Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация проблем в науке






Проблема – вид трудно решаемой задачи. Она всегда характеризуется постановкой условия и целью решения проблемы. Это может быть один или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Отсюда и основание для оценки степени сложности структуры проблемы как логической системы. Если вопрос один, то проблема – простая. Если два и более – сложная.

Сложные проблемы могут состоять из группы вопросов, связанных в систему параллельно или последовательно (аналогия с электрической цепью).

Параллельные вопросы могут решаться как вместе, так и независимо, при этом решение отдельных вопросов не приводит, как правило, не приводит к решению всей сложной проблемы. Для такого решения требуется решение всех без исключения вопросов, но порядок их решения не имеет существенного значения.

Последовательно сформированные сложные проблемы требуют специального алгоритма решения такой проблемы. Он связан с построением последовательной цепочкой вопросов, составивших сложный вопрос. Только при решении вопросов в правильной последовательности проблема будет решаемой.

То, что было сказано, характерно для случаев, когда проблемы состоят из вопросов иерархически не связанных между собой. Когда же они связаны иерархически, то нередко может создаваться ситуация, когда вопросы нижнего уровня решать по отдельности хлопотно и трудоёмко, а решение разом вопроса, стоящего во главе такой иерархии, решает автоматически и все остальные.

С достаточной очевидностью прослеживаются аналогии с решением математических задач. Это позволяет применить в будущей теории проблем методический аппарат математики.

Вспомним, что во введении уже говорилось, и здесь это целесообразно ещё раз повторить, что по времени зарождения современные проблемы могут быть:

старыми и даже извечными, решаемыми каждым постоянно в настоящее для себя время,

настоящими, возникшими сейчас и требующими оперативного разрешения,

перспективными или вероятными, они могут возникнуть в будущем как обязательное или возможное следствие протекания событий.

По степени актуальности проблемы предлагается классифицировать так:

Остроактуальные – такие, решение которых требуется как незамедлительное;

Актуальные – проблемы, требующие оперативного разрешения;

Псевдопроблемы -- проблемы, которые кажутся значимыми, но на самом деле они малозначимы или вообще незначимы;

Открытые проблемы – недоказанная истина в гипотезе или неопровергнутая гипотеза. Это не означает, что она обязательно неразрешима. Возможно, что для закрытия проблемы недостаточно оснований или возможностей;

Экс-проблемы – проблемы уже решённые ранее и не нуждающиеся в их решении в настоящее время. Их ещё называют закрытыми проблемами.

По степени новизны постановки проблемы могут быть банальными и инновационными. Эти и другие остаются нерешёнными, но постановка банальных проблем давно всем известна, а инновационных формулируется впервые.

По степени разрешимости проблемы следует поделить на вполне разрешимые, трудно разрешимые и неразрешимые. Теоретически возможна постановка проблем, решение которых возможно, но нецелесообразно.

Кроме показанных оснований классификации научных проблем, важным является и функциональное назначение проблем. Обычно оно соответствует научным дисциплинам.

Даже столь скромное начало теории проблем позволяет в дальнейшем выстроить алгоритмы решений типовых научных проблем в соответствии с их местом в классификации и подготовленностью исходных данных.

Как и идеи, проблемы могут становиться «проблемами фикс», то есть навязчивыми. Причём это может быть как естественным, так и искусственно созданным. Что с этим делать – решать в каждом случае специально придётся исследователям таких проблем.

При решении научных проблем всегда приходится решать текущую, но от этого не менее актуальную, проблему адекватного представления объекта и предмета исследования, в том числе и его оценки. При оценке их в архитектурных науках проявляется со всей очевидностью проблема того, как, чем, что измерять, каким инструментарием, в каких единицах. Это особенно проблематично, когда речь идёт об оценке информационной и художественной ценности архитектурных произведений. Поэтому целесообразно познакомиться с основами знаний об измерениях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.