Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие рекомендации и требования по дисциплине






ТЕМАТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Тема реферата, контрольной, курсовой, выпускной квалификационной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» задается преподавателем или определяется самим студентом. Возможно бесконечное множество вариантов формулировок темы исследования. Для ориентации в этих вариантах ниже приводятся примерные темы и блоки тем.

Блоки тем.

  1. Педагогические взгляды (или: идеи; взгляды и деятельность; теория и практика; деятельность; теория; система) М. Ф. Квинтилиана (Т. Кампанеллы, Я. А. Коменского, Д. Беллерса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Ф. Гербарта, Р. Оуэна, Г. Кершенштейнера, Д. Дьюи, Я. Корчака, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Пирогова, Д. И. Писарева, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, И. Н. Ульянова, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. В. Занкова и любого другого зарубежного или отечественного педагога).
  2. Философско-педагогические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса (В. И. Ленина; Г. В. Плеханова; французских просветителей; русских философов ХIХ (или ХХ) века; и т. п.) на воспитание и образование (или: на цели; на содержание; на характер воспитания и образования).
  3. Гуманистический характер педагогических идей (или взглядов) Я. А. Коменского (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. Корчака, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского или других педагогов и мыслителей).
  4. Проблема цели (или принципов) воспитания (трудового воспитания; политехнического образования; соединения обучения с производительным трудом; развивающего обучения; эстетического воспитания; всеобщности обучения; народности воспитания; начального обучения; дошкольного воспитания; учителя; воспитания женщины; природосообразности; наглядности и т. д.) в зарубежной педагогике (в наследии Я. А. Коменского; И. Г. Песталоцци и А. Дистервега); в русской педагогике ХIХ века (в наследии…); в советской педагогике (в творчестве…).
  5. Педагогический анализ произведения какого-либо выдающегося педагога (напр.: «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко; «Великая дидактика» Я. А. Коменского и т. д.).
  6. Обоснование и разработка выдающимися педагогами отдельных педагогических проблем, например: Я. А. Коменский о классно-урочной системе обучения (или: возрастной периодизации и системе школ; идеи всеобщности обучения; принципе природосообразности воспитания; принципе наглядности обучения; дидактики; идеи пансофии и т. д.); Н. К. Крупская о политехническом образовании (о соединении обучения с производительным трудом; о выборе профессии; о содержании образования в советской школе; о преподавании отдельных предметов; о воспитании в семье; об активизации познавательной деятельности учащихся; об общем образовании взрослых; о самообразовании; о политпросветработе; о педагогике как науке; о школьном самоуправлении; о пионерском движении; о профессиональном образовании; о дошкольном воспитании; об учителе и педагогическом труде; о цели воспитания; о всестороннем развитии личности; о нравственном, интернациональном, физическом и других сторонах воспитания). По аналогии с темами о Я. А. Коменским и о Н. К. Крупской могут быть сформулированы темы в связи с изучением наследия других педагогов. Могут быть объединены два или несколько педагогов, иногда на основе общности или, наоборот, противоположности их взглядов.
  7. Развитие педагогической теории и практики в трудах и деятельности какого-либо выдающегося педагога (И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и т. д.).
  8. Развитие системы образования (педагогической теории; начальной школы; средней школы; высшего образования; педагогического образования в различных странах (регионах) в определенные исторические периоды (эпоха Античности; средние века; ХIХ век; начало ХХ века; и т. д.).
  9. Воспитание (просвещение; школа; образование) зарубежных стран (конкретная страна; регион) в современных условиях (или в определенные исторические периоды).
  10. История развития детских организаций (нашей страны; зарубежных стран; международных).
  11. Обобщение опыта работы педагогов-новаторов (особенно на региональных или местных материалах).
  12. История развития отдельных типов учебно-воспитательных заведений (гимназий, лицеев, колледжей, кадетских корпусов и т. п.)

При выборе темы и ее формулировке желательно учитывать специфику факультета и особенности региона. Предложенные варианты блоков тем могут конкретизироваться в формулировках, как это показано ниже в Примерной тематике курсовых и выпускных квалификационных работ. В случае затруднения при формулировке темы студент должен получить консультацию у преподавателя.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

1. Духовный компонент социального заказа в образовании на современном этапе.

2. Роль и место национальных духовных ценностей в российском образовании (история и современность).

3. Исторические корни гуманистической педагогики новаторов 1960-80-х годов.

4. Коммунарская педагогика: идеология и технология (опыт А. С. Макаренко и И. П. Иванова).

