Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






R. A. M. Иваницкий






Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва

Поступила в редакцию 21.11 2001 г. Принята в печать 10.01.2002 г.

В статье дается обзор книги, название которой вынесено в заголовок статьи. Книга посвящена про­блеме мозговых основ сознания, включая ее философские и естественнонаучные аспекты. В центре изложения лежит теория повторного входа, которая в настоящее время является одной из наиболее признанных теорий сознания. В этой связи обсуждаются и работы автора статьи, который разрабо­тал аналогичную теорию возврата возбуждения и информационного синтеза в 1970-е годы, т.е. не­сколько раньше, чем была впервые сформулирована теория Дж. Эдельмана. Подчеркивается, что обе научные школы работали независимо друг от друга, причем между ними исторически сложи­лось некоторое " разделение труда". Российские исследователи большее внимание уделяли эксперимен­тальному обоснованию своей теории применительно к процессам восприятия и мышления. Американ­ских исследователей отличает более широкий охват проблемы и общетеоретическое обоснование пред­ложенных концепций, включая разработанную Дж. Эдельманом теорию нейродарвинизма.

 


Всего 10-15 лет тому назад говорить о мозговых основах сознания считалось большой смелостью. Многим казалось, что это проблема достаточно от­даленного будущего. За прошедшее время ситуация коренным образом изменилась. Прогресс науки о мозге поставил проблему в повестку дня ведущих психофизиологических лабораторий мира. Когда в 1987 г. в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН была организована новая Лаборатория высшей нервной деятельности чело­века, ее задача была сформулирована как " исследо­вание физиологических основ сознания".

Симпозиумы и специальные выпуски журна­лов, посвященные данной проблеме, теперь не редкость. В последние годы вышло и несколько книг, посвященных проблеме сознания. Назовем хотя бы книги " Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг" А. Дамасио [15] (ошибка в том, что Р. Декарт считал невозможным объяс­нить высшие психические функции только рабо­той мозга); " Изображения психики" М. Познера и М. Райкла [22] (название книги представляет со­бой стилистическую фигуру, обозначаемую как оксиморон, т.е. сочетание противоположных по значению слов, так как видеть психическое, внут­ренний мир человека невозможно). В этом ряду стоит и рассматриваемая в статье книга, написан­ная (вместе с Джулио Тонони) автором одной из наиболее признанных теорий происхождения со-


знания. Удостоенный в 1972 г. Нобелевской премии за исследование структуры антител, Джералд Эдельман продолжил славный ряд нобелевских ла­уреатов (первым в нем стоит И.П. Павлов), кото­рые после высшего признания своих заслуг обра­щаются к загадке сознания - самой, может быть, таинственной области науки, которая как бы при­тягивает к себе лучшие умы.

Книга состоит из шести частей. Первая носит на­звание " Мировой узел". Так А. Шопенгауэр назвал проблему сознания. Авторы говорят о том, что эта проблема не только философская, ее следует ре­шать методами естественных наук, исходя из трех принципов. Физический принцип заключается в том, что сознание должно быть объяснено только физи­ческими, материальными процессами, без привлече­ния дуализма. Эволюционный принцип постулирует, что сознание возникло в процессе эволюции в ре­зультате отбора, который происходит не только между отдельными особями, но и внутри индивиду­ального мозга. Согласно третьему принципу внут­реннее переживание не соотносится непосредствен­но с теорией сознания. Наука может описать только условия возникновения ощущений, но не сами ощуще­ния. Сознание - это как бы личный театр каждого.

Сознание характеризуется двумя свойствами. Первое их них - единство сознания. Человек в каждый данный момент испытывает только одно состояние сознания, которое не может быть под-


 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.