Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика работы с учебником на уроке и во внеурочное время. Вариативность этой работы.






Работа с книгой - один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом во время урока и под руководством учителя. Сначала работа с книгой, как считает С.А. Смирнов, является лишь дополнением к объяснениям учителя. По мере освоения учащимися навыков работы с книгой (через год-два) значение этого метода растет, и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается.

Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося над учебником или учебной литературой. Сущность этого метода (и в той и в другой форме) заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. Таким образом, в этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной ее организации. Исходя из характера предстоящей на уроке работы, учитель обязан еще до урока определить, в ка­ком порядке целесообразнее применять учебник на уроке, чтобы решить стоящие на данном уроке учебные, воспитательные и раз­вивающие задачи. В этой связи С.А. Смирнов рекомендует соблюдать следующие дидактические требования:

1. Отбирать посильный для учащихся материал, т.е. материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида и эмоциональной готовности соответствует сегодняшнему состоянию учащегося. Известно, что не всякий материал из учебника учащиеся могут усво­ить без предварительного объяснения учителя и психологической подготовки самого ученика. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, другие носят вступительный или обобщающий характер. Работа над ними даже с предварительным объяснением учителя может вызвать у школьников большие трудности. Такие вопросы не следует сразу давать учащимся.

2. Всякую работу с учебником и учебной литературой начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала (иногда вопросы полезно записать на доске или вывесить в виде заранее подготовленной таблицы), поставить перед ними основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.

3. В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. Учитель может помогать учащимся преодолевать отдельные этапы работы с учебником, спрашивая, как они выполнили очередной этап и как понимают изучаемые вопросы.

4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе - больше 10-15 мин. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить практические упражнения, связанные с накоплением опыта практической деятельности. Связка «усвоение - проверка» обязательна. Можно организовать работу с учебником циклами: усвоение одного фрагмента и проверка качества усвоения, затем работа над вторым фрагментом и проверка качества его усвоения, далее работа над третьим фрагментом с соответствующей проверкой и т.д.

При работе с учебником серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Как отмечал И.Ф.Харламов, «следует добиваться, чтобы школьники при работе с учебником могли самостоятельно выделять основные вопросы, составлять план прочитанного в виде вопросов и тезисов, аргументировать наиболее важные положения, делать выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюстрации».

П.И. Пидкасистый выделяет еще ряд дидактических условий организации работы с учебником на уроке:

- работа с учебником не должна занимать весь урок. Она разумно сочетается с другими видами учебной работы;

- нецелесообразно заучивать прочитанное наизусть. При чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца, по возможности ее, конспектируя, составлять план прочитанного. Следует помнить, что некоторым ученикам проще выучить заданное наизусть, чем самостоятельно выделить смысл прочитанного. С такими учениками надо работать особенно терпеливо;

- широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам, анализ рисунка, установки; чтение и анализ графиков;

- следует целенаправленнее работать с теми вопросами, которые имеются в учебниках в конце статей. Можно, например, составить план прочитанного с помощью системы вопросов, ответы на которые являются смысловыми опорными пунктами в анализируемом тексте.

Работу с учебником по мере необходимости используют на всех элементах урока.

В свою очередь С.П. Баранов утверждает, что работа учащихся с учебником, книгой является одной из действенных форм овладения учебным материалом.

Умения и навыки работать с книгой сохраняются на всю жизнь. И тот ученик, который в младших классах научится самостоятельно работать с учебником, сможет и дальше использовать книгу для пополнения своих знаний.

Основное внимание при этом способе обучения уделяется следующим требованиям:

- каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи и др.;

-учитель дает точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф;

- учащиеся должны ясно представлять характер работы — какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т. д.;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд;

- учитель учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного материала. В начальных классах распространен картинный план. Учащимся предлагается мысленно или в рисунке изобразить содержание прочитанного.

В итоге, работа с книгой развивает логичность, и обобщенность мышления, что является одной из конечных целей начального образования. Приобретение навыков работы с книгой положительно сказывается и на дальнейшей учебе.

Приемы работы с учебником «Окружающий мир» на уроке.

В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

- Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.

- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

- Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.

- Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

- Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Следует учесть, что большинство из представленных выше примеров не используются в начальных классах. Знакомство с этими приемами осуществляется постепенно.

П.И. Пидкасистый рекомендует работу с учебником по мере необходимости использовать на всех элементах урока. Ниже приводятся примеры заданий, широко распространенных в практике передовых учителей. При комплексном использовании такие задания образуют определенную систему в работе с учебником.

- Учитель составляет систему вопросов, на которые в тексте учебника нужно найти ответ. Для младших классов вопросы подбираются такими, чтобы ответ на них содержался в одном предложении текста. Его и надо выписать. При незначительном усложнении вопросов ответы будут содержаться уже в абзацах. Их можно зачитывать и затем отвечать своими словами. Это наиболее распространенный прием в работе с учебником.