5. Скаутская и пионерская воспитательные системы и проблемы нравственного воспитания в современной школе.

6. Государство и личность в основных реформах и контрреформах советской школы.

7. Коллективистская педагогика А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского и современная российская школа.

8. Проблемы трудового воспитания и политехнического образования: история и современность.

9. «Вопросы жизни» Н. И. Пирогова и вопросы жизни современной российской школы.

10. Педагогика свободы и педагогика необходимости.

11. Опыт реализации концепции развивающего обучения в современной школе (гимназия № 5 г. Коломны, др. школы).

12. Особенности организации образования в странах «большой семерки».

13. Сущность сословного и классового образования и ее проявление в современной российской системе образования.

14. Историческая обусловленность зарождения и развития идеи всеобщего образования.

15. Проблема границы свободы и естественности в воспитании (Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, современная школа РФ).

16. К. Н. Вентцель о защите прав ребенка. Международно-правовые, государственные и внутришкольные пути решения этой проблемы.

17. Педагогические памятники Древней Руси (содержание, историческая обусловленность и мера актуальности).

18. Роль и место природы в воспитательных системах славян.

19. «Кодексирование» образования и воспитания, его плюсы и минусы (на примере «Домостроя», системы Д. Локка, регламента кадетских корпусов России ХIХ в.).

20. Реформы Петра I в области образования. Анализ статьи Д. И. Писарева «Бедная русская мысль».

21. Русские просветители ХVIII века (М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н.Радищев).

22. Идеи «славянофильства» и «западничества» в истории российского образования ХVIII-ХIХ веков.

23. «Православие, самодержавие, народность» и российское образование в ХIХ веке.

24. Революционно-демократическое направление в педагогике России второй половины ХIХ века.

25. Общечеловеческие ценности в педагогическом наследии Н. К. Крупской.

26. Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского в свете общечеловеческих ценностей.

27. Основные тенденции развития образования за рубежом в ХХ веке.

28. Сравнительный анализ учебных планов и программ современных типов учебных заведений (гимназий, лицеев, колледжей) и аналогичных учебных заведений в России в ХIХ веке.

29. Национальные школы в России: история и перспективы.

30. Роль и место природы в эмоциональном и нравственном развитии ребенка в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов заочного отделения

1. Особенности народной педагогики.

2. Система эстетического воспитания в русской народной педагогике.

3. Основные черты воспитания в первобытном обществе.

4. Роль школы в древневосточных цивилизациях.

5. Педагогическая мысль буддизма.

6. Философско-педагогические идеи Конфуция.

7. Вклад античной философско-педагогической мысли в мировую педагогическую культуру.

8. Система физического воспитания в Древней Греции.

9. Роль риторики в античном образовании.

10. Философско-педагогические воззрения античных философов (персонально).

11. Школа Древнего Рима.

12. Роль и влияние церкви на педагогическую теорию и практику в эпоху средневековья.

13. Система физического воспитания феодального сословия.

14. Рыцарское воспитание в исторических романах В. Скотта.

15. Историко-педагогический анализ произведений древнерусской литературы.

16. Истоки русской школы (Х-ХIII века).

17. Состояние образования на Руси в ХIV-ХVII веках.

18. Педагогика эпохи Возрождения.

19. Пансофическое учение Я. А. Коменского.

20. Становление систем образования и развитие педагогической мысли средневекового Востока.

21. Влияние идей Просвещения на педагогическую теорию и практику ХVIII века.

22. Просветительская деятельность в эпоху Екатерины Второй.

23. Культурно-просветительские реформы Петра Первого.

24. Русские государственные и частные учебные заведения конца ХVIII - начала ХIХ века.

25. Педагогика Царскосельского лицея.

26. Основные идеи классической педагогики первой половины ХIХ века.

27. Основные педагогические теории первой половины ХIХ века.

28. Вклад М. В. Ломоносова в педагогику России.

29. Развитие педагогической науки в России в ХIХ веке.

30. Педагогика «воли» философов иррационализма.

31. Педагогическая мысль позитивизма: О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер.

32. Особенности марксистской педагогики.

33. Русские революционеры-демократы о воспитании и образовании.

34. Педагогические статьи Д. И. Писарева.

35. Воспитательное значение «Письма к Гоголю» В. Г. Белинского.

36. Преподавание словесности в русской школе ХIХ века.

37. Реформаторская педагогика конца ХIХ - начала ХХ века.

