрижали Божественного закона, заповеди, которые они презирали и нарушали. Они слышат голоса искупленных, полные изумления, восторга и обожания, и когда чарующие звуки музыки доносятся до толпы, стоящей за воротами города, все единогласно восклицают: " Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! " (Откр. 15: 3) и, простершись ниц, поклоняются Князю жизни.
При виде славы и величия Христа сатана словно парализован и поражен молнией. Тот, кто некогда был осеняющим херувимом, вспоминает, откуда он ниспал. Светлый серафим, " сын зари", как он изменился! Как он пал! Он навсегда исключен из совета, где когда-то пользовался уважением. Он видит, что теперь другой стоит перед Отцом, покрывая Его славу. Он видит, как ангел величественной осанки, могучего вида и приятной наружности возлагает на голову Христа венец, и знает, что эта высокая честь принадлежала бы ему, Люциферу.
На память ему приходят обитель его невинности и чистоты, внутренний мир и удовлетворение, которыми он обладал, пока не начал роптать против Бога и завидовать Христу. С какой поразительной отчетливостью он вспоминает свои обвинения, восстание, всевозможные хитрые уловки, к которым он прибегал, чтобы завоевать симпатию и поддержку ангелов, - тогда Бог еще мог даровать ему свое прощение, но он наотрез отказался раскаяться. Перед его мысленным взором проходит все, что он совершил: вражда между людьми; ужасные смертоубийства; возникновение и падение царств; государственные перевороты и длинная цепь восстаний, конфликтов и революций. Он вспоминает свои постоянные попытки противодействовать работе Христа и все глубже топить человека в пучине греха. Он видит, что его адские заговоры оказались бессильными уничтожить тех, кто всецело доверялся Иисусу. И, оглядываясь на свое царство, плоды своих трудов, сатана видит только поражение и гибель. Он заставил это множество народа поверить, что град Божий будет легкой добычей, но он знает, что это ложь. Неоднократно в этой великой борьбе он терпел поражение и вынужден был отступать. И ему также хорошо известны сила и величие Вечного. [670]
Великий мятежник всегда ставил перед собой цель оправдаться и возложить ответственность за свое восстание на Божественное правление. Для этого он напрягал все силы своего могучего интеллекта. Работая обдуманно, систематически и имея удивительный успех, он побуждал огромное множество людей принимать его точку зрения относительно этой великой, вековечной борьбы. На протяжении долгих тысячелетий этот великий мастер заговоров подменял истину ложью. Но теперь настало время, когда его восстанию должен быть положен конец, а его намерения и характер должны быть раскрыты перед всеми. Этот великий обманщик полностью разоблачает себя последней попыткой лишить Христа престола, уничтожить Его народ и завладеть градом Божьим. И все объединившиеся с ним видят полнейший провал его замыслов. Сатанинские козни против правления Божьего становятся очевидны последователям Христа и верным ангелам. И все испытывают отвращение к нему.
Сатана видит, что его упорное непослушание сделало невозможным его пребывание на Небе. Он долгое время упражнял свои силы в борьбе против Бога; чистота, мир и царящая на Небе гармония были бы для него мучительной пыткой. Его обвинения против милосердия и справедливости Божьей теперь умолкают. Упрек, который он осмелился бросить Иегове, обратился против него самого. Теперь сатана преклоняется перед Богом и признает справедливость вынесенного ему приговора.
" Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои" (Откр. 15: 4). Все вопросы истины и заблуждения, бывшие предметом долгих споров, теперь становятся ясными. Взору всех сотворенных разумных существ открываются последствия восстания, результаты отвержения Божественных предписаний. Вся Вселенная видит, к чему приводит правление сатаны и к чему - правление Божье. Сатана осужден своими же делами. Божья мудрость, Его справедливость и доброта полностью реабилитированы. Все понимают, что во всех Своих действиях в этом великом противоборстве двух сил Бог преследовал цель вечного блага для Своего народа, а также и для всех сотворенных Им миров. " Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои" (Пс. 144: 10). [671]
История греха во всю вечность будет свидетельствовать о том, что счастье всех сотворенных Господом существ неотделимо от соблюдения Закона Божьего. Ознакомившись с фактами великой борьбы, вся Вселенная, и верные Богу, и мятежники единодушно признают: " Праведны и истинны пути Твои, Царь святых".
Всей Вселенной ясно показана великая жертва, принесенная Отцом и Сыном ради человека. Пришел час, когда Христос занимает подобающее Ему по праву положение. Он прославлен превыше всех начальств, властей и всякого имени. Ради предлежащей Ему радости - привести многих сыновей в славу - Он претерпел крест и пренебрег посрамлением. И хотя Он пережил непостижимые мучения и позор, все это ничто в сравнении с той радостью и славой, которую Он теперь имеет. Он смотрит на искупленных, на Свой образ, восстановленный в них, на каждое сердце, носящее совершенную печать Божества, на каждое лицо, уподобленное своему Царю. Он с удовлетворением видит в них плоды подвига, который совершила Его душа. Затем все праведные и нечестивые слышат Его слова: " Вот искупленные Моей Кровью! За них Я страдал, за них Я умер, чтобы они были вместе со Мной во веки и веки". И искупленные, стоящие у престола в белых одеждах, возносят хвалебный гимн: " Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение" (Откр. 5: 12). [672]
Хотя сатана и был вынужден признать справедливость Бога и верховную власть Христа, но сущность его остается неизменной. Дух возмущения, подобно могущественному потоку снова овладевает им и прорывается наружу. Придя в бешенство, он решает не сдаваться в великой борьбе. Настал момент последней отчаянной схватки с Небесным Царем. Он бросается в гущу своих подданных, старается воодушевить их своей яростью и убедить немедленно вступить в бой. Но из всех несметных миллионов, вовлеченных им в восстание, никто больше не признает его верховной власти. Его владычеству пришел конец. Нечестивые исполнены той же самой ненависти к Богу, что и сатана, но они видят, что дело их безнадежно и они не смогут превозмочь Иегову. Воспламенившись гневом против сатаны и его сообщников, с демоническим бешенством они набрасываются на них.
Господь говорит: " Так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу". " Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней... Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор... Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя... ты сделаешься ужасом; и не будет тебя во веки" (Иез. 28: 6-8, 16-19).
" Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение, в пищу огню". " Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание". " Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши" (Ис. 9: 5, 34: 2; Пс. 10: 6). Огонь нисходит с неба от Бога. Земля разверзается, и скрытое в ее глубинах оружие поднимается на поверхность. Из всех бездн и провалов вырывается всепоглощающее пламя. Даже скалы - и те горят. Пришел " день, пылающий как печь". " Стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все делана ней сгорят" (Мал. 4: 1; 2 Петр. 3: 10). Вся поверхность земли кажется одной расплавленной массой, огромным кипящим огнедышащим морем. Наступил день суда и гибели для нечестивых, " день мщения у Господа, год возмездия за Сион" (Ис. 34: 8). [673]
Нечестивые получают свое возмездие на земле (см. Притч. 11: 31). Они будут, " как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф" (Мал. 4: 1). Одни уничтожаются мгновенно, а другие страдают многие дни. Все будут наказаны сообразно делам своим. Грехи праведных возложены на сатану, и поэтому он должен страдать не только за свое непослушание, но и за все грехи, к которым он подстрекал народ Божий. Он будет наказан гораздо строже прельщенных им. После того как погибнут все жертвы его обмана, он все еще будет мучиться и страдать. В очищающем огне нечестивые будут окончательно уничтожены - корень и ветви; сатана - корень, а его последователи - ветви. Свершилось полное возмездие за нарушение закона; требования справедливости удовлетворены; видя все это, и небо, и земля признают праведность Иеговы.
Навсегда положен конец разрушительной работе сатаны. В течение шести тысяч лет он действовал по своему произволу, наполняя землю горем, и причинял страдания всей Вселенной. Все творение стенало и мучилось от боли. Теперь творение Божье навеки избавлено от его присутствия и искушений. " Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости" (Ис. 14: 7). Вся непавшая Вселенная возносит хвалу и ликует. Слышен " голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель" (Откр. 19: 6).
Когда землю охватывает истребляющий огонь, праведные находятся в Святом граде в полной безопасности. Над участниками первого воскресения вторая смерть не имеет власти. Если для нечестивых Бог есть огонь поедающий, то для Своего народа Он " Солнце и Щит" (см. Откр. 20: 6; Пс. 83: 12). [674]
" И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали" (Откр. 21: 1). Огонь, истребивший нечестивых, одновременно очищает землю. Удален всякий след проклятия. Никакой вечно пылающий ад не будет напоминать искупленным о страшных последствиях греха.
Навеки останется только одно: следы распятия на теле нашего Искупителя. Раны на Его окровавленном челе, на боку, на руках и ногах будут единственным напоминанием о жестокости греха. Взирая на славу Христа, пророк говорит: " От руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! " (Лев. 3: 4). Его пронзенные руки и бок, откуда текла алая струя, примирившая человека с Богом, - это слава Спасителя, здесь - " тайник Его силы". " Сильный, чтобы спасать" через жертву искупления, Он может произвести суд над теми, кто презрел милость Божью. Знаки унижения - это Его наивысшее достоинство, и в течение бесконечных веков Голгофские раны будут прославлять Его и проповедовать о Его силе.
" А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество" (Мих. 4: 8). Настал долгожданный час, которого ожидали все святые мужи с тех пор, как пламенный меч преградил первой чете путь в Едем, - время " для искупления удела Его" (Еф. 1: 14). Великий план искупления вновь возвращает человеку землю, которая вначале была дана ему во владение, но которую он уступил сатане и которая столько времени находилась во власти этого могущественного врага. Все утраченное грехом возвращается. " Ибо так говорит Господь... образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства" (Ис. 45: 18). Исполняется первоначальное намерение Бога, какое Он имел при сотворении земли, когда она становится вечным жилищем искупленных. " Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек" (Пс. 36: 29). [675]
Из опасения, что будущее наследие святых покажется слишком материальным и приземленным, многие пытались дать лишь духовное толкование грядущей реальности и, таким образом, свести на нет те истины, которые позволяют нам смотреть на нашу будущую отчизну как на свой дом. Христос обещал Своим ученикам, что Он идет приготовить обители для них в доме Отца. Те, кто принимает учение Слова Божьего, не будут находиться в полном неведении о небесных обителях. И все же: " Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2: 9). Человеческий язык не способен описать награду праведных. Она станет понятной только тем, кто увидит ее. Ограниченный разум не в состоянии постичь славу Божьего рая.
В Библии наследие спасенных названо " отечеством" (см. Евр. 11: 14-16). Там Небесный Пастырь водит Своих овец к источникам живой воды. Там дерево жизни ежемесячно приносит свои плоды, и листья его служат благу народов. Там текут вечные потоки, чистые, как кристалл, и растущие около них деревья бросают свою тень на тропинки, приготовленные для искупленных Господа. Там просторные долины мягко переходят в прекрасные холмы и горы Божьи вздымают свои величественные вершины. И там в мирных долинах, на берегах живых потоков народ Божий - эти усталые скитальцы и путники - наконец обретут свою Родину.
" Тогда народ мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных". " Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою". " И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел... и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих" (Ис. 32: 18; 60: 18; 65: 21, 22).
Там " возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс". " Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт". " Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... и малое дитя будет водить их" (Ис. 35: 7; 55: 13; 11: 6, 9). [676]
На Небе не может быть мучений и боли. Там не будет больше ни слез, ни похоронных процессий, ни горестных рыданий. " И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откр. 21: 4). " И ни один из жителей не скажет: " я болен"; народу, живущему там, будут отпущены согрешения" (Ис. 33: 24).
Там Новый Иерусалим, столица прославленной новой земли, венец " славы в руке Господа и царская диадема - на длани Бога твоего". " Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному". " Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою". Господь говорит: " И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем". " Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Ис. 62: 3; Откр. 21: 11, 24; Ис. 65: 19; Откр. 21: 3).
В граде Божьем " не будет ночи". Там никто не будет нуждаться в отдыхе или жаждать его. Исполнение воли Божьей и прославление Его имени не вызовет усталости. Мы всегда будем ощущать свежесть бесконечного утра. " И не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их" (Откр. 22: 5). Солнечные лучи заменит приятное мягкое сияние, во много раз превосходящее полуденный блеск нашего светила. Слава Бога и Агнца немеркнущим светом наполняет Святой город. Искупленные ходят в славе вечного дня, хотя она исходит не от солнца.
" Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец" (Откр. 21: 22). Народ Божий получит преимущество открытого, свободного общения с Отцом и Сыном. " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор. 13: 12). Мы видим образ Божий, отраженный, как в зеркале, в творениях природы и в Его отношениях с людьми, но тогда мы увидим Его лицом к лицу, между нами не будет промежуточной завесы. Мы будем стоять в Его присутствии и видеть славу Его лица. [677]
Там искупленные познают, подобно тому как и они познаны. Нежные чувства любви и участия, которые Сам Бог насадил в душе человека, будут выражены там самым прекрасным образом и получат дальнейшее развитие. Чистое общение со святыми существами, гармоничная жизнь в обществе блаженных ангелов и верных всех веков, которые омыли одежды свои и убелили их Кровью Агнца, святые узы, связывающие воедино " всякое отечество на небесах и на земле" (Еф. 3: 15), - все это будет составлять блаженство искупленных.
Там бессмертный разум с неувядающим восторгом будет созерцать чудеса творческой силы и тайны искупительной любви. Там не будет жестокого врага-обольстителя, искушающего забыть Бога. Станут развиваться все способности, умения и навыки; умножится каждый талант. Приобретаемые знания не приведут к умственному переутомлению или истощению жизненных сил. Там можно будет осуществлять самые грандиозные проекты; претворять в жизнь самые возвышенные стремления, самые смелые планы; но и после этого будут новые вершины, которые следует взять; новые чудеса, которые будут вызывать восхищение; новые истины, которые нужно постигать; новые объекты исследования, требующие приложения сил, ума, души и тела.
Перед искупленным народом Божьим откроются для изучения все сокровища Вселенной. Освобожденные от уз смерти, они направят полет неутомимой мысли к далеким мирам, которые глубоко скорбели при виде человеческого горя и радостными гимнами приветствовали спасение каждой души. С невыразимым восторгом дети земли приобщатся к радости и мудрости непавших существ. Те поделятся с ними сокровищами своих знаний и мудрости, приобретенными в течение многих веков созерцания дел Божьих. Незамутненным взором они будут созерцать славу творения - солнц, звезд и небесных систем, вращающихся в установленном порядке вокруг престола Божьего. На всем творении, от самого малого до самого великого, начертано имя Творца, и все открывает в себе богатства Его силы. [678]
И уходящие в вечность годы будут открывать все более глубокие и славные истины о Боге и Христе. И по мере умножения познания будут увеличиваться любовь, благоговение и счастье. Чем больше люди будут познавать Бога, тем больше они будут восхищаться Им. И когда Иисус откроет перед ними богатства искупления и удивительные достижения великой борьбы с сатаной, сердца искупленных воспламенятся еще более пылкой любовью, и с еще большим восторгом они заиграют на золотых арфах, и несметные тысячи голосов присоединятся к могучему хору славословия.
" И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков" (Откр. 5: 13).
Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. В бесчисленных творениях бьется один пульс согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей галактики - все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашает: " Бог есть любовь".


Приложение
Новый вариант, принятый Советом попечителей литературного наследия Елены Уайт 19 ноября 1956 г.

 

С. 46 Титулы. В тексте, который включен в Кодекс юрис каноници - основной сборник канонов Римско-католической церкви, - папа Иннокентий III заявляет, что римский понтифик есть " наместник на земле не просто человека, но Самого Бога"; в комментарии к этому параграфу объясняется, что папа - наместник Христа, Который Сам является " Богом и человеком". См. Декреталии Господа папы Григория IX, книга 1, заголовок 7, глава 3; Кодекс юрис каноници, столбец 99; (Париж, 1612), том 2. Декреталии, столбец 205. Документы, вошедшие в Декреталии, были собраны примерно в 1140 г. Грацианом, профессором университета Болоньи. Не вошедшие в Кодекс Грациана постановления изданы в 1234 г. при папе Григории IX. В последующие годы появились и другие документы, включая Экстравагантес; все они в совокупности в конце XV столетия составили Кодекс юрис каноници, который был систематизирован в 1582 г. По инициативе папы Пия X к 1917 г. был разработан новый Кодекс юрис каноници, который вступил в силу в 1918 г.
Что касается титула " Господь Бог папа", то читайте истолкование на Экстравагантес папы Иоанна XXII, заголовок 14, глава 4, " Декларамус". В Антверпенском издании Экстравагантес, датируемом 1584 г., в столбце 153 мы находим слова " Доминум Деум нострум Папам" (" наш Господь Бог папа"). В Парижском издании 1612 г. эти слова встречаются в столбце 140. В некоторых последующих изданиях, увидевших свет после 1612 г, слово " Деус" (" Бог") было опущено.
С. 46 Непогрешимость. По поводу доктрины о непогрешимости, которая была сформулирована на Ватиканском соборе 1869-1870 гг, см.: Филипп Шафф. Символы веры христианского мира, том 2, " Догматические постановления Ватиканского собора", с. 234-271, где приводятся как латинский, так и английский и тексты. Что касается дискуссий по этому вопросу, то точка зрения Римско-католической церкви ясно излагается в Католической энциклопедии, том 7. статья Патрика Дж. Тонера " Непогрешимость", с. 790; см. также книгу кардинала Джеймса Гиббонса Вера наших отцов (Балтимор, Компания Джона Мэрфи, 110-е изд., 1917 г.), главы 7, 11. Взгляды противников догмата о непогрешимости папы изложены в книге Иоганна Жозефа Игнация Деллингера (псевдоним " Янус") Папа и собор, а также в книге У, Дж. Спэрроу Симпсона Сопротивление римских католиков догмату о папской непогрешимости. Что касается некатолического взгляда на этот вопрос, см. книгу Джорджа Сэлмона Непогрешимость церкви.
С. 47. Поклонение образам. " Поклонение образам... было одним из тех извращений христианства, которое украдкой, почти незаметно проникло в церковь. Это извращение - в отличие от других подобных ересей - развивалось исподволь, ибо в противном случае оно встретило бы решительное осуждение и отпор. Но оно появилось под благовидным предлогом, и все связанные с ним обычаи формировались настолько медленно и постепенно, что церковь погрузилась в глубь самого настоящего идолопоклонства, не только не встречая сколько-нибудь успешного сопротивления, но и почти не сталкиваясь с решительными протестами: и когда в конце концов была предпринята попытка искоренить это зло, то оказалось, что оно пустило очень глубокие корни и справиться с ним невозможно... Его истоки следует искать в склонности человеческого сердца к идолопоклонству вообще и в предрасположенности служить твари вместо Творца...
