Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1. Виды малых групп и структурные характеристики школьного класса (2 час.)






1. Понятие малой группы.

2. Виды малых групп (формальные/неформальные; группы членства/референтные; диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы)

3. Понятие структурных характеристик малой группы. Формальная и неформальная структура школьного класса.

4. Коммуникативная структура школьного класса.

5. Ролевая структура школьного класса.

 

Основная литература

1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. – 640 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=220529

2. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=313109

3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб [и др.]: Питер, 2009. - 583 c.

 

Дополнительная литература

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А./ Е.В.Андриенко. – М.: Академия, 2011. – 264 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева. - М.: РГИУ, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Бэрон, Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер.— СПб.[и др.]: Питер, 2003.— 269с.

4. Донцов, А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учеб. пособие / А.И. Донцов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. – 208 с.

5. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 2000.- 343с.

6. Ефимова, Н.С. Социальная психология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 192 с. - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=395969

7. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности: Учеб. пособие / Я.Л.. Коломинский. – 2-е изд., доп. - Мн: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.

8. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 207 с.

9. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2008. – 688с.

10 Нуркова, В.В. Психология: учебник для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011.— 576 c.

11. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология: учебник / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.

12. Сидоренков, А.В.Эмпирическое обоснование модели групповой сплоченности / А.В. Сидоренков, А.Л. Мондрус // Психологический журнал: журнал.— Б.м. — 2012.— №2.— С. 45-58.

 

Занятие 2: Динамические характеристики школьного класса (2 час.)

1. Общее понятие о динамических характеристиках группы.

2. Развитие малой группы.

3. Управление школьным классом (лидерство и руководство).

4. Групповая совместимость, групповая сплоченность.

5. Нормативное поведение в группе.

 

Основная литература

1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. – 640 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=220529

2. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=313109

3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб [и др.]: Питер, 2009. - 583 c.

Дополнительная литература

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А./ Е.В.Андриенко. – М.: Академия, 2011. – 264 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева. - М.: РГИУ, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Бэрон, Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер.— СПб.[и др.]: Питер, 2003.— 269с.

4. Донцов, А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учеб. пособие / А.И. Донцов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. – 208 с.

5. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 2000.- 343с.

6. Ефимова, Н.С. Социальная психология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 192 с. - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=395969

7. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности: Учеб. пособие / Я.Л.. Коломинский. – 2-е изд., доп. - Мн: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.

8. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 207 с.

9. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2008. – 688с.

10 Нуркова, В.В. Психология: учебник для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011.— 576 c.

11. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология: учебник / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.

12. Сидоренков, А.В.Эмпирическое обоснование модели групповой сплоченности / А.В. Сидоренков, А.Л. Мондрус // Психологический журнал: журнал.— Б.м. — 2012.— №2.— С. 45-58.

Занятие 3: Психологическая характеристика общения, с использованием методов активного обучения – игровые упражнения и ролевые игры (2 час.)

План:

1. Структура общения:

1) Коммуникативная сторона общения;

2) Перцептивная сторона общения;

3) Интерактивная сторона общения.

2. Уровни общения.

 

Метод активного обучения: игровые упражнения и ролевые игры

Цель занятия - углубить полученные па лекциях знания об общении, его структуре, исследование факторов, влияющих на эффективность передачи информации.

Студены осуществляют подготовку к занятию, опираясь на пункты плана и список литературы. При подготовке к практическому занятию студентам необходимо внимательно изучить материал лекции, учебника, монографий и статей. По каждому вопросу плана четко вычленить основную его идею и продумать схему ответа.

Ход занятия

В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд игровых заданий, раскрывающих специфику общения, его перцептивной и интерактивной сторон. Занятие состоит из двух этапов.

Этап 1. Актуализация знаний, полученных на лекциях, посвященных проблеме «Общение».

Основная задача данного этапа: помочь студентам вспомнить содержа­ние основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме. «Терми­нологическая разминка» может быть проведена в форме блиц-опроса.

1. Дайте определение общения.

2. Назовите три стороны общения.

2. Перечислите уровни общения.

3. Назовите основные характеристики коммуникативной стороны общения.

4. Назовите известные вам средства коммуникации.

5. Назовите основные каналы невербальной коммуникации.

6. Дайте определение перцептивной стороны общения.

7. Назовите механизмы познания других людей.

8. Назовите виды взаимодействия.

9. Перечислите позиции общающихся в ходе взаимодействия.

Этап 2. Выполнение игровых упражнений раскрывающих специфику перцептивной стороны общения.

Упражнение 1. Формирование образа партнера (расширяет представления о роли эффектов межличностного восприятия при восприятии партнера по общению)

Цели: „чтение" и формулирование „подтекста" поведения парт­нера; выявление механизма ловушек в общении: стереотипа вос­приятия, переноса собственных чувств, навешивания ярлыков; раз­граничение понятий „партнер" и „построенный образ".