38. Принцип педагогической антропологии и его развитие в трудах выдающихся педагогов ХIХ века.

39. К. Д. Ушинский о народной школе.

40. Вопросы женского образования в педагогической литературе ХIХ века.

41. Системы физического развития ХIХ века.

42. П. Ф. Лесгафт и его система физического образования.

43. Русская гимназия в произведениях русских писателей ХIХ-ХХ веков.

44. Реформационные тенденции в системе образования России в начале ХХ века.

45. Развитие зарубежной школы в первой половине ХХ века.

46. Развитие советской педагогической науки (1917-1993 годы) по этапам, проблемам.

47. Теория свободного воспитания в педагогике России и Запада.

48. Педагогические дискуссии 1920-30 годов в советской педагогике.

49. Жизнь и деятельность Я. Корчака.

50. История новаторского движения в советской педагогике.

51. Развитие альтернативных систем образования в современной школе.

52. Развитие систем образования во второй половине ХХ века.

53. Современная система образования в России и перспективы ее развития.

54. Проблема нравственного воспитания в истории педагогики.

55. Идеи гуманной педагогики в историческом развитии.

56. Международное сотрудничество в деле образования.

57. Проблема социального и биологического факторов развития в истории педагогики.

58. Педагогическая система Л. Н. Толстого.

59. Проблема коллектива и личности в педагогике ХХ века.

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Определите социальную сущность воспитания в первобытном обществе:

а) элитарное; б) общественное;

в) сословное; г) классовое.

2. Историческая эпоха, в которую зародилась идея всестороннего гармоничного развития человека:

а) Средневековье; б) Возрождение;

в) Просвещение; г) Античность.

3. Тип школы, присущий средневековой системе образования:

а) массовая; б) схоластическая;

в) реальная; г) классическая.

4. Направленность педагогических изысканий в эпоху Возрождения:

а) прагматическая; б) экспериментальная;

в) гуманистическая; г) утилитарная.

5. Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Н. Г. Чернышевский принадлежат к направлению педагогической мысли …

а) филантропизм; б) прагматизм;

в) утопический социализм; г) утилитаризм.

6. Я. А. Коменским в «Великой Дидактике» был раскрыт педагогический принцип …

а) природосообразности; б) коллективизма;

в) самодеятельности; г) культуросообразности.

7. Автор слов: «Что умеете хорошего, то не забывайте… Леность ведь всему мать: кто что умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится»:

а) Д. Заточник; б) В. Мономах;

в) И. Златоуст; г) Я. Мудрый.

8. Классическое направление образования в XIX веке ориентируется на …

а) общество; б) религию;

в) индивида; г) культуру.

9. В России была впервые создана государственная система преемственных школ в … году:

а) 1764; б) 1804;

в) 1917; г) 1922.

10. Автор педагогического сочинения «Отчет о работе Яснополянской школы»:

а) Л. Н. Толстой; б) К. Н. Вентцель;

в) В. П. Вахтеров; г) П. Ф. Лесгафт.

11. «Народная школа» в странах Запада создается в … веке:

а) XVII; б) XVIII;

в) XIX; г) XX.

12. Педагог-антрополог XIX века, стоявший у истоков педагогического образования в России:

а) Н. И. Пирогов; б) К. Д. Ушинский;

в) Н. Ф. Бунаков; г) Н. Ф. Корф.

13. Лидер педагогики прагматизма – течения реформаторской педагогики, возникшего в США в конце XIX – начале XX века:

а) Д. Дьюи; б) М. Монтессори;

в) Р. Штейнер; г) Г. Шаррельман.

14. Педагогическое направление, определявшее систему образования и воспитания в Англии в первой половине ХХ века:

а) бихевиоризм; б) трудовая школа;

в) педагогика действия; г) вальдорфская педагогика.

15. Всеобщее обязательное начальное образование в СССР было введено в …-е годы ХХ века:

а) 20; б) 30;

в) 40; г) 50.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ знаний

Основной формой итогового контроля по учебной дисциплине «Управление педагогическими системами» является зачет. Результаты контроля определяются оценками «зачтено» и «незачтено».

Общими критериями оценки «зачтено» являются:

- наличие знаний теоретических основ дисциплины в объеме учебной программы;

- владение базовыми понятиями;

- умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать педагогические явления и факты в рамках изучаемой проблематики;

- умение применять теоретические знания на практике;

- грамотная речь, умение полно и четко изложить сущность вопроса;

- знание основной литературы по учебной дисциплине;

- активность студента в процессе изучения дисциплины, качество самостоятельной работы;

- участие в научно-исследовательской работе (подготовке рефератов и др.);

- активное участие в конкурсе педагогического мастерства.