Сначала образы и картины появились в храмах не для того, чтобы им молились, - они заменяли собой книги для неграмотных людей, не умевших читать, или же побуждали к молитве неверующих. Сомнительно, что они отвечали этой цели; но даже если допустить, что какое-то время они служили именно для этого, этим дело не ограничилось, и вскоре оказалось, что картины и образы, появившиеся в храмах, скорее затемняли, чем просвещали умы невежд; они скорее способствовали формированию примитивного сознания молящихся, чем возвышали и облагораживали их. Первоначально предназначавшиеся для того, чтобы направить мысли человека к Богу, они в конце концов отвратили людей от Бога и побудили их поклоняться сотворенному" (Дж. Мендхэм. VII Вселенский и II Никейский собор. Введение, с. III-VI).
Протоколы заседаний и решений II Никейского собора 787 г., созванного с целью законодательного закрепления иконопочитания, вы можете найти в книгах: Бароний Церковные анналы, том 9. с. 391-407; Дж. Мендхэм. VII Вселенский и II Никейский собор; Эд. Стиллингфлит. В защиту проповеди против идолопоклонства в Римско-католической церкви; Избранные сочинения Никейских и постникейских отцов, 2-я серия, том 14, с. 521-587; Чарльз Дж. Хефеле. История церковных соборов на основании подлинных документов, книга 18, глава 1, разд. 332, 333; глава 2, разд. 345-352, 1896, том 5, с. 260-304, 342-372.
С. 48. Воскресный закон Константина. Закон, изданный императором Константином 7 марта 321 г., относительно дня отдыха гласит:
" Все судьи, горожане и ремесленники должны покоиться в достопочтенный день солнца. Однако сельские жители могут беспрепятственно заниматься возделыванием полей, поскольку зачастую нет более благоприятного дня, чтобы сеять семена в борозды или насаждать виноградные лозы. Иначе преимущество, предоставляемое Божественным провидением, может быть потеряно из-за одного короткого дня" (Джозеф Каллен Эйр, Книга исходных материалов по истории древней Церкви, 1913, разд. 2, пар. 1, глава 1, разд. 59 г, с. 284, 285).
Латинский оригинал можно найти в Кодексе Юстиниана, библиотека 3, заголовок 12, лек. 3. Закон дан на латыни, английский перевод - см. Филипп Шафф. История христианской Церкви, том 3, 3-й период, глава 7, разд. 75, с. 380, примечание 1; Джеймс А. Гесси. Лекции Бэмптона. Воскресный день, лекция 3, пар. 1, 3-е изд., 1866, с. 58. См. дискуссию по этому вопросу в вышеупомянутой книге Шаффа, в книге Альберта Генри Ньюмена Устав церковной истории (Филадельфия, 1933), том 1, с. 305-307, а также в книге Лероя Е. Фрума Пророческая вера наших отцов. Издательство Ревью энд Геральд, 1950, том 1, с. 376-381.
С. 50. Пророческие даты. Важный принцип, которого следует придерживаться при истолковании пророчеств, включающих в себя отрезки времени, это принцип " день за год", который предполагает, что один день пророческого времени на самом деле символизирует календарный год исторического времени. Прежде чем войти в землю Ханаанскую, израильтяне отправили впереди себя двенадцать соглядатаев, чтобы те изучили обстановку. Соглядатаи отсутствовали сорок дней, а после их возвращения евреи, напуганные их сообщением, отказались завоевывать Землю обетованную. В результате Господь вынес им приговор: " По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год задень, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною" (Чис. 14: 34). Такой же метод подсчета пророческого времени предложен в Книге пророка Иезекииля. Сорок лет наказания за беззакония ожидало царство Иудино. Господь сказал через пророка: " И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе" (Иез. 4: 6). Этот принцип " день за год" имеет большое значение для правильного понимания времени в пророчестве о " двух тысячах трехстах вечеров и утр" (Дан. 8: 14) и периода в 1260 дней, который по-разному обозначается в Библии - и как " время, времена и полувремя" (Дан. 7: 25), и как " сорок два месяца" (Откр. 11: 2; 13: 5), и как " тысяча двести шестьдесят дней" (Откр. 11: 3; 12: 6), и как " три дня с половиною" (Откр. 11: 9).
С. 51 Подложные документы. Среди документов, которые в настоящее время всеми признаются подложными, наибольшее значение имеют Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии. " Константинов дар - документ, который в конце средних веков традиционно стали приписывать Константину Великому, якобы передавшему Рим во владение папе Сильвестру I и предоставившему ему верховную церковную власть. Впервые он был обнаружен в составе Парижского манускрипта (Кодекс лат. 2777), возможно, в начале IX столетия. С XI века он использовался как один из самых веских аргументов в пользу папских притязаний, и вследствие этого в XII столетии он оказался в центре оживленной полемики. В то же время этот документ позволял считать папство промежуточным звеном между первоначальной и средневековой Римской империей - таким образом обосновывалась правомерность принятия римского законодательства в средние века. Тем самым этот документ оказал немалое влияние на историю общества" (Новая энциклопедия религиозного знания Шаффа-Херцога, том 3, статья " Константинов дар", с. 484, 485).
Историческая концепция Константинова дара подробно обсуждается в книге кардинала Генри Е. Мэннинга Земная власть наместника Иисуса Христа, Лондон, 1862. В Константиновом даре приводятся чисто схоластические аргументы, и о возможности подделки не упоминалось до XIX столетия, когда сложилась школа исторического критицизма. Одним из первых, кто пришел к выводу, что Константин никогда не посылал такой дарственной, был Николай Кузанский. Лоренцо Балла из Италии блестяще доказал ее подложность в 1450 г. См. также: Кристофер Б. Коулмен. Трактат Лоренцо Баллы по поводу дарственной Константина (Нью-Йорк, 1927). Однако убежденность в подлинности Константинова дара и Лжеисидоровых декреталий сохранялась на протяжении еще одного столетия. Например, Мартин Лютер поначалу принимал их, но вскоре сказал Экку: " Я ставлю под сомнение эти декреталии" и Спалатину: " Он (папа) в своих декреталиях искажает и распинает Христа, это правда".