Ход игры: Преподаватель предлагает трем участникам задание, ко­торое они должны будут продемонстрировать, войдя в комнату (остальные участники задания не знают). Продемонстрировать состояния: 1) внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться; 2) самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека; 3) веселого, беззаботного человека. Каждый из них должен поздороваться и задать несколько вопросов группе. Оставшиеся члены группы записывают свои впечатления: рост, вес, возраст, статус, черты характера, зачем пришел, что от него ждать. Затем записи о всех вошедших или об одном (для экономии времени) на выбор зачитываются.

Обсуждение. На основании чего сложился образ? Насколько объективным может быть этот образ? Какие факторы манеры поведения повлияли на восприятие человека? Какие факторы (кроме манеры поведения) могут оказать влияние на формирование первого впечатления о человеке?

 

Упражнение 2. Ролевая игра «Администратор гостиницы» (помогает осознанию позиций в ходе взаимодействия партнеров по общению)

Преподаватель актуализирует знания, полученные на лекции, посвященной проблеме межличностного взаимодействия. Основная задача: вспомнить позиции общающихся в ходе взаимодействия (пристройка к партнеру сверху, пристройка к партнеру снизу, пристройка к партнеру рядом, (отстраненная от партнера позиция).

Ход игры: преподаватель объясняет суть ролевой игры: Дело происходит в маленьком городке, в котором только одна гостиница. Обычно она пустует, но в данном случае переполнена по случаюсъезда лучших ветеринаров района (естественно, что причина населенности гостиницы может быть изменена ведущим по ситуации). За стойкой — администратор. Мест нет, но он (она) на своем посту. К нему время от времени подходят люди, желающие получить номер, и пытаются различным образом выстроить отношения с администратором с тем, чтобы добиться своей цели, мы решим, кто из участников будет в роли администратора, а кто - в роли гостей городка. Посетители гостиницы, договорившись со мной, будут использовать разные поведенческие стратегии, чтобы добиться своей цели — получить номер. Администратор будет вести себя в этой ситуации так, как сочтет нужным. В распоряжении каждой из групп посетителей 5 минут. По истечении их (если, конечно, ситуация логически не завершится раньше) администратор сообщит нам, готов ли он идти навстречу посетителю».

Далее преподаватель просит поднять руки тем, кто хотел бы попро­бовать себя в роли администратора. Оптимальное число — 4 челове­ка. Остальные участники произвольно разбиваются на 4 группы. Ад­министраторов просят на некоторое время выйти из комнаты. Преподаватель предлагает каждой группе решить, из какой коммуникативной позиции она будет решать поставленную задачу: «сверху», «снизу» или «на равных». Три группы из четырех определяются с позицией, которой они будут придерживаться. Их задача — придумать некото­рую «легенду», с которой они придут в гостиницу и которую будут отрабатывать в определенной коммуникативной позиции. То есть кто они, почему здесь оказались и т.д. Четвертая группа работает в свободном режиме: они тоже создают свою игровую легенду, но могут использовать любую коммуникативную позицию и имеют право менять ее в процессе игры. Кроме того, каждая группа вольна задействовать в игре любое количество участников. Если в группе 4 человека, они могут «приехать» в город все вместе, могут выдвинуть для игры 1—3 участников. У тех, кто не играет, всегда остается воз­можность повлиять на ход событий: во время действия у группы есть право взять тайм-аут для того, чтобы напутствовать игроков и даже заменить их другими.

Пока группы посетителей разрабатывают свои легенды, преподаватель дает инструкцию администраторам. Им сообщается, что каж­дый будет работать с одной из групп посетителей и действовать по ситуации, но одно небольшое условие: мест у них действительно нет. Ни одного. Весь резерв исчерпан. Конечно, остается личная «камор­ка» дежурного администратора, остается диван в холле, в конце кон­цов, личная жилая площадь самого администратора... Но это те резе­рвы, которые администратор может задействовать, а может про них даже не вспоминать. Все зависит от тех отношений, которые у него сложатся с просителями.

Администраторы готовят свое рабочее место, определяются с тем, будут ли стулья для посетителей, и если да, то где и сколько. Между собой договариваются об очередности и сообщают ее посети­телям. Посетители между собой делят своих администраторов, то есть решают, кто с кем будет вести игровую партию. Во время разы­грывания конкретной ситуации все остальные участники группы яв­ляются зрителями, причем по возможности — молчаливыми.

У зрителей есть свои задачи. Они должны внимательно следить за развитием со­бытий, отслеживать вербальные и невербальные реакции участни­ков. Цель упражнения — посмотреть, как в поведении реали­зуются различные коммуникативные позиции, как позиция одного участника взаимодействия влияет на другого, его партнера, какова эффективность той или иной коммуникативной позиции, какие чув­ства она вызывает у самого исполнителя и окружающих его людей.

Преподаватель внимательно следит за временем. Каждой группе просителей отводится ровно 5 минут. Обсуждение после каждой сценки проводить нецелесообразно. Важно только спросить у администратора (если в ходе игры это не стало очевидным само собой), подействовали ли на него аргументы приезжих и если да, то что он готов для них сделать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.