Оценка «незачтено» выставляется в случаях:

- недостаточного знания основных положений теоретических основ дисциплины;

- неумения использовать базовые понятия учебной дисциплины;

- допущения принципиальных ошибок применения знаний для решения практических педагогических проблем;

- слабого знания основной литературы по дисциплине;

- неудовлетворительной оценки рефератов и других творческих работ.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

В результате изучения учебной дисциплины «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования» студенты должны знать:

понятия управления и педагогического менеджмента, сущность и основные принципы управления педагогическими системами;

школу как педагогическую систему и объект управления;

основные функции педагогического управления, методы управления педагогическим и ученическим коллективом;

взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными учреждениями;

условия повышения квалификации и аттестации работников образовательных учреждений;

законодательство, регулирующее отношения в области образования;

права ребёнка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации;

особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности;

нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений;

правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса;

нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.

основные педагогические понятия: социально-педагогическая система, система образования, образовательное (учебно-воспитательное) учреждение как система, менеджмент, органы управления образованием, управление образовательным учреждением, функции управления, органы управления, соуправления, самоуправления внутри образовательного учреждения, конференция учебно-воспитательного учреждения, совет учебно-воспитательного учреждения, педагогический совет, методический совет, попечительский совет, родительский комитет, научная организация педагогического труда, научно-методическая работа, научно-методическая лаборатория, учитель-методист, учитель-исследователь, учитель экспериментатор, коллектив педагогический, конфликт педагогический, квалификационные характеристики педагогических специальностей, планирование деятельности образовательного учреждения, план образовательного учреждения, методы управления, образовательная программа развития школы, организационные методы, мониторинг образования, контроль над деятельностью образовательного учреждения, аттестация образовательного учреждения, аттестация педагогических кадров, аккредитация образовательного учреждения.

Владеть системой умений и навыков:

- диагностировать уровень развития образовательного учреждения как системы;

- диагностировать стиль управления, методы и формы управления;

- диагностировать уровень сформированности и развития педагогического коллектива;

- диагностировать характер отношений внутри коллектива;

- проектировать и моделировать развитие образовательного учреждения;

- формулировать и ставить перед педагогическим коллективом цели;

- планировать деятельность учебно-воспитательного учреждения;

- организовывать и стимулировать коллектив на достижение цели;

- владеть технологией демократического стиля управления;

- организовывать работу органов соуправления и самоуправления;

- регулировать межличностные отношения;

- разрешать педагогические конфликты;

- осуществлять контроль за эффективностью деятельности образовательного учреждения;

- проводить аттестацию учителя,

- ориентироваться в законодательстве, рассматривающем вопросы функционирования системы образования,

- проектировать модель школьного само- и соуправления,

- разрабатывать элементы устава школы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНки ЗНАНИЙ

Аттестация студентов по курсу предполагает проверку основных знаний, умений и навыков, перечисленных ниже, и проводится в соответствии с учебными планами факультетов в форме экзамена, зачета, подготовки и защиты реферата, курсовой или выпускной квалификационной работы, контрольной работы (теста). Преподаватель в пределах общего объема времени, отводимого на изучение курса, может проводить аттестацию по отдельным темам или разделам курса путем тестирования или контрольного опроса в удобной для этого форме.

Оценка знаний традиционная.

«Отлично» – если студент демонстрирует глубокие знания по проблеме, знание обязательной и дополнительной литературы, умения и навыки самостоятельной исследовательской работы, излагает материал грамотно, уверенно и аргументировано выделяет причинно-следственные связи в теории и практике.

«Хорошо» – если студент демонстрирует прочные знания теории и обязательной литературы по проблеме, знакомство с дополнительной литературой, материал излагает достаточно полно, уверенно и логично.

«Удовлетворительно» – если студент знает теоретический материал, знаком с обязательной и дополнительной литературой, материал излагает без существенных ошибок и упущений, достаточно грамотно и логично.

«Неудовлетворительно» – если студент излагает материал с существенными ошибками, недостаточно полно и логично, не умеет увязывать теоретические положения с будущей практической деятельностью.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ЗНАНИЯ

1. Основных методологических проблем образования и истории развития представлений о них в педагогической мысли.

2. Педагогических взглядов и деятельности выдающихся мыслителей и педагогов (в соответствии с программой).