В настоящее время установлено, что Константинов дар: (1) подделка, (2) сочинение одного человека, (3) фальсификатор пользовался более древними документами, (4) подделка появилась на свет между 752-м и 778 гг. Что касается католиков, то они отказались защищать подлинность этого документа, когда в 1592 г. вышла книга Барония Церковные анналы. Лучший текст можно найти в книге К. Цоймер Подарок для Рудольфа фон Гнайста (Берлин, 1888), которая была переведена на английский в вышеупомянутом трактате Коулмена и в книге Эрнста Ф. Хендерсона. Избранные исторические документы средних веков (Нью-Йорк. 1892), с. 319; см. также книги: Переписка (изд. в Веймаре), с. 141, 161; Новая энциклопедия религиозного знания Шаффа-Херцога (1950), том 3, с. 484; Ф. Грегоровий. Рим в средние века, том 2, с. 329; Иоганн Жозеф Игнаций Деллингер. Басни о средневековых папах (Лондон, 1871).
" Ложные сочинения", о которых говорится в тексте, включают также Псевдолжеисидоровы декреталии, равно как и другие подделки. Лжеисидоровы декреталии это явно фиктивные, сфабрикованные послания, приписываемые ранним папам, начиная с Климента I (около 100 г. н. э.) до Григория Великого (600 г н. э.). В середине IX века появился сборник этих документов, якобы составленный Исидором Меркатором. Название " Лжеисидоровы декреталии" стало употребляться с появлением критицизма в XV столетии.
Лжеисидор взял за основу своих подделок собрание достоверных канонов под названием Гиспана Галлика Августодунензис, чтобы таким образом снизить вероятность разоблачения, поскольку собрание канонов предполагало добавление нового материала к уже существующему. Благодаря этому подделки были не столь заметными и очевидными, становясь частью подлинного материала. Сегодня подложность Лжеисидоровых фальшивок общепризнанна, подтверждена внутренними доказательствами, исследованием источников, используемыми методами и тем фактом, что об этом материале ничего не было известно до 852 г. Историки соглашаются с тем, что 850-й или 851 гг. - наиболее вероятная дата завершения этого собрания, поскольку этот документ впервые цитируется в Признании Квайерской капитулярии в 857 г.
Автор этих подделок неизвестен. Вполне возможно, они были составлены новой агрессивной церковной партией в IX веке в Реймсе, Франция. Общепризнанно, что епископ Гинкмар Реймсский использовал эти декреталии для низложения Ротада Сойсонского. Он привез эти декреталии в Рим в 864 г. и вручил папе Николаю I. Среди тех, кто подверг сомнению их достоверность, были Николай Кузанский (1401-1464). Карл Думолин (1500-1566) и Георг Кассендер (1513-1564). Неопровержимое доказательство их поддельности было приведено Дейвидом Блонделлом в 1628 г.
Раннее издание приводится в Мигне Патрольгия Латина, СХХХ. Самую старинную и лучшую рукопись вы можете найти в сочинении П. Гиншиус Лжеисидоровы декреталии в капитуле Ангилрамни (Лейпциг, 1863). Сверьтесь также с Новой энциклопедией религиозного знания Шаффа-Херцога (1950), том 9, с. 343-345. См. также: X. X. Милман. Латинское христианство (в 9-ти томах), том 3; Иоганн Жозеф Игнаций Деллингер. Папа и собор (1869); Кеннет Скотт Латуретт История распространения христианства (193 9), том 3, Католическая энциклопедия, том 5, статья " Ложные декреталии" и Фурнье Очерки, посвященные Ложным декреталиям в Обзоре церковной истории (Лувен), том 7, (1906) и том 8 (1907).
С. 53. Диктатура Гильдебранда (Григория VII). Относительно латинского оригинала см. сочинение Барония Церковные анналы, аннал 1076, том 17, с. 405, 406. Париж, 1869, а также Монумента Германиэ Хисторика Селекта, том 3, с. 17. Что касается перевода на английский, см.: Фредерик А. Огг. Книга первоисточников средневековой истории (Нью-Йорк, 1907), глава 16, разд. 45, с. 262-264 и Оливер Дж Тэтчер, Эдгар X. Макнил. Книга первоисточников средневековой истории (Нью-Йорк, 1905), разд. 3, пункт 65, с. 136-139.
Исторический фон диктатуры хорошо описывает Джеймс Брайс в книге Святая Римская империя, пересмотренное изд., глава 10, а также Джеймс У. Томпсон и Эдгар Н. Джонсон в своем Введении в средневековую Европу, 300-7500 гг., с. 377-380.
С. 53 Чистилище. Д-р Джозеф Фаа Ди Бруно дает такое определение чистилищу: " Чистилище - это наступающее после смерти состояние страдания, в котором какое-то время пребывают души людей, получивших при жизни прощение смертных грехов и очистившихся от вины и скверны, а также освободившихся от наказания вечными муками. Однако по причине совершённых ими грехов эти души все же должны уплатить долг в виде временного наказания; это также относится к душам, которые покидают этот мир, совершив только вполне простительные грехи или ошибки" (Католическая вера. Нью-Йорк, изд. 1884 г., с. 196).
См. также К. Р. Хагенбах. Исторический компендиум доктрин (изд. Т. и Т. Кларка), том 1, с. 234-237, 405, 408; том 2, с. 135-150, 308, 309; Карл Элиотт. Описание римско-католической веры, книга 2, глава 12; Католическая энциклопедия, том 12, статья " Святилище".
С. 54 Индульгенции. Подробно о доктрине об индульгенциях см.: Мэенделл Крейтон История папства от времени великого раскола до захвата Рима (Лондон, 1911), том 5, с. 56-64, 71; см. также: У. X. Кент. " Индульгенции", Католическая энциклопедия, том 7, с. 783-789; X. К. Ли. История тайного исповедания и индульгенций в латинской церкви (Филадельфия, 1896); Томас М. Линдсей. История Реформации (Нью-Йорк, 1917), том 1, с. 216-227; Альберт Генри Ньюмен. Руководство по церковной истории (Филадельфия, 1953), том 2, с. 53, 54, 62; Леопольд Ранке. История Реформации в Германии (2-е изд. Лондон, 1845) в переводе Сары Остин, том 1, с. 331, 335-337, 343-346; Смит. Век Реформации (Нью-Йорк. 1920), с. 23-25, 66.
