Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конституционного контроля






ЛЕКЦИЯ 7.

Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

ЧАСТЬ 1

Конституционный Суд Российской Федерации

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о современном месте Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации;

— усвоение основных понятий, раскрывающих организационные и процессуальные особенности деятельности Конституционного Суда РФ;

— усвоение состава, структуры Конституционного Суда РФ и понятия конституционный контроль в России.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны,

знать

— понятие конституционного контроля в Российской Федерации; место Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации;

— порядок формирования, структуру, состав и компетенцию Конституционного Суда РФ;

— состав и полномочия аппарата Конституционного Суда РФ; уметь

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру, состав и компетенцию Конституционного Суда РФ;

владеть

— юридической терминологией;

— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус Конституционного Суда РФ;

— навыками анализа правоприменительной практики Конституционного Суда РФ.

Ключевые слова; Конституционный Суд РФ; конституционный контроль; аппарат суда; статус судьи[1].

 

Понятие конституционного контроля

 

В Конституции РФ 1993 г. закреплены многочисленные принципы демократического конституционного строя, Конституционализма: народовластие; верховенство права и Конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и равная защита различных форм собственности; свобода экономической деятель­ности; судебный конституционный контроль (гл. 1, 2, 7).

Впервые в истории России в Конституции РФ закреплены принцип высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46), что создает необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции РФ в непосредственно действующее право.

Ответственность за соблюдение и охрану Конституции РФ лежит на всех органах публичной власти и должностных лицах. Гарантом Конституции РФ является Президент РФ (ч. 2 ст. 80).

В деятельности по защите конституционных прав граждан в пределах своей компетенции с использованием соответствующих правовых средств и процедур участвуют Федеральное Собрание, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, иные органы федерального и регионального уровней. В большинстве случаев все эти органы, как правило, опираются в своей деятельности на юридические акты ниже конституционного уровня.

Признание верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ означает, прежде всего, что каждый субъект права — государственный, общественный орган, организация, должностное лицо, гражданин — должен сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией РФ. Это обретает особый смысл в федеративном государстве, каковым является Российская Федерация: и федеральные законы, конкретизирующие конституционные положения, и конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ. Она является реальным правовым основанием для отмены нормативных правовых актов и пресечения действий, которые ей противоречат.

Нормотворческая деятельность государственных органов является объектом специального судебного конституционного контроля.

Судебный конституционный контроль — деятельность Кон­ституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов Государственной власти РФ и субъектов РФ, и иных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, указанных в Конституции РФ и Законе о Конституционном Суде, осуществляемая посредством конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство — процессуальная форма деятельности Конституционного Суда РФ, в которой применяются и интерпретируются конституционные нормы и решаются различные юридические дела, относящиеся к его компетенции. Результат конституционного судопроизводства — устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного правового акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Иными словами, конституционное судопроизводство — это регламентированная Законом о Конституционном Суде РФ деятельность Конституционного Суда РФ по осуществлению целей и задач конституционного правосудия в соответствии с предоставленными ему правомочиями.

Результаты деятельности Конституционного Суда РФ воплощаются в его решениях, выраженных в них правовых позициях и итоговых выводах. Эти документы, не являясь новым источником российского права, выражают правопонимание Конституционным Судом РФ должного конституционного содержания оспоренного законоположения.

Правовые позиции, содержащиеся в мотивировочной части решения, имеют общий и обязательный характер. Данные позиции как результат судебного конституционного толкования выступают правовым основанием итогового вывода решения о конституционности или неконституционности оспоренного законоположения.

Решения Конституционного Суда РФ общеобязательны в единстве их мотивировочной, содержащей правовые позиции, и резолютивной, формулирующей итоговый вывод, частей. Поэтому знание правовых позиций Суда имеет важное значение при осуществлении органами публичной власти законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, при защите гражданами, их объединениями, предпринимателями, предприятиями, учреждениями и организациями своих прав в судах и иных органах. В конечном счете, это способствует реальному воплощению принципов и норм Конституции РФ в общественных отношениях.

Решения Конституционного Суда РФ доводятся до всеобщего сведения различными способами. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, а также субъектов РФ, которых касается принятого решение. К федеральным официальным изданиям относятся, в частности, «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях. Ежегодно издается сборник «Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.