Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 4. Педагогические идеи эпохи Просвещения






(семинар)

ЦЕЛЬ: усвоить основные педагогические концепции и идеи педагогики Просвещения, установить связи между ними и предшествующей педагогической традицией.

 

ПЛАН

Теоретическая часть

1. Основные идеи и концепции педагогики Просвещения.

2. Познавательный принцип эпохи Просвещения.

3. Национальные особенности просветительских идей в разных странах.

4. Проблемы и противоречия реализации проектов просветителей.

 

Практическая часть

 

1. Обозначить основные положения педагогики Просвещения.

2. Выписать основные понятия педагогики Просвещения и дать им характеристику.

3. Сравнение английского и французского Просвещения (на примере концепций Локка и Руссо).

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: Просвещение, рационализм, энциклопедисты, эмпиризм, сенсуализм, утилитаризм, концепция свободного естественного воспитания, метод естественных последствий, филантропизм.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина Т. С., Васильева З. И., Седова Н. В., Свиридова И. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова, И. А. Свиридова - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011.

2. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. (https://www.knigafund.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Р. 3. – Гл. 10.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Б. и., 1982. – Т. 1.

7. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) [Текст] / Д. И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – Ч. I. – Р. II. – Гл. 3.

8. Локк, Д. Мысли о воспитании [Текст] / Д. Локк // Соч.: В 3 т. – М.: Мысль, 1988. – Т. 3. – С. 407-608.

9. Попов В. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

10. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании [Текст] / Ж.-Ж. Руссо // Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1.

11. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – Гл. 7.

12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]: учеб. пособие / сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – Р. 3.

13. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т.: Т. 2. Новое время / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.

 

Обязательные первоисточники к теме:

  1. Джон Локк. «Мысли о воспитании». – Хрестоматия по истории зарубежной педагогики (под ред А.И. Пискунова)
  2. Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики (под ред А.И. Пискунова)

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

(работа в группах)

1. Проанализировать подход просветителей (Локк, Руссо) к образованию и воспитанию разных сословий, подтвердить цитатами из работ, подготовить ключевые положения под запись (гр.1)

2. Проанализировать подход данных просветителей к вопросам физического и трудового воспитания представителей разных сословий, подтвердить цитатами из работ, подготовить ключевые положения под запись (гр.2)

3. Проанализировать подход данных просветителей к вопросам нравственного воспитания представителей разных сословий, подтвердить цитатами из работ, подготовить ключевые положения под запись (гр.3)

4. Проанализировать подход данных просветителей к вопросам умственного воспитания представителей разных сословий, подтвердить цитатами из работ, подготовить ключевые положения под запись (гр.4)

5. Сопоставить возрастную периодизацию, предложенную Коменским с периодизацией Руссо, сделать выводы и дать под запись периодизацию и вывод. (гр.5)

 

ЗАНЯТИЕ 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ теории И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ, И.Ф. ГЕРБАРТА, А. ДИСТЕРВЕГА

(семинар)

ЦЕЛЬ: рассмотреть фундаментальные идеи классической западной педагогики XIX века.

ПЛАН

Теоретическая часть

1. Теоретические и практические предпосылки развития педагогической науки в XIX веке.

2. Жизнь и творчество И. Г. Песталоцци. Теория «элементарного образования» - теория развивающего обучения.

3. Философско-психологические основы педагогической системы И. Ф. Гербарта. Структурные части воспитательной системы И. Ф. Гербарта.

4. А. Дистервег – «учитель немецких учителей». Отражение в педагогической системе А. Дистервега основных положений классической педагогики.

 

Практическая часть

 

1. Определение основных предпосылок формирования педагогической науки в XIX веке (работа с учебником, первоисточниками).

2. Работа с первоисточниками: анализ текстов работ Песталоцци, Гербарта, Дистервега.

3. Составление опорных конспектов по текстам для ответов на экзамене.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: классическая педагогика, развивающее обучение, принцип, природосообразности, принцип культуросообразности, самодеятельность, теория «элементарного образования», управление, многосторонний интерес, звенья учебного процесса, ступени обучения.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина Т. С., Васильева З. И., Седова Н. В., Свиридова И. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова, И. А. Свиридова - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011.

2. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. (https://www.knigafund.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гербарт, И. Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания [Текст] / И. Ф. Гербарт // хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С. 332-352.

2. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей [Текст] / А. Дистервег // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С. 353-414.

3. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Р. 4 – Гл. 12.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – Гл. 10.

5. Песталоцци, И. Г. Лебединая песня [Текст] / И. Г. Песталоцци // хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – М.: Просвещение, 1981. – С. 304-322.

6. Попов В. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

7. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – Гл. 7, 9.

8. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т.: Т. 2. Новое время / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Подготовить сообщения на 2-3 минуты по следующим вопросам:

2. И. Г. Песталоцци о:

· трудовом воспитании (использовать конспект текста работ Песталоцци);

· физическом воспитании (привести в пример цитаты из работ Песталоцци);

· воспитании в семье (представить взгляды Песталоцци в сравнении с современными взглядами на семейное воспитание);

· развитии наблюдательности и мышления (привести в пример цитаты).

3. И. Ф. Гербарт о средствах управления процессом воспитания (составить схему по первоисточнику).

4. Многосторонность интересов как основа обучения по И. Ф. Гербарту (составить таблицу интересов).

5. Теория ступеней обучения И. Ф. Гербарта (привести примеры для каждой ступени из содержания любого учебного предмета).

6. А. Дистервег об умственном образовании (составить опорный конспект и защитить его).

 

Лабораторно-практическое занятие 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К.Д. УШИНСКОГО

ЦЕЛЬ: показать деятельность К. Д. Ушинского по созданию педагогической науки в России, сформировать представление об основных положениях педагогической антропологии.

ПЛАН

1. Педагогическая биография и мировоззрение К. Д. Ушинского.

2. Педагогическая антропология К. Д. Ушинского. Его труд «Человек как предмет воспитания».

3. Идея народности воспитания, образования, школы и педагогики.

4. К. Д. Ушинский о воспитательном значении труда. «Труд в его психическом и воспитательном значении».

5. Дидактика К. Д. Ушинского.

6. К. Д. Ушинский о подготовке учителя.

7. Значение педагогического наследия К. Д. Ушинского для развития школы и теории педагогики в России.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: педагогическая антропология, народность в педагогике, антропологический подход, целостность человека, традиции отечественной педагогики, педагогическая литература, русская школа и др.

Индивидуальные задания

Подготовить сообщения на 2-3 минуты по следующим вопросам:

1. К. Д. Ушинский о:

· воспитании;

· содержании образования;

· физическом воспитании;

· нравственном воспитании;

· наглядности в обучении.

2. Учебные книги К. Д. Ушинского.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина Т. С., Васильева З. И., Седова Н. В., Свиридова И. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова, И. А. Свиридова - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011.

2. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. (https://www.knigafund.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Р. 4 – Гл. 14.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) [Текст] / Д. И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – Ч. II. – Р. IV. – Гл. 14.

4. Попов В. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

5. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – Гл. 10.

6. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении [Текст] / К. Д. Ушинский // хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М.: Просвещение, 1985. – С. 245-255.

7. Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст] / К. Д. Ушинский // Там же. – С. 232-245.

8. Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы [Текст] / К. Д. Ушинский // Там же. – С. 220-232.

9. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. (Опыт педагогической антропологии) [Текст] / К. Д. Ушинский // Там же. – С. 271-290.

10. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т.: Т. 2. Новое время / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.

 

ЗАНЯТИЕ 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Г. КЕРШЕНШТЕЙНЕРА, В. А. ЛАЯ, Д. ДЬЮИ

( Лабораторно-практическое занятие 2)

ЦЕЛЬ: познакомиться с основными течениями реформаторской педагогики Запада.

ПЛАН

Теоретическая часть

1. Сущность теории «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера и проблема воспитания гражданственности в современной российской педагогике.

2. Критический анализ идеи «трудовой школы» Г. Кершенштейнера и проблемы трудового воспитания в современной школе.

3. «Педагогика действия» В. Лая как один из вариантов реализации идеи развивающего обучения.

4. «Педагогика прагматизма» или прогрессивизма Д. Дьюи.

 

Практическая часть

 

1. Анализ работы Кершенштейнера и выделение основных положений, актуальных и для современной российской педагогики.