Практические результаты введения доктрины об индульгенциях в период Реформации см. в статье доктора X. К. Ли " Индульгенция в Испании", напечатанную в Газетах Американского общества церковной истории, том 1, с. 129-171. О ценности этой случайной исторической информации д-р Ли говорит в первом параграфе: " Не обращая внимания на полемику, которая бушевала между Лютером и д-ром Экком и Сильвестром Приэрисом, Испания продолжала безмятежно идти по старому избитому пути. Эта страна сохранила для нас неопровержимые официальные документы, которые позволяют изучить вопрос в чисто историческом свете".
С. 54 Месса. Что касается доктрины о мессе, сформулированной на Тридентском соборе, смотрите книгу Филиппа Шаффа Каноны и декреты Тридентского собора Символы веры христианского мира, том 2, с. 126-139, где приводятся как латинский, так и английский тексты. См. также книгу X. Г. Шредера Каноны и декреты Тридентского собора (Сент-Луис, 1941).
Обсуждение вопроса о мессе вы найдете в Католической энциклопедии, том 5, статья " Евхаристия" Йозефа Поле, с. 572, а также в книге Николая Гирра Объяснение догматических, литургических и аскетических аспектов святого таинства мессы, 12-е изд. (Сент-Луис, 1937); см. также: Жозеф Андреас Юнгманн. Месса римского обряда, ее происхождение и развитие (Нью-Йорк, 1951). Некатолическую точку зрения излагают Жан Кальвин - Установления христианской религии, книга 4, главы 17, 18 и Эдвард Бувари Пьюси - Доктрина реального присутствия (Оксфорд, 1855).
С. 60 Суббота у вальденсов. Некоторые писатели считают, что у вальденсов было принято соблюдать седьмой день субботу. Такое представление сложилось на основе первоисточников, в которых на оригинальной латыни описываются вальденсы, соблюдающие диес доминикалис или день Господень (воскресенье), но в которых вследствие обычая установившегося от дней Реформации, слово, обозначавшее " воскресенье", переводилось как " суббота".
Есть также некоторые исторические доказательства соблюдения вальденсами седьмого дня - субботы. В отчете инквизиции, перед которой предстали несколько вальденсов из Моравии в середине XV столетия говорится, что среди вальденсов " немало людей в самом деле празднуют иудейскую субботу" (Иоганн Жозеф Игнаций Деллингер Исторический обзор сект эпохи средневековья Мюнхен, 1890, 2-я часть, с. 661). Не может быть никаких сомнений в том, что этот первоисточник указывает на соблюдение седьмого дня - субботы.
С. 60 Переводы Библии вальденсов. Относительно недавнего открытия вальденсских рукописей см. М. Эспозито Древние рукописи вальденсов Пьемонта в журнале Ревю де Историк Экклезиастик (Лувен 1951) с. 130, Ф. Джостес. Библии вальденсов - в Исторической годовой книге, 1894 г, Д. Лорч. История Библии во Франции (Париж, 1910), глава 10.
Классическое произведение, написанное одним из вальденсов, - книга Жана Легера Общая история евангельских христиан Иьемонтских долин (Лейден, 1669). Она была написана во время великих гонений и содержит весьма достоверную информацию. Книга иллюстрирована.
Литература о вальденсских текстах - см. А. де Стефано. Цивильта Медиоваче (1944), а также Еретические реформаторы средневековья (Палермо, 1938), Ж. Д. Буно. Местный говор вальденсов из Прамочя (Нэшвилл. 1936) и А. Дондэн. Архивум Фратруи Предикаторуи (1946).
По истории вальденсов есть несколько более поздних, авторитетных произведений: Е. Комба. История вальденсов в Италии (см. позднее итальянское издание, опубликованное в Торре Пеллис, 1934), Е. Гебхарт. Мистики и еретики (Бостон 1927), Г. Гонне. Ил Вальдисмо Медиовале, Дрозегамены (Торре Пелличе, 1935) и Ялла. История вальденсских поселений (Торре Пелличе, 1935).
С. 70 Указ против вальденсов. Большая часть текста папской буллы, изданной Иннокентием VIII в 1847 г. против вальденсов (оригинал хранится в библиотеке Кембриджского университета), приводится в английском переводе в книге Джон Доулинг История романизма (1871), книга 6, глава 5, разд 62.
С. 77 Уиклиф. Историк приходит к выводу, что имя Уиклиф может писаться по-разному. Полностью дискуссия по этому вопросу приводится в книге Дж. Дамус. Обвинение Джона Уиклифа (Нью-Хейвен, Йельский университет, 1951), с. 7.
С. 78 Непогрешимость. Тексты папских булл, изданных против Уиклифа, см. в книгах Дж. Дамус. Обвинение против Джона Уиклифа (Нью-Хейвен. 1952), с. 35-49, Джон Фокс. Деяния и памятники церкви (Лондон, 1870), том 3, с 4-13.
Краткий обзор этих булл, отправленных архиепископу Кентерберийскому, королю Эдуарду и канцлеру Оксфордского университета см. в книгах: Мерль д'Обинье. История Реформации шестнадцатого столетия (Лондон, 1885), том 4, разд 7, с. 93; Август Неандр. Общая история христианской Церкви (Бостон. 1862), том 5, с. 146, 147: Джордж Сарджент. История христианской Церкви (Даллас, 1948), с. 323; Готтхард В. Лехлер. Джон Уиклиф и его английские предтечи (Лондон, 1878), с. 162-164; Филипп Шафф. История христианской Церкви (Нью-Йорк, 1915), том 5, часть 2, с. 317.
С. 94 Констанцский собор. Главный первоисточник по Констанцскому собору - Ришендаль Ульрих. Констанцский собор (Аугсбург, 1483). Интересное исследование этого текста, основанное на " Аулендорфском Кодексе", находится в собрании Спенсера Нью-Йоркской общественной библиотеки. Это изданная Карлом Кюпом Хроника Констанцского собора Ульриха Ришендаля (Нью-Йорк, 1936). См. также: X. Финке (изд.) Акта Консилии Констанциенсис (1896), том 1; Хефеле. История соборов (9 томов), тома 6 7; Л. Мирбт. Первоисточники по истории папства (1934); Милман. Латинское христианство, том 7, с. 426-524; Пастор. История пап (в 34-х томах), том 1, с. 194.