- Пересказ своими словами основной мысли прочитанного абзаца, ее обоснование и доказательство.

- Разделить текст на смысловые части и выделить в них смысловые опорные пункты, которые являются стержнем абзаца или текста. Чем короче и точнее фраза, определяющая смысл абзаца, тем выше уровень развития данного вида навыков.

- Составление различных планов текста, простых, развернутых, устных, письменных. Такие планы могут быть составлены в виде вопросов, цитат, тезисов и т.д.

- Выделение материала, характеризующего какой-либо признак, понятие, положение. Например, найдите в тексте описание признаков плода и т.п.

- Сравнение различных объектов и понятий, составление сравнительных характеристик.

- Работа по обобщению и систематизации знаний.

- Работа с первоисточниками.

- Внеклассное чтение.

Как считает И.П. Подласый, наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Подготавливая школьников к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый материал. Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, дети, по указанию учителя, делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д. Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Объединение материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие правильной работы с книгой. При чтении книги у учеников должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится и управляющая информация. Работая с ними, школьники получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное — получают немедленное подкрепление правильности выполняемых действий. Для облегчения запоминания педагог будет знакомить детей с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учитель будет выбирать только хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения. Работу с книгой он будет практиковать в своем классе ежедневно.

Итак, работа с книгой будет восстановлена как полноправный и важный метод обучения. То, что ученик прослушал и даже понял, он вскоре забудет, а то, что прочитал и осмыслил, — будет знать.

По мнению Г.Н. Аквилевой и З.А. Клепининой, структурные компоненты учеб­ника существенно отличаются один от другого. Каждый из них выполняет свою, свойственную лишь ему дидактическую функ­цию, Однако при этом структурные компоненты дополняют друг друга, тесно связаны между собой, что обеспечивает целостность учебника, позволяет рассматривать его как комплексное средство обучения. В практике работы это свойство учебника недооценива­ется. В основном, на уроках проводится работа с текстами, чаще — с преобладанием полного чтения, реже используются иллюстрации.

Вопросы и задания, как правило, применяют для организации практической работы на уроке. Большинство вопросов и заданий предлагается использовать при выполнении домашних заданий. Однообразие приемов работы с учебником снижает интерес к нему и учебному предмету. Вместе с тем в методике обучения естество­знанию разработано много приемов работы с учебником. Их клас­сифицируют в зависимости от компонента учебника.

Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина предлагают разнообразные приемы работы с текстом. Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное пред­ставление об объектах природы, об их взаимосвязях. При выборе приема следует учитывать объем текста и знания детей по данно­му вопросу. Тексты небольшого объема можно читать полностью, не разделяя их на части. Большие статьи, как правило, разделены на логически законченные части. Их можно читать последовательно, по частям или блокам, с последующим обсуждением.

Выборочное чтение — прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содер­жание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок. Фрагменты текста можно использовать в качестве иллюстрации и рассказу учителя; для сравнения с результатами наблюдений в природе, что позволяет их уточнить и сделать выводы; для установления причинно-след­ственных связей на основе анализа фактов, с которыми школьни­ки познакомились на уроке или в природе.

Целесообразно использовать и такие приемы работы с текстом, как нахождение ответа на вопросы учебника, описания к конкрет­ной иллюстрации, составление плана статьи, выделение главной мысли, чтение определения и описания понятий.

На уроках «Окружающего мира» следует вести работу со всеми компонента­ми учебника, поэтому использовать разнообразные приемы работы, в различных сочетаниях.

В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь веду­щую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; форми­рованию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закрепление их. Кроме того, работа с тетрадью включается в домашнее задание. Школьники выполняют в тетрадях практические работы, ведут записи наблюдений. Следует отметить еще один немаловажный момент: при работе с тетрадью повышается скорость выполнения заданий. В последние годы идет активный поиск новых форм учебных пособий. Создаются альбомы - задачни­ки, справочные материалы, тетради для проверки знаний, атласы, хрестоматии и т. д. Бесспорно, все эти пособия помогают учителю дать детям более глубокие знания по большинству вопросов программы начальных классов.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с книгой на уроках окружающего мира играет очень важную роль в подготовке учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе. Работа с материалами учебника позволяет приобрести навыки общения с другой научной литературой, подготавливает учащихся к самообразовательной деятельности. Без прочных навыков работы с книгой высокой продуктивности обучения достичь нельзя, поэтому задания такого рода просто необходимо включать в образовательный процесс, особенно в начальных классах. Ведь в этот период обучения закладываются основы всех навыков, без которых дальнейшее обучение крайне затруднительно. Правильно организованная работа с учебником является незаменимым дополнением к практическим работам, одновременно являясь их основой, так как без теоретических знаний практическая деятельность невозможна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.