Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное исследование. Научное исследование — 1) процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний; 2) вид завершённого






Научное исследование — 1) процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний; 2) вид завершённого научного труда, содержащего описание и результаты научного изучения чего-либо.

Виды научных исследований:

· Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

· Прикладное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания в зависимости от перспектив применения.и целях такого их применения.

Частями исследования являются цель, задачи, методика, основная часть с изложением материалов и хода исследования, результаты, изложенные в форме выводов.[19] Требования к ним изложены в последующих главах.

 

1.5.3. Знания научные и ненаучные

Признание знаний научными на практике субъективно и не строго, поскольку критерии истинности научного знания относительны. Оно присвоено себе Научными работниками, в том числе и учёными, официально аттестованными или избранными научными сообществами. (Одним из таких учреждений или официальных сообществ была многие века Святая Инквизиция. О её защите чистоты научных подходов многим хорошо известно). Мнение по этому вопросу иных лиц считается изначально некомпетентным. Считается, что наука опирается на факты, их объективное рассмотрение и толкование. Но это происходит далеко не всегда. Соответственно, часть знаний или наблюдений, не вписывающиеся в официальную, объяснённую учёными, картину мироздания, наукой не рассматривается или не признаётся имеющими место быть. Такова историческая реальность.

Непризнанные научными сообществами знания считаются лженаукой или ересью, хотя они могут отвечать всем самым строгим критериям научного труда. С ними, их авторами и носителями по сегодняшний день признанные учёные боролись и борются с завидной непримиримостью.

Лженауку можно уподобить животворному болоту, из которого берёт начало тоненький ручеёк научного знания, далее превращающийся во вполне серьёзную реку, ручейки и полноводные реки различных учений. Именно лженаучные достижения часто питают инновационные сферы и жизнедеятельности, и науки последующего времени. В архитектуре такое отношение было характерно по отношению к Фен-Шуй, китайскому энергоинформационному учению, связанному в частности с климатологией и теорией ландшафтной архитектуры.

В отличие от лженауки другое законно непризнанное направление – псевдонаука – характеризуется общим понятием – наукообразием. Этот нежелательный ручеёк якобы знаний -- приток научной реки. Оно использует внешние аксессуары научных исследований и трудов, но лишено научного смысла. Одной из черт псевдонауки является применение обильной научной терминологии при отсутствии её понимания и логичного ею оперирования, нередко встречающееся в работах начинающих учёных. Не следует путать псевдонауку с научной фантастикой – жанром художественной литературы и создаваемой по её правилам, а не по научным. Научная фантастика нередко предвосхищает научные открытия, хотя и не пользуется научными процедурами.

Граница научной новизны и лженаучного результата весьма тонка. Здесь требуется осторожность и деликатность. Но надо помнить, что наука не все наблюдаемые явления и факты способна объяснить, но должна к этому стремиться. Игнорирование фактов и наблюдаемых явлений в науке не допустимо. Этим и следует руководствоваться при проведении исследований.

При появлении инноваций в сфере знаний, основанных на фактах, ранее не признанных предметом научного наблюдения или исследования, это становится проблемой, принимающей периодически чудовищно жестокие формы преследования новаторов, в том числе и репрессий. Достаточно вспомнить в Европе Галилео Галилея, Николая Коперника, Джордано Бруно, у нас -- Чижевского и Козырева. Но в диссертации всегда следует придерживаться строго научного подхода.

 

1.5.4. Научный результат и научный труд

Научный результат – любой продукт, полученный в ходе научной деятельности. В числе таких продуктов следует особо выделить полезный продукт или научный результат – такой продукт или результат, который может быть продуктивно использован в дальнейшем. Больше всего ценятся новые научные результаты, и их научная новизна часто становится самоцелью. Конечным результатом считают результат, полученный в результате всего проведённого исследования и не нуждающийся в развитии другими результатами для непосредственного применения в практике.

Научным трудом называется законченное самостоятельное и целостное научное литературное произведение. Оно может содержать описание исследования и научные результаты, но сами описания и результаты научными трудами не являются. К научным трудам относят такие научные литературные произведения:

Опубликованные:

· Статьи (но не журналы, где они опубликованы);

· Научные доклады, опубликованные полностью;

· Брошюры;

· Научные книги (но не научная фантастика, хотя в ней часто содержатся прогнозы и моделирование событий на основе применения известных или неизвестных, но прогнозируемых результатов);

· Монографии – книги, посвящённые всецело и всесторонне какому- либо направлению науки или классу научных проблем;

· Словари и тезаурусы;

· Энциклопедии;

· Изданные концептуальные проекты;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.