2. Выделение основных форм и методов трудового воспитания.

3. Характеристика методологических основ «педагогики действия» В. Лая и определение технологических аспектов её реализации.

4. Определение центральных положений педагогики прагматизма.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: реформаторская педагогика, педагогические течения, педоцентризм, бихевиоризм, педагогика действия, трудовая школа, гражданское воспитание, прагматизм, прогрессивизм.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина Т. С., Васильева З. И., Седова Н. В., Свиридова И. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова, И. А. Свиридова - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011.

2. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. (https://www.knigafund.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Горшкова, В. В. Интерпретация педагогической концепции Джона Дьюи в российской педагогике 20-30-х гг. ХХ века // Педагогика. - №1. – 2009. – С. 60-63.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Р. 4 – Гл. 15.

3. Дьюи, Д. Школа и общество [Текст] / Д. Дьюи // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С. 489-500.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Кершенштейнер, Г. Школа будущего – школа работы [Текст] / Г. Кершенштейнер // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - С. 478-488.

6. Лай, В. Школа действия [Текст] / В. Лай // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С. 502-526.

7. Попов В. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

8. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т.: Т. 3. Новейшее время / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составить таблицу течений реформаторской педагогики с ведущими представителями каждого течения. Выписать из педагогической энциклопедии определения базовых понятий.

2. Выписать цитаты из работы Кершенштейнера, определяющие основные направления трудового и гражданского воспитания.

3. Сравнить идеи В. Лая и Д. Дьюи и составить схему их общих и особенных положений.

4. Составить опорные конспекты к экзамену по деятельности рассмотренных педагогов.

ЗАНЯТИЕ 7. Советская педагогика и школа в 20-80-е годы XX века. (лабораторно-практическое занятие 3).

ЦЕЛЬ: проследить динамику развития отечественной школы в XX веке, выявить характерные особенности советской педагогики.

 

ПЛАН

Теоретическая часть

1. Законодательные и нормативные документы первых лет советской власти по созданию «единой трудовой школы РСФСР».

2. Общественно-педагогические дискуссии 1920-х годов по вопросам школы и развития педагогической науки. Новаторские поиски 1920-х годов.

3. Сталинская педагогика и школа.

4. Реформы школы второй половины XX века в СССР. Переход к всеобщему полному среднему образованию.

5. Развитие педагогической науки в СССР во второй половине XX века. Фундаментальные педагогические теории развивающего обучения.

 

Практическая часть

 

1. Конспектирование основных положений советской педагогики первых десятилетий XX века (работа с учебником).

2. Составление схемы развития новаторского движения в 20-е гг. XX века (работа с учебником, хрестоматией)

3. Составление опорного конспекта развития образования и педагогической науки в 30-80 –е гг. XX века (работа с учебником).

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: единая трудовая школа РСФСР, советская школа, советская педагогика, теория коммунистического воспитания, марксистская педагогика, сталинская педагогика, всеобщее полное среднее образование.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина Т. С., Васильева З. И., Седова Н. В., Свиридова И. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова, И. А. Свиридова - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011.

2. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. (https://www.knigafund.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Р. 5 – Гл. 18.

3. История педагогики в России [Текст]: хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 1999. – Р. 5.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) [Текст] / Д. И. Латышина. – М. Гардарики, 2005. – Ч. III. – Р. I. – Гл. 3.

6. Попов В. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

7. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учеб. для студентов вузов / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – Гл. 13.

8. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т.: Т. 3. Новейшее время / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Выписать из учебника основные положения концепции «единой трудовой школы», охарактеризовать их значение для реализации принципа всеобщности образования.

2. Составить схему развития новаторского движения в 20-е гг. XX века: определить сходство и различие с течениями реформаторской педагогики за рубежом. Выписать цитаты из хрестоматии, подтверждающие сделанные в ходе анализа источников выводы.

3. Составить опорный конспект для подготовки к экзамену, с определением основных этапов развития отечественного образования и педагогической науки в 30-80-е гг. XX века.

лабораторно-практическое занятие 8.

КОЛЛЕКТИВИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА А. С. МАКАРЕНКО И В. А. СУХОМЛИНСКОГО

ЦЕЛЬ: изучить и осмыслить теорию коллектива как воспитательного средства в советской педагогике.