Более поздние исследования этого собора см в книгах: К. Церингер. Коллегия кардиналов на Констанцском соборе (Мюнстер, 1935); Т. Ф. Грогау. Теория примирения, сформулированная на Констанцском соборе (Вашингтон, 1949); Фред А. Кремпл. Культурные аспекты Констанцского и Базельского соборов (Энн Арбор, 1955); Джон Патрик Макгован. Собор в Констанце и Базеле (Вашингтон, 1936).
Что касается Яна Гуса, см.: Ян Гус. Письма, 1904; Е. Дж. Киттс. Папа Иоанн ХХIII и учитель Ян Гус (Лондон, 1910); Д. С. Шафф. Ян Гус (1915) и Мэтью Спинка. Ян Гус и чешская реформа (1941).
С. 212 Иезуитство. Происхождение, принципы и цели Общества Иисуса, сформулированное членами данного ордена, изложены в произведении под названием " По поводу иезуитов", которое было отредактировано преп. Джоном Герардом и издано в Лондоне в 1902 г. Католическим обществом истины. В этом сочинении сказано: " Главная пружина всей организации общества - это дух полного послушания". " Пусть каждый, - пишет святой Игнатий, - убедит себя, что живущие в послушании должны всецело отдать себя на волю Божественного провидения, действующего посредством их начальников, как если бы они были мертвым телом которое можно переносить с места на место и обращаться с ним так, как заблагорассудится, или как если бы они были палкой старика, которой тот пользуется так, как ему вздумается".
" Абсолютное подчинение основано на благородных мотивах и должно быть, - продолжает основатель ордена, - своевременным, радостным и настойчивым, послушный набожный человек радостно выполняет то, что поручили ему его начальники во имя общего блага, будучи уверенным, что тем самым он воистину сообразуется с Божьей волей" (Комтесс Р. де Курсон. По поводу иезуитов), с. 6.
См.: Л. Е. Дьюпин. Общая история Церкви, XVI столетие, гл. 33 (Лондон, 1713, том 4, с. 132-135); Мошейм, Церковная история, XVI столетие, разд. 3, часть 1, глава 1, пар. 10 (включая примечания); Энциклопедия Британника (9-е изд), статья " Иезуиты"; К. Паройсен. Принципы иезуитов, объединенные в собрание отрывков из их же авторов (Лондон, 1860); У. К. Картрайт. Иезуиты, их конституция и учение (Лондон, 1876); Е. Л. Тонтон. История иезуитов в Англии, 1580- 1773 гг. (Лондон, 1901).
См. также: X/ Бемер. Иезуиты. (Перевод с немецкого, Филадельфия, 1928); Е. Гетхайн. Игнатий Лойола и контрреформация (Халле, 1895); Т. Кэмпбелл. Иезуиты 1534-1921 гг. (Нью-Йорк, 1922); Е. Л. Тонтон. История иезуитов в Англии, 1580-1773 гг. (Лондон, 1901).
С. 213 Инквизиция. Точка зрения Римско-католической церкви изложена в следующих статьях: Католическая энциклопедия, том 8, статья " Инквизиция" Йозефа Блецера, с. 26; Е. Векендард. Инквизиция: критическое и историческое исследование принудительной силы церкви (Нью-Йорк, 1908).
Мнение английских католиков изложено в книге: Хоффман Никерсон. Инквизиция: ее политические и военные аспекты. Некатолическая точка зрения представлена в книгах: Филипп ван Лимборх. История инквизиции; Генри Чарльз Ли. История инквизиции средних веков, в трех томах; История инквизиции Испании, в 4-х томах, а также Инквизиция в испанских колониях: X. С. Турбервилль. Средневековая ересь и инквизиция (Лондон, 1920 - нейтральный взгляд).
С. 242. Причины французской революции. О далеко идущих последствиях отвержения Библии и библейской религии французским народом см.: X. фон Сибел. История французской революции, книга 5, глава 1, пар. 3-7; Генри Томас Бакль. История цивилизации в Англии, главы 8, 12, 14 (Нью-Йорк, 1895, том 1, с. 364- 366, 369-371, 437, 540, 541, 550): журнал Блэквуда, том 34, № 215 (ноябрь 1833 г.), с. 739; Дж. Г. Лоример. Исторический очерк протестантской церкви во Франции, глава 8, пар. 6, 7.
С. 244. Попытки уничтожить Библию. Тулузский собор, совпавший по времени с крестовым походом против альбигойцев, постановил: " Запрещается рядовым прихожанам держать у себя Ветхий и Новый Завет... Строжайше запрещается читать вышеуказанные книги на родном языке". " Жандармы должны тщательно разыскивать еретиков в домах, лачугах и лесах, и даже их подземные убежища должны быть уничтожены" (Тулузский собор. Папа Григорий IX, Аннал 1229, каноны 14 и 2). Этот собор заседал во время крестового похода против альбигойцев.
" Эта язва (Библия) приобрела такой размах, что некоторые люди сами назначают себе священников, и даже появились евангелисты, которые извратили и уничтожили евангельскую истину и составили новые евангелия для осуществления своих целей... (они знают, что, проповедь и толкование Библии строго запрещены рядовым прихожанам" (Деяния инквизиции - Филипп ван Лимборх. История инквизиции, глава 8)).
Таррагонский собор 1234 г. постановил: " Никто не может иметь у себя книги Ветхого и Нового Завета на латинском языке, а если у кого-то они есть, то он должен сдать их местному епископу в течение восьми дней после выхода в свет данного постановления, чтобы их можно было сжечь, сняв с себя таким образом все подозрения, будь он клириком или мирянином" (Д. Лорч. История Библии во Франции, 1910, с. 14).
На Констанцском соборе 1415 г. Уиклиф был посмертно осужден епископом Кентерберийским как " назойливый негодяй с его проклятыми ересями, который изобрел новый перевод Писаний на свой родной язык".