3. Основных этапов развития воспитания и школы в их связи с развитием экономики, политики и культуры.

4. Истории развития основных педагогических проблем и понятий (педагогика; сущность, цель и содержание воспитания; личность, биологические, социальные и культурные факторы ее развития; образование; система образования; содержание и принципы образования; всеобщее обучение; политехническое образование и соединение обучения с производительным трудом; трудовое воспитание и обучение; классно-урочная система обучения; развивающее обучение; воспитывающее обучение; свободное воспитание; принципы и методы обучения и воспитания; познавательная активность; коллективизм и индивидуализм; детское самоуправление; воспитание в семье; общее и профессиональное образование; образование взрослых и др.).

5. Рекомендованной для изучения литературы (содержания и обстоятельств появления).

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

1. Самостоятельной работы (умения анализировать педагогическую литературу, выделять главное, фиксировать необходимое наиболее экономичными способами, формирование и закрепление привычки работать с источниками, заниматься самообразованием).

2. Исследовательской работы (выбор и формулировка темы исследования; поиска материала, его обработки и оформления в соответствии с существующими требованиями; составления плана исследования; определение предмета, задачи и методики исследования; обобщения материала и его анализа; формулировки выводов и рекомендаций).

3. Установления причинно-следственных связей и выявления педагогических закономерностей, их проявлений в современной педагогической теории и практике.

4. Сравнительного анализа педагогических идей, систем, школ и практического опыта обучения и воспитания.

5. Самовоспитания и самообразования.

6. Общения с аудиторией в качестве педагога.

7. Выявления связей образования, воспитания, педагогики и школы с социально-экономическими, политическими и культурными явлениями общественной жизни, с другими науками и учебными предметами.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В процессе организации самостоятельной работы студентам рекомендуется полнее использовать приобретенные ранее опыт, знания, навыки и умения; при необходимости получить дополнительные консультации у преподавателя, ознакомиться с новой литературой по научной организации умственного труда, после чего реализовать изложенные ниже советы и требования, учитывающие специфику данного курса.

1. Изучить все труды, рекомендованные в списке литературы для самостоятельного изучения (прочитать, выделить основные идеи, уяснить обстоятельства появления источника, проанализировать основные идеи, установив их связи с другими сферами знания и современной воспитательной практикой, отразить все это в конспективной форме). Без самостоятельного изучения источников невозможно достижение учебных целей курса. При конспектировании записи выполнить в удобной для Вас форме (изложение, план, схема, диаграмма и т. д.). Наиболее содержательные части рекомендуется процитировать точно, заключив их в кавычки и указав страницу источника. В тексте конспекта желательно применять разнообразные способы выделения текста (подчеркивания, различный цвет, пунктуация и т. д.).

2. Приучить себя во всех видах познавательной деятельности прослеживать развитие основных педагогических идей в хронологическом порядке от их зарождения до наших дней в трудах различных авторов, выделяя вклад каждого в разработку идеи.

3. Постоянно использовать прием сравнения, что позволяет усваивать материал осознанно, глубоко и прочно. «В дидактике сравнение должно быть основным приемом» (К. Д. Ушинский).

4. Конспекты лекций желательно дорабатывать в тот же день, сравнивая их с содержанием программы курса, учебников, источников и литературы, справочников и словарей (энциклопедий).

5. Темы курса или отдельные его проблемы, рекомендованные для самостоятельного изучения, определяет преподаватель с учетом специфики факультета и бюджета времени на изучение курса, особо указав порядок освоения, источники и ведущие идеи рекомендованного для самостоятельного изучения материала.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Преподавателю рекомендуется использовать в учебном процессе мультимедиа технологии: презентации, интерактивный экран, аудио контент (аудио лекция, аудио справка, музыкальное представление и т.д.), тестовые программные модули и т.д.

Студенту рекомендуется использовать в процессе подготовки к лекционным и семинарским занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия, научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники, энциклопедии, справочники).

Рекомендуемые адреса:

ЭБЭ «КнигаФонд»: https://www.knigafund.ru

Российская государственная библиотека: https://www.leninka.ru/

РГБ диссертационный зал (г. Химки): https://www.rsl.ru.

Международная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница

Цифровая библиотека (русские издания): www.Lib.Ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: https://window.edu.ru/window

ГНПБ им. К. Д. Ушинского: https://www.gnpbu.ru

Поиск плагиата (наличия материала в сети): https://www.antiplagiat.ru/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.