ПЛАН

1. Педагогические взгляды и деятельность В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко.

2. Цель, содержание и принципы воспитания в педагогических системах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

3. Учение о коллективе и его воспитательных возможностях.

4. Пути формирования и развития ученического коллектива.

5. Проблемы нравственного, гражданского и трудового воспитания в деятельности А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

6. Роль семейного воспитания в формировании и развитии личности ребенка.

7. Значение педагогических идей А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского для современной российской школы.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: коллектив как средство воспитания, принцип параллельного действия, принцип перспективных линий, педагогический коллектив, школьно-семейный всеобуч, трудовое воспитание, воспитание гражданина.

Индивидуальные задания

Подготовить сообщения на 2-3 минуты по следующим вопросам:

1. А. С. Макаренко о:

· наказаниях и поощрениях;

· самоуправлении;

· учителе, воспитателе, педагогическом коллективе.

2. В. А. Сухомлинский о:

· учителе;

· воспитании без наказаний;

· использовании природы в воспитании детей.

3. Традиции Павлышской школы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина Т. С., Васильева З. И., Седова Н. В., Свиридова И. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова, И. А. Свиридова - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011.

2. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. (https://www.knigafund.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Р. 5 – Гл. 18.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) [Текст] / Д. И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – Ч. III. – Р. I. - Гл. 4, 5.

4. Макаренко, А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта [Текст] / А. С. Макаренко // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1972. – С. 271-283.

5. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] / А. С. Макаренко // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1972. – С. 255-270.

6. Попов В. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

7. Сахаров, В. А. Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского // Педагогика. - №1. – 2012. – С. 84-89.

8. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа [Текст] / В. А. Сухомлинский // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1972. – С. 374-385.

9. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – Гл. 13.

10. Фролов, А. А. Административное управление и самоуправление в педагогике А.С. Макаренко // Педагогика. - №10. – 2011. – С. 65-69.

11. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т.: Т. 3. Новейшее время / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.

 

 

ЗАНЯТИЕ 9. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ.

 

ЦЕЛЬ: выделить основные направления и тенденции развития отечественного образования и образовательной политики государства на современном этапе.

ПЛАН

Теоретическая часть

1. Особенности социокультурной ситуации в нашей стране в 90-х годах XX века. Закон «Об образовании» 1992 года и его влияние на развитие отечественного образования.

2. Система образования РФ на современном этапе. Закон «Об образовании» 2012 года: основные положения и изменения.

3. Образовательная политика РФ на рубеже XX - XXI веков. Проблемы и перспективы.

4. Теоретико-методологические основы отечественной педагогической науки и основные направления ее развития на современном этапе.

 

Практическая часть

1. Изучение текста Закона «Об образовании» 1992 года и сравнение его с текстом Закона «Об образовании» 1996 года.

2. Изучение текста Закона «Об образовании» 2012 года и определение основных изменений образовательной политики.

3. Составление программы развития отечественного образования с учётом изученного историко-педагогического материала (срок действия программы произвольный, определяется студентами самостоятельно).

 

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: основные концепции современного образования, тенденции развития, федеральное образовательное пространство, основное образование, функциональная грамотность, дополнительное образование, национальная доктрина образования.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина Т. С., Васильева З. И., Седова Н. В., Свиридова И. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова, И. А. Свиридова - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011.

2. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. (https://www.knigafund.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: Б. и., 2001.

5. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Р. 5 – Гл. 19.

6. Доктрина образования в России / Е. П. Белозерцев и др. – М.: Б. и., 1996.

7. Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. – 1992. – № 2.

8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

9. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) [Текст] / Д. И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – Ч. III. – Р. I. – Гл. 6.

10. Национальная доктрина образования РФ // Педагогика. – 1999. – № 7.

11. О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года (приказ от 11.02.2002. № 393.) // Вестник образования России. – 2002. – № 6. – С. 10-40.

12. Попов В. А. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

13. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учебник / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – Гл. 14.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте логическую схему системы образования РФ на современном этапе.

2. Сравните тексты указанных документов и определите изменение основных направлений государственной политики в области образования.

3. Составить программу развития образования на определённый период (работа в группах, срок действия программы определяется студентами самостоятельно, и выбор обосновывается при защите программы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.