Противодействие Библии со стороны Римско-католической церкви продолжалось на протяжении многих веков и особенно усилилось во время создания Библейских обществ. 8 декабря 1866 г. папа Пий IX в своей энциклике Кванта кура перечислил восемьдесят заблуждений, сгруппировав их в десяти разделах. В 9-м разделе мы находим перечень: " Социализм, коммунизм, тайные общества, Библейские общества... Эту заразу надо уничтожить всеми возможными средствами".
С. 251. Правление террора. Краткое и достоверное введение в историю французской революции приводится в книге: Л. Гершой. Французская революция (1932); см. также: Г. Лефевр. Пришествие французской революции (Принстон. 1942); X. фон Сибель. История французской революции (1869) в четырех томах.
Монитьюр Офисиэль - официальная правительственная газета времен революции является главным первоисточником, содержащим фактическое описание событий, происходивших на ассамблеях, полные тексты документов и т. д. Она была перепечатана. См. также: А. Олард. Христианство и французская революция (Лондон, 1927). В этой книге описываются события вплоть до 1802 г. и проводится исчерпывающий анализ; У. X. Джервис. Галльская церковь и революция (Лондон, 1882 г.) - добросовестное сочинение члена Англиканской церкви, отдающего предпочтение католицизму.
Об отношениях между церковью и государством во время французской революции см.: Генри X. Уолш. Конкордат 1801 г.: изучение национализма во взаимоотношениях между церковью и государством (Нью-Йорк, 1933): Шарль Ледре. Анализ французской революции (Париж, 1949).
Некоторые исследования современников революции ее религиозного значения можно найти в книгах: Ж. Шай де Сурцесол. Ле Ливре де Манифест (Авиньон, 1800), в которой автор попытался установить причины бунта и его религиозное значение; Джеймс Бичено. Знамения времени (Лондон, 1794); Джеймс Уинтроп. Систематическое построение нескольких пророчеств Писания, относящихся к антихристу, и их отношение к ходу всемирной истории (Бостон, 1795) и Латроп. Пророчество Даниила, относящееся ко времени конца (Спрингфилд, Массачусетс, 1811).
Что касается церкви времен революции, см.: У. М. Слоан. Французская революция и религиозная реформа (1901); П. Ф. Ла Гор. Религиозная история революции (Париж, 1909).
О взаимоотношениях с папством см.: Ж. Бургин. Франция против Рима в 1788- 1797 гг. (Париж, 1808) на основании секретных материалов Ватикана; А. Латрель. Католический анализ революции (Париж, 1950) - особенно интересно все, что связано с папой Пием VI и религиозным кризисом 1775-1799 гг.
Об участи протестантов во времена революции см.: Презенсе (изд.) Правление террора (Цинциннати, 1869).
С. 255. Мессы и привилегированные сословия. Относительно социальной обстановки во Франции до революции см.: X. фон Хольст. Лекции Лоуэлла о французской революции, лекция 1; а также Теин. Древний режим и А. Янг. Странствия по Франции.
С. 258. Зверства в правление террора. См.: М. А. Тирс. История французской революции, том 3, с. 42-44, 62-74, 106 (Нью-Йорк, 1890. В переводе Ф. Шоберля); Ф. А. Минье. История французской революции, гл. 9, разд. 1 (Бонн, 1894); А. Алисой. История Европы, 1789-1815 гг., том 1, глава 14 (Нью-Йорк, 1872, том 1, с. 293-312).
С. 261. Обращение Писаний. В 1804 г., согласно Уильяму Кентону из Иностранного Библейского общества, " всего в мире, как в рукописном, так и в печатном виде, включая всевозможные переводы во всех странах, существует не более четырех миллионов экземпляров Библий. Эти четыре миллиона экземпляров написаны всего на пятидесяти языках, включая такие архаичные и канувшие в лету наречия, как мезо-готский диалект Ульфилы и англо-саксонский диалект Беды" (Что такое Библейское общество? Пересмотренное изд., 1904, с. 23).
Одно только Американское Библейское общество докладывало о том, что в период с 1816-го по 1955 г. оно распространило 481149365 Библий, Новых Заветов и их частей. К этому можно добавить свыше 600 миллионов Библий или отрывков Писаний, распространенных Британским и Иностранным Библейским обществом. Только за один 1955 год Американское Библейское общество распространило во всем мире в общей сложности почти 24 миллиона экземпляров Библии, Новых Заветов или частей Писания.
По данным на декабрь 1955 г., Писания печатались целиком или частично на 1092 языках, и при этом количество языков постоянно возрастало.
С. 262. Иностранные миссии. Миссионерская деятельность первой христианской Церкви не знала себе равных до нашего времени. Фактически к 1000 году она вообще прекратилась, и ей на смену пришли военные акции под названием " крестовые походы". В эпоху Реформации миссионерская работа велась очень вяло, исключение составляли иезуиты в раннюю пору своей деятельности. Пиетистское возрождение дало миру несколько миссионеров. Весьма примечательной была работа Моравской церкви в XVIII столетии. Британцы также создали несколько миссионерских обществ для работы в колониях Северной Америки. Но самый большой всплеск миссионерской активности начался примерно в 1800 г., во " время конца" (Дан. 12: 4). В 1792 г. создано Баптистское миссионерское общество, которое направило Кеари в Индию. В 1795 г. организовано Лондонское миссионерское общество, а в 1799 г. - еще одно общество, которое в 1812 г. стало называться Церковным миссионерским обществом. Вскоре после этого было создано Миссионерское общество Уэсли. В Соединенных Штатах в 1812 г. образован Американский совет уполномоченных по зарубежным миссиям, и в том же году Адонирама Джадсона отправили в Калькутту. На следующий год он заявил о себе в Бирме. В 1814 г. был создан Американский Баптистский миссионерский союз. В 1837 г. был создан Пресвитерианский совет зарубежных миссий.
" В 1800 г. подавляющее большинство христиан были потомками тех, кто воспринял Благую весть до 1500 г.... Ныне же, в девятнадцатом столетии, наступление христианства продолжилось. Не так много континентов или больших стран было охвачено проповедью впервые, как в предыдущие три столетия. Да это и невозможно, поскольку на большей части суши, во всех цивилизованных странах, за исключением Австралии и многочисленных народов Океании, христианство утвердилось до 1800 г. Теперь же в тех странах, где уже раньше проповедовалась Евангельская весть, завоеваны новые твердыни, и с этих новых, равно как и со старых рубежей, началось беспрецедентное по св

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.