Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная проработка необходимого материала






 

Представленный объём информации об основных понятиях, связанных с научным мировоззрением и научной деятельностью, философских подходах к научному осмыслению наблюдаемых и прогнозируемых фактов и явлений, вряд ли является исчерпывающим и достаточным для подготовки к экзаменам по философии науки. Предстоит изучить не только проблемное поле науки, но и известные сведения о ней. С этой целью необходимо самостоятельно собрать требуемый материал и его изучить в соответствии с требованиями стандарта по изучаемой дисциплине. И это – не проблема, а обычная учебная задача.

Решить эту задачу важно не только для экзамена, но и по двум другим причинам. Во-первых, освоение науковедения позволит быстро и грамотно сформулировать и программу работ, и сам научный труд. Станет ясно, прицеливаться ли на целую теорию или нет, какие гипотезы выдвинуть и как их проверить, доказывать или не доказывать принятые в диссертации положения, как сформировать методику исследования и как составить научный текст.

Во-вторых, первая стадия работ в любом исследовании предполагает поиск и сбор исходных данных, их освоение и анализ. И этому надо научиться самостоятельно. Ключи к поиску необходимых сведений могут быть взяты как из тем стандарта, так и из приведённых в пособии материалов.

Таким образом, становится очевидной необходимость с методико-педагогической точки зрения такого этапа в освоении изучаемой дисциплины.

При этом следует во всём строго придерживаться базовых правил науки и научной деятельности.

1. Следует опираться на общепринятые или вновь вводимые понятия, максимально точно описывающие изучаемые или ранее изученные явления. Эти понятия должны быть однозначны и непротиворечивы.

2. В качестве базовой методологической основы должен применяться научный метод.

3. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. (К сожалению, это практически недостижимо, что показал исторический опыт науки — прим. авт.). Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.[19] (Это возможно только в случаях, когда явления закономерно повторяются или могут быть аналогично повторены. Существуют явления невоспроизводимые или которые повторить невозможно). Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

4. Следует применять гипотетически-дедуктивную модель научного метода, состоящую в последовательном применении следующих шагов:

· Используйте опыт: Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.

· Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.

· Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?

· Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2). Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием» (англ. Affirming the consequent, греч. Ε π ι β ε β α ί ω σ η τ ο υ ε π ο μ έ ν ο υ). [19]

5. В условиях неопределённости развития изучаемого явления допустимо выдвижение гипотез как предполагаемых результатов исследования. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.[19] Возможно, что гипотеза останется открытой проблемой.

6. Проведение исследований и составление научных работ должно руководствоваться логикой, её законами и методами.

7. Научные результаты должны стремиться к тому, чтобы быть истинными и подчиняться критерию истинности.

Это, конечно минимальный свод правил, его можно развивать применительно к проводимому исследованию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.