Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные (уставные) суды субъектов РФ






 

Учебные задачи:

— усвоение понятия конституционных (уставных) судов субъектов РФ, их состава, структуры.

В результате изучения этой части обучающиеся должны.

з нать:

— правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

— место конституционных (уставных) судов субъектов РФ в судебной системе Российской Федерации;

— основные понятия, раскрывающие правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

— сущность правового статуса конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

уметь:

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие сущность правового статуса конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

— оперировать юридическими понятиями и категориями, применяемыми при регулировании правового статуса конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

владеть:

— юридической терминологией;

— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью конституционных (уставных) судом субъектов РФ.

Ключевые слова: конституционные (уставные) суды.[10]

 

К судам субъектов РФ, помимо мировых судов, относятся и конституционные (уставные) суды (ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе).

Учреждение указанных судов связано с государственным устройством современной России. Конституционные (уставные) суды создаются в субъектах РФ. Входящие в состав Российской Федерации республики, края, области и приравненные к ним субъекты имеют право издавать законы и иные нормативные правовые акты при осуществлении собственного правового регулирования.

Принимаемые ими и органами местного самоуправления различные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, а также конституциям (уставам) субъектов РФ.

Федеральные суды достаточно эффективно контролируют согласованность правовых и нормативных правовых актов различного уровня, законность действий (или бездействия), принимаемых решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, действий должностных лиц различного уровня. Вместе с тем федеральные суды не в состоянии осуществлять контроль над всем массивом нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах РФ при осуществлении ими соб­ственного правового регулирования. Для этих целей в республиках, краях, областях и приравненных к ним субъектах Законом о судебной системе предусмотрено учреждение конституционных (уставных) судов (ч. 1 ст. 27). К полномочиям названных судов указанный Закон относит рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ:

— законов субъекта РФ;

— нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ;

— нормативных правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ;

— а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Порядок деятельности рассматриваемых судов, в отличие от мировых, регламентируется законами субъекта РФ. На субъекты РФ возложена обязанность по финансированию и материально-техническому обеспечению конституционных (уставных) судов. Решения, принимаемые указанными судами, в соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона о судебной системе, являются окончательными, т.е. не подлежащими последующему обжалованию и пересмотру в каких-либо судебных инстанциях. Такая автономность принимаемых решений названными судами не соответствует понятию «система», а конституционные (уставные) суды включены в единую судебную систему Российской Федерации. Всякая система предполагает не только наличие субъектов, но и прежде всего взаимосвязь между ними, регулируемость взаимоотношений, управляемость. Судебная система предполагает инстанционную соподчиненность, что отсутствует в вышеуказанных судах субъектов РФ.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит сущность конституционного контроля?

2. Что составляет содержание конституционного контроля?

3. Какого значение конституционного контроля для отечественного судопроизводства?

4. Каковы признаки (черты) Конституционного Суда РФ?

5. Какова компетенция Конституционного Суда Российской Федерации?

6. Каков состав Конституционного Суда РФ?

7. Каков статус судьи Конституционного Суда РФ?

8. Каким образом происходит назначение на должность судьи?

9. Каковы структура Конституционного Суда РФ и порядок его работы?

10. Каковы правила производства в Конституционном Суде РФ?

11. Какова цель создания конституционных (уставных) судов субъектов РФ?

 


[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 219.

[2] См.: Витрук Н. В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 119—133.

[3] См.: Гаджиев Г. А. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: новеллы конституционного судопроизводства 2010 г. // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 17-26.

[4] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», https://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXjeTUqb.

[5] См.: Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда РФ / Л. В. Лазарев, Т. Г. Морщакова, Б. А. Страшун и др. М.: Ин-т права и публичной политики, 2005. С. 123.

[6] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» https://www.garant.ru/hotlaw /federal /524015/#ixzz2uXkcsYen.

[7] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», https://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXjeTUqb.

[8] Под дисциплинарным проступком судьи Конституционного Суда РФ законодатель понимает нарушение норм Закона о Конституционном Суде РФ, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей.

[9] Подробнее см.: Гаджиев Г. А. Указ. соч. С. 17—26.

[10] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 266.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.